Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеральный заказчик имеет право назначать специальную комиссию с учетом представителей ГНТС по приемке как отдельных работ, так и проекта в целом




Головная организация готовит итоговый отчет по результатам выполнения проекта и выносит его на рассмотрение головного научно-технического совета по проекту (ГНТС); ГНТС рассматривает результаты выполнения работ и направляет итоговые материалы генеральному заказчику проекта для принятия соответствующего решения;

Головная организация по разделу проекта готовит итоговый отчет по разделу и после рассмотрения его на научно-техническом совете по разделу проекта (НТСР) направляет в головную организацию по проекту в целом; НТСР осуществляет приемку результатов каждой работы своего раздела и утверждает акты приемки-сдачи научно-технической продукции, приемки работы;

Организации-исполнители проекта за определенный срок до завершения работ (тем) представляют в головную организацию по разделу проекта итоговый отчет за весь отчетный период с обязательной информацией о реализации научно-технической продукции;

 

Лекция 8.

Час 1 – Управление процессами трансфера технологий в области охраны окружающей среды – 1

Управление процессами трансфера технологий в области охраны окружающей среды. Трансфер технологий как их распространение посредством информационных каналов. Особенности управления трансфером технологий в различных странах. Учет различных источников информации при управлении трансфером технологий. Наилучшие из доступных технических методов в области охраны окружающей среды.

 

Принципиальную роль в инновационно-технологическом менеджменте организации играет управление процессами трансферта технологий.

Трансферт технологий может быть определен как «движение технологических возможностей – обычно пакета артефактов, информации, прав и услуг – от поставщика к потенциальным потребителям». Трансферт технологий представляет собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому. Поскольку технология является преимущественно информацией, предназначенной для достижения какой-либо цели, или знанием о том, как сделать что-либо, то трансферт представляет собой фактически распространение технологий с помощью информационных каналов различного типа: от лица к лицу, от группы к группе, от организации к организации.

Трансферт технологий является важным средством осуществления инновационного процесса, инструментом коммерциализации технологий. Принято выделять три основных формы трансферта технологий:

1. Внутренний трансферт, когда осуществляется передача технологии от одного подразделения организации другому.

2. Квазивнутренний трансферт, т.е. движение технологии внутри альянсов, союзов, объединений самостоятельных юридических лиц.

3. Внешний трансферт, т.е. процесс распространения технологии, в котором участвуют независимые разработчики и потребители технологий.

Как инструмент осуществления инноваций трансферт технологий активно используется при решении большинства задач инновационно-технологического менеджмента организаций. Так, с процессами трансферта технологий неразрывно связано решение таких задач управления инновациями, как осознание возможности и необходимости осуществления инноваций, идентификация и оценивание новой технологии, защита инноваций как объектов интеллектуальной собственности.

Сканирование и мониторинг технологий, обзор и анализ информации о внешних исследованиях и разработках необходимы для осознания возможности определенных инновационных технологий, для их идентификации и выработки стратегии инновационного развития организации.

Оптимизация информационных потоков в организации – это одна из ключевых задач управления процессами трансферта технологий. В процессе ее решения важно учитывать, что информация о новых технологиях может иметь различный характер и принципиально разные источники (см. схему).

 

Во-первых, это может быть информация, основанная на знаниях, которая передается в вербальной, словесной форме (через печатные журналы, монографии, патенты и т.п., устно на конференциях, различных курсах и обсуждениях в научных сообществах, в беседах с коллегами, через теле- и радиопередачи и любые другие средства передачи вербальной информации). Вербальная информация о новых технологиях, основанная на знаниях, обычно имеет академический, часто абстрактный характер.

Во-вторых, информация о новых технологиях может быть основана на умениях и навыках. Этот тип информации передается через практическую деятельность, через наблюдение за ней, а еще лучше через непосредственное участие в ней. Передача такой информации происходит на курсах или стажировках в тех организациях, где практикуются соответствующие навыки, а также путем приглашения квалифицированного персонала (или взаимообмена).

В-третьих, информация о новых технологиях может быть основана на оборудовании. В этом случае она передается через инновационную продукцию непосредственно или данных о ней, которые публикуются в рекламе, в торговых журналах и т.д.

При управлении процессами трансферта технологий принципиально важно также проводить разграничение формальных и неформальных источников информации, которое определяет в значительной степени возможности контроля за соответствующими информационными потоками.

