Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпиризм. Философия Ф.Бэкона

Социально-исторические изменения в Европе на рубеже XVII-XVIII вв. и особенности философии Нового времени

Философия Нового времени

 

Эпоха Возрождения сменилась эпохой буржуазных революций:

— Нидерландская буржуазная революция (XVI – начало XVII вв.)

— Английская революция (середина XVII в.)

—Французская революция (конец XVIII в.).

Эти революции знаменовали победу нового общественного строя над старым феодальным строем. Развивавшийся капиталистический способ все более рационализированного производства рождал потребность в науке, в научных исследованиях, имевших прикладное практическое значение. В XVII веке наука во все больших масштабах становилась производительной силой.

Государственные руководители различных европейских стран, стремившихся к экономическому и военному усилению своих государств, были вынуждены уделять развитию научных исследований больше внимания. В этих условиях возникают новые формы организации научно-исследовательской работы; светские учебные заведения, научные общества и академии.

резко возрос интерес не только к конкретным, частным знаниям, но и общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Этот рост интереса определяется, с одной стороны, социально-политической борьбой, с другой, развитием частных наук, научных исследований.

Философия должна была отразить потребности новой эпохи и изменения во всей системе общественных отношений. Для решения этих задач ей, в первую очередь, нужно было освободиться от гнета теологии, заново утвердить себя в качестве самостоятельной отрасли знания. Она должна была учесть достижения частных наук, и в то же время содействовать их развитию. В этих условиях в центре ее внимания – проблемы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познании. В структуре философии развивается гносеоцентризм (от греческого "знание", познание).

Следовательно, развитие науки в Новое время привело к переориентации философии. Она стала опираться на науку, ее авторитет. В центре нового мировоззрения – понятие разума. Ориентация на науку приняла две формы: опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, и теоретического построения, подчиненного правилам логики. Опора на опытное естествознание породила эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Противоположность эмпиризму выступил рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц), ориентирующийся на теоретические принципы организации научного знания и математику.

 

Философский эмпиризм (от греческого слова empeiria – опыт) – признает чувственный опыт источником знания. Опыт понимается как продукт взаимодействия объекта (предмета познания), существующего независимо от субъекта, с гносеологическим аппаратом последнего, с его познавательными способностями.

Эмпирики считали, что содержание знания может быть представлено либо как описание опыта, либо сведено к нему. С их точки зрения, рациональная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. Эмпирики не могли объяснить, как возникают научные теории, законы, понятия, которые нельзя получить из опыта и наблюдения непосредственно.

ФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626) – английский философ, лорд-канцлер при короле Якове I. В своем основном произведении «Новый органон» (1620) он обозначил целью науки увеличить власть человека над природой, предлагая реформу научного метода – очистить разум от заблуждений («идолов», или «призраков»), обратиться к опыту, обработанному посредством индукции. При этом последняя должна основываться на эксперименте.

Важнейшим условием познания является его опора на новые научные принципы. Необходимо очистить познание от мешающих ему «призраков», т. е. определенных установок сознания или сложившихся традиций мышления. «Знание — сила» — основной тезис Бэкона, который подчеркивал сущность и цель новоевропейской науки. Ученый должен вернуться к изучению природы. А чтобы избежать «великого обмана чувств», необходимо использовать хорошо организованные опыты – эксперименты. Кроме того, необходимо проделать критическую работу над наукой, а именно выявить причины человеческих заблуждений.

1. «Идолы» рода - некоторые устойчивые человеческие представления. Человеческому роду присущи многочисленные заблуждения, ограниченные и ложные представления. Причиной тому может служить очень распространенная процедура антропоморфизации, т.е. наделение природных процессов свойствами и особенностями человеческой психики.

2. «Идолы» пещеры - это заблуждения одного отдельного человека, детерминированные его индивидуальными особенностями. Они свидетельствуют о сложности и потаенности субъективного внутреннего мира человека, который во многом влияет и обуславливает восприятие мира, часто искажая его и деформируя.

3. «Идолы» рынка (площади) - порождаются мнением толпы или большинства, а также бесплодными спорами и пустыми разговорами.

4. «Идолы» театра – это вера в авторитеты – мнения ученых, священников (здесь Бэкон имеет в виду прежде всего мудрствования схоластов). Ссылаясь на те или иные системы, индивиды оказывались на «сцене» вымышленного мира.

