Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационализм. Философия Р.Декарта

Рационализм (от латинского "разум") исходил из убеждения, что "естественный свет разума" присущ каждому человеку независимо от его интеллектуальной одаренности и образования. Наука была провозглашена ими высшей формой теоретического знания, а разум – верховной научной инстанцией.

Разум – единственный источник научного знания, основа научного познания. Философия, ориентируемая на идеал научного знания, признается подлинной руководительницей жизни. В борьбе против схоластики рационалисты опирались уже не столько на античные философские учения, как это имело место в эпоху Возрождения, сколько на идеи, рождавшиеся в процессе развития науки.

К рационалистам причисляют Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля.

РЕНЕ ДЕКАРТ (латинизированное имя – Cartesius, Картезий, отсюда название его философии – «картезианство») – французский философ и математик. Основные работы: "Рассуждение о методе" (1637), "Размышления о первой философии" (1641), "Начала философии" (1644).

В сфере философских вопросов, которые разрабатывал Декарт, первейшее значение имел вопрос о методе познания. Как и Бэкон, Декарт усматривал задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Он ищет безусловно достоверное исходное основоположение для любого знания и метод, с помощью которого можно столь же достоверное здание всей науки. Ничего этого нет в схоластике, считает Декарт, поэтому отправной точкой его философских рассуждений становится сомнение в истинности общепризнанного знания. Однако это не агностицизм, а лишь предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Между тем само мое сомнение во всяком случае существует. Сомнение же является одним из актов мышления. Я сомневаюсь, так как я мыслю. Если, т. о., сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего. Отсюда фундаментальный вывод Декарта: "Я мыслю, следовательно, я существую" (Cogito ergo sum).

Истины математики, говорит Декарт, обладают совершенной достоверностью, а также всеобщностью и необходимостью, которые вытекают самой природы интеллекта. В связи с этим неслучаен тот факт, что Декарт отвёл последнему исключительную роль в процессе познания и дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные положения (аксиомы) и которое состоит из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом интуитивно усматривает разум. С помощью достоверных средств мышления – интуиции и дедукции, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Декарт выделял целый ряд правил рационалистического метода, которые можно свести к четырем основным:

1)допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются ясными и отчётливыми и не вызывают никаких сомнений в их истинности (то, что не дает повода к сомнению);

2) дробить каждую сложную проблему на составные, частные проблемы и задачи;

3) переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному

4) не допускать никаких пробелов в логических звеньях исследования

Р.Декарт вошел в историю философской мысли и как яркий представитель дуализма.

Одна из центральных тем Декарта - дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Он отождествляя материю с протяженностью и понимает её даже не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт выдвигает мысль о беспредельности и однородности мировой материи (пространство), которая не имеет пустот и делима до беспредельности (в противоположность античному атомизму). Каждая частица материи – инертная и пассивная масса. Движение, представляющая собой перемещение тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения выступает бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их в таком состоянии.

К определению человека Декарт подходит с тех позиций, что человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие тела и души совершается, по предположению французского философа, посредством особого органа, т. н. шишковидной железы. Воля – наиглавнейшая способность человеческой души. Аффекты, или страсти действуют таким образом, что располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Душу с телом соедини сам бог, отличив тем самым человека от животных; животные не обладают сознанием – они являются автоматами, лишенными души.

Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

 

Г.В.Лейбниц (1646— 1716) немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк и языковед явился предшественником немецкой классической философии.

Ведущие научные интересы Лейбница сводились к механике, объяснявшей природные явления пространственным перемещением. Именно Лейбницу принадлежит честь введения в обиход математической мысли терминов: «алгоритм», «функция», «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «координаты».

Философия Лейбница — это образец рационалистической философии и методологии. Суть ее состоит в признании решающей роли в процессе достижения истины способностей человеческого ума. Не отвергая значения опыта, рационалисты отводят ему второстепенную ролы Опыт подтверждает истины, открывшиеся уму, может служить основанием для. многообразных открытий. Однако достижения самих истин всеобщего и необходимого характера опыт обеспечить не может. Поэтому в рационализме исходные положения трактовались как интуитивные. Именно от них начилась непрерывная цепь дедуктивно-логического следования.

У Лейбница интуитивные истины — это первичные истины, которые основываются на законе тождества. Они выражены посредством аналитических суждений, в которых предикат раскрывает признаки, содержащиеся в субъекте. Математические истины основываются на логическом законе противоречия.

В противоположность этим разумным истинам существуют истины факта, т.е. случайные истины. Для осмысления истин факта Лейбниц вводит закон достаточного основания. Закон достаточного основания, согласно которому все, что происходит, происходит на основании чего-нибудь, стал фундаментом принципа причинности (каузальности).

Лейбниц опровергал воззрение, согласно которому нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, и соответствующее ему истолкование человеческой души как некоей изначальной чистой доски (tabula rasa), на которой опыт пишет свои письмена. На это Лейбниц остроумно заметил: «Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах... кроме самого разума, который не выводим ни из каких чувств». Вместо понимания души как чистой доски (Дж.Локк), Лейбниц ввел представление о ней как о глыбе мрамора, прожилки которой намечают формы будущей статуи.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмпиризм. Философия Ф.Бэкона | Тема1.1 Осуществление операций с денежными средствами и ценными
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.