К формальным информационным источникам относятся те, которые целенаправленно, сознательно создаются и контролируются. Например, подписка на торговый журнал, участие в научном сообществе, членство в региональном технологическом центре, привлечение консультантов. Эти информационные источники находятся вне организации и могут использоваться для передачи ей информации о новых технологиях. Однако внутри организации также существует информация, которую важно не только осознать, но и использовать.

Например, как работник, находящийся на передовой производственного процесса, и который понял, как улучшить использование оборудования, может передать эту информацию тем, кто принимает решение в организации? Знакомыми формальными механизмами для передачи такой информации внутри организации являются собрания, информационные листки, движение персонала, обучение (переобучение, повышение квалификации). Однако для управления инновациями важны и неформальные потоки информации, т.е. непланируемые, случайные обмены информацией. Это может быть беседа за обедом, «переброска несколькими словами», возникновение случайных непланируемых групп на конференциях или при обучении и т.п.

Формальные информационные потоки намного легче контролировать, чем неформальные, поскольку решение о формальных потоках принимается сознательно (участие в конференции, подписка на журнал, вступление в ассоциацию). Более того, многие из этих формальных контактов предоставляют информацию регулярно.

Неформальные информационные потоки ничуть не менее важны, но по самой их природе их намного сложнее контролировать, отслеживать, однако это очень важно делать для эффективного трансферта технологий. При этом важен индивидуальный подход к работникам при организации информационных потоков с целью реализации инноваций.

В сканировании и мониторинге технологий важную роль играют работники, которые благодаря своим широким интересам много читают, имеют интенсивные неформальные профессиональные контакты и в итоге обладают огромным объемом информации о новых технологиях, применяемых в самых различных организациях и сферах деятельности.

Такие работники помогают «поймать» нужную технологию, поэтому их роль иногда обозначают как «технологический вратарь».

Можно выделить ряд методов, которые в настоящее время широко используются компаниями в различных странах при импорте технологий, т.е. международном трансферте. Кроме собственно покупки технологий или прямых иностранных инвестиций, компании получают доступ к зарубежным технологиям, применяя также следующие способы:

- Реверсивное, обратное проектирование представляет собой метод трансферта технологий, который активно используется японскими компаниями. В качестве его основных шагов можно выделить следующие: демонтаж (разборка) инновационной продукции; изучение того, как она работает, как сделана; разработка улучшенных версий этой продукции и продажа под именем своей собственной компании.

- Производство на базе подлинной, незаимствованной технологии (OEM – original equipment manufacture) - этот метод внешнего трансферта технологий широко применяется, в частности, при производстве бытовой электроники.

Особенно активно он используется в таких странах, как Корея, Тайвань и Сингапур. При этом методе международного трансферта технологий местная фирма производит конечный продукт согласно спецификации иностранной фирмы-заказчика, в роли которой часто выступает крупная японская или американская компания по производству бытовой электроники. Затем иностранная фирма продает продукцию под своим собственным именем. При этом иностранная компания нередко участвует в выборе оборудования, обучении технологического и управленческого персонала, что часто ведет к тесному долгосрочному технологическому сотрудничеству. Однако можно отметить несколько недостатков OEM, основные их которых заключаются в том, что местная фирма как младший партнер является подчиненной и зависит от технологии, компонентной базы и маркетинговых каналов крупной зарубежной компании, которая часто диктует жесткие условия. Таким образом, местная фирма не имеет доступа к видам деятельности и звеньям стоимостной цепи после собственного производства, а поэтому она не может развивать свой опыт в области маркетинга на международных рынках, не может развивать свою товарную марку.

- Создание заводов «под ключ» обычно включает внешний трансферт сложных, комплексных производственных технологий. При этом иностранная фирма, как правило, несет ответственность за управление проектом, отбор зарубежных и местных поставщиков, обучение менеджеров и технического персонала завода.

 

Час 2 – Анализ эффективности инновационной деятельности – 1

Анализ эффективности инновационной деятельности. Основные направления коммерческого анализа инновационного проекта. Содержание научно-технического анализа проекта. Цели, задачи и формы проведения социального и экологического анализа эффективности инновационного проекта. Финансово-экономический анализ инновационного проекта. Простые и дисконтированные критерии оценки финансово-экономической эффективности инновационной деятельности. Сравнение инновационных проектов по их эффективности. Примеры расчета эффективности инновационных проектов.

Для анализа эффективности инновационного проекта важно выделять три стадии в периоде его осуществления:

- прединвестиционная (когда проводятся предпроектные исследования, оценка осуществимости проекта, подготавливается его технико-экономическое обоснование);

- инвестиционная;

- эксплуатационная (осуществление инновационной деятельности в соответствии с проектом).