Только подвергнув свое знание строгой проверке, мы можем познать истину. Борьба с идолами должна была вестись по многим направлениям. Идолы рода вытеснялись усилением просвещения и образования. Идолы пещеры — развитием интеллекта и мышления. Идолы рынка заставляли обратить внимание на понятийную структуру речи, язык и слово. Преодоление идолов театра предполагало отказ от доминирующей роли авторитетов и традиций.

Бэкон считал, что цель научного познания в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука – это средство, а не цель сама по себе. То есть, чтобы подчинить себе природу, следует изучить ее законы и научиться использовать свое знание на практике. Человек, у Бэкона, выступает как познающее и деятельное начало (субъект), а природа – это объект, познаваемый и используемый.

Понятие опыта – центральное в философии Бэкона; именно от него берет свое начало познание и к нему же приходит, в опыте проверяется истинность знания. Вне чувственного освоения действительности не может быть никакого знания, без чувств слеп разум.

Описанные в философских концепциях пути познания Бэкон рассматривает как путь муравья, путь паука и путь пчелы.

— Путь муравья, жилище которого представляет кучу мелких частиц, собираемых им день за днем, означает путь грубого эмпиризма, когда знание представляет собой нагромождение отдельных фактов, никак не систематизированных и необработанных.

— Паук, строит паутину, выплетая нити из самого себя, так и рационалист, создает умозрительные концепции исходя из данных разума без всякой опоры на опыт.

— И только тот, кто идет путем пчелы, сооружающей соты, опирается и на опыт и систематизирует материал, обрабатывая его с помощью индукции, достигает истины.

Индукция – метод познания, направленный на получение знания путем перехода от частных фактов к наиболее общим принципам и закономерностям.

 

Т. ГОББС. Т.Гоббса (1588—1679) часто называют систематизатором идей Бэкона. Его труд «Основы философии» по замыслу должен был состоять из трех частей — «О теле», «О человеке», «О гражданине». Начавшаяся революция сделала наиболее актуальными размышления «О гражданине» (1642). В 1651 г. выходит его знаменитый «Левиафан». Левиафан — библейское чудовище, олицетворявшее государственную власть.

Разделяя позиции эмпиризма и сенсуализма, Гоббс согласен, что « нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах, ощущениях». По его мнению, «истинная философия отвергает всякие прикрасы.

В центре философских интересов Гоббса стоит человек. Он одно из тел, наряду с прочими природными и физическими телами. Поэтому в объяснении человеческой жизнедеятельности и человеческой души у Гоббса преобладает механистический подход. Жизнь есть движение членов, сердце — пружина, нервы — нити, а суставы — колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела.

В человеке он подчеркивал его эгоистическую природу. Стремление человека к самосохранению приближает его к животному миру. «Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они ищут выгод и почета, действуют ради пользы или славы, т.е.ради любви к себе, а не к другим».

Любой народ проходит две стадии развития: догосударственную или естественную, которая сменяется государственной. В естественном состоянии люди живут согласно древнеримской пословице: «Человек человеку волк». Естественное состояние обозначает непрерывную войну каждого с каждым. Однако такая война обречена на самоистребление. И поэтому естественное, догосударственное состояние должно смениться государственным. Люди, в противоположность естественной, сугубо эгоистической природе человека, должны стать на путь общественного договора. Ибо даже плохой мир лучше войны

 

Дж.Локк (1632—1704). Основное сочинение Локка — «Опыты о человеческом разуме». Основным содержанием «Опытов» была критика врожденных идей. Схоластика искала истоки знания в душе и разуме человека, в котором в готовом виде запечатлены основополагающие принципы и идеи. Опираясь на данные этнографии и психологии, Локк опровергает саму возможность врожденных идей. Ни детям, ни диким народам, ни множеству необразованных людей врожденные логические принципы неведомы.. Никто не обязан знать «все».

Локк выделяет две разновидности опыта, объясняющие происхождение всех наших идей.

1. Идеи внешнего опыта - получаются посредством зрения, слуха, осязания и других органов чувств.

2. Идеи внутреннего опыта – размышления, рефлексия (различные психические состояния и чувства, т.е. идеи о собственной деятельности).

За этой важнейшей проблемой двух родов опыта возникла проблема первичных и вторичных качеств.

Первичные качества — это неотъемлемые свойства всех без исключения тел. Это протяженность, форма, движение, число, покой. К ним Локк прибавляет еще и плотность — непроницаемость. Вторичные — это всегда изменчивые качества, доводимые до нашего сознания органами чувств: цвет — глазами, звуки — ушами, запахи — обонянием, вкусы — органами рта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Япония с 1900-1945 гг | Рационализм. Философия Р.Декарта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.