Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура организации




В теории организации и управления базовым понятием является понятие «структуры». По мнению Свенцицкого А. Л., под структурой организации необходимо понимать «…существующий в данном коллективе относительно постоянный образец взаимосвязей его членов и их связей с этим коллективом в целом». Несомненно, определение Свенцицкого А. Л. акцентирует внимание на самом главном элементе организационной структуры – взаимосвязи между членами. Но по своей природе взаимосвязи вторичны и основываются на социальном положении (социальной позиции) индивидов, включенных в процесс взаимодействия. Социальное положение каждого члена организации определяет его возможные взаимосвязи с другими членами организации. Кроме того, социальные положения индивидов в организации не являются однородными, и между ними существует отношения неравенства.

Относительно постоянный образец взаимосвязей членов организации есть всего лишь одна из форм взаимодействия индивидов, т.е. лишь часть организации. Рассматриваю организацию как относительно устойчивую совокупность форм взаимодействия индивидов, включенных в процесс управления, необходимо использовать такое определение структуры организации, которое соответствовало бы данному подходу. Наиболее близким по смыслу представляется определение, сформулированное П. Блау, – «под организационной структурой мы понимаем расстановку людей в разных социальных позициях, которые влияют на ролевые отношения между этими людьми». Таким образом, организационная структура – это совокупность социальных позиций, занимаемых индивидами. Позиции возникают в результате существующего неравенства членов организации и определяют их поведение в дальнейшем. Совокупность форм взаимодействия индивидов возникает на основании существующей социальной структуры.

Неравенство индивидов возникает в результате воздействия следующих факторов:

- неодинаковое обладание формальной властью;

- неравные доходы;

- разделение труда;

- неравные права в отношении собственности на основные средства производства;

- неравный уровень образования членов организации;

- разный опыт работы и т.д.

 

В литературе, посвященной структуре организации, преобладает установка, что структура в организации одна. Но, исходя из приведенных выше определений и опираясь на собственные наблюдения, можно констатировать, что любой индивид, находясь на любой социальной позиции в организации, играет различные роли в зависимости от тех связей, в которые он включен. Кроме того, те связи, в которых он играет определенные роли, достаточно устойчивы для того, что бы их можно было рассматривать в качестве структуры организации. Поэтому каждый индивид включен в различные структуры отношений одной и той же организации.

Кроме того, процесс управления в организации неоднороден, и поэтому в любой организации можно говорить о структуре контроля, структуре планирования, структуре принятия решений, структуре информационных потоков и т.д. Индивид занимает определенную позицию в этих структурах и реализует различные ролевые отношения по отношению к тем людям, с которыми он осуществляет свою деятельность.

Таким образом, в любой организации можно выделить два типа структур:

1) структура, основанная на межличностных отношениях;

2) структура, основанная на техническом разделении труда.

Рассмотрим их подробней.

Межличностные отношения весьма разнообразны, складываются на основании различных причин и имеют различную мотивацию. Упорядочить эти отношения в классификации на основании какого-либо критерия весьма сложно. Тем не менее, в теории и практике организации и управления в качестве структурообразующего элемента организации часто рассматривают понятие «цель». На основании критерия характера цели деятельности индивида в организации и характера средств достижения этих целей можно упорядочить существующие в организации межличностные отношения.

Цели деятельности индивидов в организации могут носить характер как формальный, так неформальный. В данном случае, под формальными целями понимаются такие, для достижения которых организация и была создана, сконструирована. Неформальные цели – цели, не имеющие к организации никакого отношения, то есть те, под которые организация не создавалась. Средства достижения этих целей могут так же носить как формальный, так и неформальный характер. Под формальными средствами достижения цели понимаются те средства, которые предусмотрены организацией, общепризнанны в ней. Неформальные средства – это те, которые не предусмотрены для достижения целей в организации.

 

Средства Неформальные Внеформальные отношения Неформальные отношения
Формальные Формальные отношения Неоформальные отношения
  Формальные Неформальные
Цели

Рисунок 2. Типы социальных отношений в организации

Индивид может быть включен в четыре типа социальных отношений в рамках одной и той же организации. Схематично это представлено на рисунке 2. Если совокупность людей стремится к формальным целям формальными средствами, то они включены в формальные отношения. Если эти отношения относительно постоянны, а индивиды, включенные в эти отношения, идентифицируют друг друга и обладают системами координации, коммуникации и власти, то эти отношения можно рассматривать как организационные отношения. То есть эти отношения имеют место в формальной организации.

Если совокупность индивидов стремиться к формальным целям неформальными средствами, то они образуют совокупность индивидов, объединенных внеформальными отношениями, или внеформальную организацию.

Если совокупность индивидов стремиться реализовать неформальные цели формальными средствами, то их отношения могут быть рассмотрены в рамках неоформальной организации.

Если совокупность индивидов стремиться к реализации неформальных целей неформальными средствами, то их отношения могут быть рассмотрены в рамках неформальной организации.

Рассмотрим основные черты каждой организации. Прежде чем перейти непосредственно к описанию свойств и качеств различных видов структур предприятия, необходимо отметить один немаловажный момент. Как уже было отмечено выше, в теории и практике управления выделяют следующие элементы организации: цели, структура, задачи, технология и люди. Но в тоже время на любом предприятии существуют четыре типа отношений между сотрудниками, а значит четыре типа организаций. А в каждом типе организации можно выделить и элементы организации. В связи с этим, в дальнейшем будут рассматриваться элементы организации во взаимосвязи определенного типа: формального, неформального, внеформального или неоформального.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.