Системный подход к управлению инновационными проектами предполагает рассмотрение и анализ на предивестиционной стадии альтернативных вариантов инвестиционных решений. Анализ альтернатив чрезвычайно важен ввиду высокой цены ошибок в инвестиционных решениях, которые обнаруживаются уже на эксплуатационной стадии инновационных проектов. Избежать таких ошибок – значит обеспечить высокую эффективность проекта.

Рисунок

При разработке и осуществлении инновационного проекта принципиально важно проводить детальный коммерческий анализ его эффективности.

Основными направлениями коммерческого анализа инновационного проекта являются такие как оценка рыночной перспективы инновационных продуктов, услуг, технологий, разрабатываемых в рамках проекта, а также определение мероприятий по снабжению проекта необходимыми ресурсами.

Системный подход к управлению инновационными проектами предполагает органическое дополнение их коммерческого анализа другими видами анализа эффективности. Безусловно, что решающее значение для обеспечения высокой эффективности инновационного проекта имеет его научно-технический анализ, в ходе которого исследуются уровень и степень научной новизны проекта, соответствие предлагаемых им научно-технических решений современным научно-техническим требованиям, новым технологическим укладам, перспективность и техническая обоснованность проекта и т.п.

С позиций системного подхода к управлению инновационными проектами центральную роль в исследовании их эффективности играет социальный анализ. Цели и задачи социального анализа эффективности инновационного проекта связаны с исследованием вопросов и выработкой мер по обеспечению соответствия результатов проекта интересам различных социальных групп. Такое соответствие необходимо для достижения достаточно высокой эффективности проекта, поскольку оно обеспечивает поддержку проекта населением.

Если при разработке проекта социальному анализу его эффективности уделяется недостаточное внимание, то может оказаться, что проект будет сориентирован на социальные ценности самих разработчиков проекта, а не на достаточно широкие социальные слои. Такое изначальное сужение группы потенциальных потребителей результатов проекта обычно приводит к его низкой эффективности.

Системный анализ эффективности инновационных проектов предполагает ее анализ в различных ракурсах, причем во многих случаях принципиально важным оказывается экологический анализ. Во многих странах законодательно закрепляется необходимость проводить оценку воздействия на окружающую среду при разработке инвестиционных проектов. В России контроль за воздействием проектов на окружающую среду осуществляется органами государственной экологической экспертизы. В случае отмены проекта по причине негативного воздействия на окружающую среду его разработчики несут значительные материальные и моральные потери, поэтому целесообразны затраты на проведение экологической экспертизы проекта в самом начале его разработки.

Финансово-экономический анализ эффективности проекта обычно проводится на заключительном этапе комплексной экспертизы его разработки, но фактически он является центральным элементом всего системного анализа эффективности инновационного проекта.

На предынвестиционном этапе проекта при анализе его финансовой эффективности и принятии инвестиционного решения важно оценить и соизмерить прогнозные величины входных и выходных денежных потоков проекта.

Другими словами, на этом этапе целесообразно рассматривать проект как «черный ящик», т.е. не вдаваясь во внутреннюю структуру проекта и механизм его реализации, оценивать и соизмерять входные денежные потоки (т.е. стоимость необходимых ресурсов или расходы, затраты проекта) с выходными денежными потоками проекта (т.е. стоимостью произведенной продукции или выгодами, доходами проекта).

Как уже отмечалось, до эксплуатационной стадии проекта, т.е. момента выпуска продукции, проходит определенное время (прединвестиционная и инвестиционная стадии). Это означает, что время является одним из факторов (ресурсов) проекта.

Учет фактора времени является одним из важнейших принципов оценки эффективности проекта. Этот учет базируется на понятиях теории ценности денег во времени, согласно которой одна и та же денежная сумма имеет разную ценность во времени по отношению к текущему моменту в силу, например, инфляции, возможности альтернативного использования денежных средств (например, деньги можно не вкладывать в инновационный проект, а положить в банк и их ценность будет изменяться с течением времени), риска и неопределенности, связанной с инвестированием в данный объект, и других причин.

Существующие методы оценки финансово-экономической эффективности инновационных проектов можно разделить на следующие основные группы:

- простые или статические методы;

- методы дисконтирования (или динамические).

Простые методы (критерии) оценки экономической эффективности:

1. Срок окупаемости

Срок окупаемости – это продолжительность периода времени, за который поступления от деятельности по проекту покроют затраты на реализацию проекта.

Основной недостаток показателя срока окупаемости заключается в том, что он не учитывает весь период реализации инновационного проекта, а следовательно, на него не влияет вся отдача от вложений, которая лежит за пределами этого срока. Поэтому часто этот показатель служит не критерием выбора проекта, а используется в качестве ограничения (срок окупаемости должен быть не больше определенного периода).

2. Суммарная прибыль

Этот простой (без учета временной ценности денег) показатель определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализацией проекта.

3. Рентабельность инвестиций.

Этот показатель, называемый также простой нормой прибыли, определяется как отношение годовой прибыли ко вложенным в проект инвестициям (обычно для расчета этого показателя выбирается год выхода проекта на полную производственную мощность)

Дисконтированные критерии экономической эффективности:

Дисконтированные критерии учитывают разную ценность денег во времени.

Однако при разработке конкретных инвестиционных проектов проблема расчета ставки дисконта не рассматривается. Обычно она берется как экзогенная величина (т.е. данной извне) и, как правило, полагается равной кредитному проценту (альтернативной стоимости капитала). Многие фирмы определяют ставку дисконта, исходя из усредненных процентных ставок по долгосрочным банковским кредитам.

ЧДД зависит от двух видов параметров:

1) от прогнозируемых величин денежных потоков конкретного проекта;

2) от ставки дисконта (кредитного процента).

Как правило, при принятии инвестиционного решения отдается предпочтение проектам, для которых значение ЧДД положительное. При сравнении альтернативных проектов экономически более выгодным считается проект с наибольшей величиной ЧДД. Отрицательное значение этого показателя свидетельствует о неэффективности вложения денежных средств (норма доходности меньше необходимой).

2) индекс доходности (индекс прибыльности)

Индекс прибыльности показывает относительную доходность проекта. Несмотря на различные подходы к его вычислению, в большинстве случаев он вычисляется как отношение чистого дисконтированного дохода (ЧДД) стоимости первоначальных вложений:

Критерием принятия инвестиционного решения является сравнение PI с нулем (принимаются проекты, для которых ИД>0).

3) внутренняя норма доходности (внутренняя рентабельность)

В рассмотренных выше дисконтированных критериях выбор значения ставки дисконта (экзогенная переменная) оказывает существенное влияние на итоговый результат оценки экономической эффективности инновационного проекта.

При принятии инвестиционного решения этот критерий позволяет инвестору оценить целесообразность вложения средств в данный проект. Если банковская ставка больше IRR, то положив деньги в банк, инвестор, по-видимому, может получить большую прибыль.

Сравнение проектов по их финансово-экономической эффективности

Одной из самых сложных задач при принятии инвестиционного решения является сравнение альтернативных (взаимоисключающих) проектов. При ранжировании проектов по различным критериям могут возникнуть противоречия (например, по одному критерию предпочтительным может оказаться один проект, а по другому – второй).

Заметим, что эти противоречия могут возникнуть при рассмотрении двух или более альтернативных проектов. При рассмотрении же единственного проекта с традиционной схемой входных и выходных денежных потоков рассмотренные дисконтированные критерии обычно приводят к сходным непротиворечивым выводам.

При выборе из нескольких альтернативных проектов единственным непротиворечивым показателем является внутренняя норма доходности. Он позволяет осуществить надежное ранжирование рассматриваемых проектов с целью максимизации выгод от инвестиций.

Таким образом, анализ эффективности инновационной деятельности является актуальной задачей менеджмента инноваций, которая может быть решена на основе применения системного подхода к управлению инновационными проектами.

 

Лекция 9.

Час 1 – Финансирование инновационных проектов – 1

Финансирование инновационных проектов. Формы и системы финансирования. Венчурные фонды, инновационные, страховые фонды.
Венчурное финансирование инновационных проектов. Использование лизинга при регулировании инновационной деятельности. Учет рисков при оценке эффективности инновационных проектов. Методы снижения и диверсификация рисков.

 

В качестве источников финансирования могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед руководством фирмы, является решение вопроса: какие средства следует выделять на исследования и разработки?

Методы коммерческого финансирования инновационных проектов

Возможность для компании привлечь финансирование является критической составляющей процесса коммерциализации результатов исследований и опытно-конструкторской деятельности.

Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются:

1. банковский кредит;

2. средства от эмиссии ценных бумаг;

3. сторонние инвестиции под создание отдельного предприятия для реализации проекта;

4. средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов;

5. инновационный кредит;

6. доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных);

7. собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд);

8. средства, полученные под заклад имущества;

9. доходы от продажи патентов, лицензий;

10. факторинг;

11. форфейтинг.

В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят:

- покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования;

- приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии);

- размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов;

- привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

Венчурный капитал, как источник финансирования частного бизнеса, зародился в 50-х годах в США, а в европейских странах появился в 70-х годах. Название "венчурный" происходит от английского слова "venture" - "рискованное предприятие или начинание", и это действительно так по своей сути. Для работы с венчурным (рисковым) капиталом и создаются венчурные фонды.

Венчурные фонды - это коммерческие финансовые организации, основная цель которых - аккумулирование на своих счетах финансовые средства и инвестирование их в наиболее интересные инвестиционные проекты с целью получения прибыли.

Обычно в качестве учредителей и инвесторов венчурных фондов выступают банки, крупные корпорации, пенсионные фонды, страховые компании и частные лица. А, как объекты для инвестирования, венчурным фордам в первую очередь интересны стабильно работающие предприятия, располагающие определенным инновационным потенциалом.

Венчурные фонды, как правило, создаются на определенный срок. Обычно от 5-7 до 10-12 лет. Сумма саккумулированных денежных средств составляет не менее 20-30 млн. долларов. Главная цель, которую преследует фонд - это инвестирование денежных средств в рискованный, но высокодоходный инвестиционный проект, который позволит предприятию "вырасти", увеличить свои активы за 3-5 лет в несколько и более раз.

Следует отметить тот факт, что после принятия "положительного решения" по рассматриваемому проекту, эксперты фонда изначально занижают рыночную стоимость предприятия, но хозяевам бизнеса ничего не остается, как соглашаться с их доводами, а главное, c таким "подходом" потенциального инвестора.

По прошествии 5-7 лет от момента инвестирования, когда Активы Акционерного общества, в которое инвестировались средства, заметно выросли, венчурный фонд продает свои акции (или долю) общества совладельцам или третьим лицам зарабатывая на этой операции в процентном соотношении суммы, в несколько раз превышающие доходность по обычным финансовым операциям.

При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

По экономическому содержанию лизинг представляет собой прямые инвестиции, при которых лизингополучатель (арендополучатель) обязан возместить лизингодателю (инвестору) инвестиционные издержки (связанные с приобретением и использованием предмета лизинга) и выплатить вознаграждение (денежную сумму, предусмотренную договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат).

Основными формами лизинга являются:

- внутренний лизинг (обе стороны договора лизинга являются резидентами РБ),

- международный лизинг (одна из сторон – нерезидент).

Все расходы по приобретению необходимых основных фондов на первом этапе внедрения новой технологии покрывает лизинговая компания (арендодатель).

К основным типам лизинга относятся:

- долгосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение 3 и более лет);

- среднесрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение от полутора до 3 лет);

- краткосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет).

 

Учет и оценка факторов риска

При проведении оценки инновационных проектов одним из существенных моментов учета является изучение возможных неопределенностей и рисков, способных отрицательно повлиять (в той или иной степени) на результаты проекта.

Наиболее распространенная классификация рисков выделяет две основные категории рисков – в зависимости от возможного результата и в зависимости от основной причины возникновения. В зависимости от возможного результата риски подразделяют на чистые (в более узком смысле - статические), означающие возможность получения отрицательного или нулевого результата (природные, экологические, политические, транспортные, имущественные, производственные, торговые) и на спекулятивные (в более узком смысле - динамические), подразумевающие возможность получения как положительного, так и отрицательного результатов (финансовые риски).

К наиболее существенными видам рисков относят риск, связанный с нестабильностью нормативно-правового обеспечения экономической (в частности, инвестиционной и инновационной) деятельности, внешнеэкономический, социально-политический, производственно-технологический риски, неполноту и неточность экономической, технической и технологической информации по проекту, колебания рыночной конъюнктуры и отдельных параметров, учитываемых в рыночной деятельности, а также неопределенность в вопросах качественной оценки участников проекта и неопределенность природных условий.

 

Выделяют качественные и количественные методы оценки риска. При этом, качественные методы в своей основе опираются на данные экспертных оценок, количественные, разделяемые на статистические и аналитические также могут проводиться рядом экспертов. При использовании статистического метода рассчитывается вероятность потерь, определяемая объективно либо субъективно. Объективный подход предполагает применение вероятностной модели математической статистики.

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.

Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль.

Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов – следующий метод снижения риска инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационной организации, она может предать эти риски другой организации. Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения следующих типов контрактов:

– строительные контракты (все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная организация)

– аренда машин и оборудования (лизинг)

– контракты на хранение и перевозку грузов

– контракты продажи, обслуживания, снабжения

– договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования – передача организацией кредитного риска позволяет получить 100% гарантию на получение всех платежей, уменьшая таким образом кредитный риск организации)

– биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок.

Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование.

Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:

– высокий размер страхового взноса, устанавливаемый организацией при заключении договора страхования

– некоторые риски не принимаются к страхованию (если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи).

Для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта.

 

Тема 5. Инновации на предприятии – 2

Час 2 – Инновации как основа развития предприятий и организаций – 1

Инновации как основа развития предприятий и организаций. Выбор и разработка инновационной стратегии для предприятия. Анализ используемых на предприятии технологий, производимой продукции сравнение с наилучшими образцами. Функции управления инновационной деятельностью. Оценка конкурентоспособности инновационной продукции. Организация выполнения НИР и ОКР. Организация использования инноваций. Организация трансфера технологий.

 

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.

Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты – результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

В литературных источниках и в практической деятельности используются различные систематизации функций инновационного менеджмента.Выделяются, в основном, две группы функций: предметные (специальные) и обеспечивающие.

Специальные функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью: 1. научные функции обеспечивают управление разработкой научно-исследовательских работ по созданию новшеств для различных видов деятельности; 2. технические функции предусматривают решения комплекса задач, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности; 3. экономические функции управления инновациями сводятся к проведению маркетинговых исследований, определению необходимых инвестиций, доходов и прибыли, оплаты труда и других работ, связанных с реализацией новшеств; 4. организационные функции направлены на решение вопросов организации труда и управления по производству и реализации новшеств; 5. социальные функции обеспечивают повышение квалификации кадров, создание хорошего социально-психологического климата в коллективе, улучшение условий труда и быта, снятие психологических барьеров к новшествам.

Обеспечивающие функции инновационного менеджмента объединяют управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций управления.

Основной обеспечивающей функцией инновационного менеджмента является функция планирования, включающая управление системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации и по планированию реализации стратегии фирмы и достижению поставленных целей.

Функция процесса организации обозначает формирование структур менеджмента, распределение материальных, информационных и инновационных потоков между исполнителями, распределение ответственности, риска и полномочий.

Функцию мотивации можно представить как намеренное воздействие на личность с целью решения задач и достижение целей организации. Для эффективного руководства в процессе управления менеджер должен использовать знания потребностей, побуждений и мотивов работника для формирования нужного типа поведения.

Координация как функция инновационного менеджмента обуславливает организацию взаимодействия и согласованности всех звеньев большой иерархической системы предприятия.

Контроль в инновационном менеджменте связан с учетом количественной и качественной оценки результатов работы.

 

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.

Опыт изучения результатов НИОКР показывает, что факторами конкурентоспособности научно-технической продукции являются:

- уровень базовых технологий, применяемых при проведении НИОКР;

- технический уровень полученных результатов;

- профессиональный уровень исполнителей;

- объем финансирования НИОКР;

- объем предполагаемого рынка научно-технической продукции (результатов НИОКР);

- потребительские (функциональные) свойства продукции, производимой с использованием результатов НИОКР (инновационной продукции);

- объем предполагаемого рынка инновационной продукции.

ЧАСТЬ указанных факторов не имеет количественного выражения и применяется в оценке конкурентоспособности как качественная характеристика. Это связано с объективными причинами. Базовые технологии не имеют универсальной оценки. Так, количество патентов еще не отражает уровень используемых знаний, поскольку патент выдается на новое техническое решение, являющееся лишь составной частью используемых знаний. Кроме того, предприятия все чаще отказываются от патентования в силу выбранной стратегии, предпочитая сохранять разработки в секрете. Профессиональный уровень, привычно выражаемый количеством исполнителей, имеющих ученую степень, -- достаточно условная характеристика, применимая для официальных отчетов, но не более того. Потребительские свойства инновационной продукции можно выразить лишь совокупностью ее специфических свойств.

Лишь некоторые из перечисленных факторов могут быть выражены количественно. Поэтому в систему оценки конкурентоспособности научно-технической продукции включаются технический уровень разработки, объемы предполагаемого рынка инновационной продукции и финансирования НИОКР.

 

Трансфер технологий – это процесс передачи технологий, «know-how», оборудования, информации и других материальных и нематериальных источников и носителей знаний с целью извлечения прибыли или получения льгот передающей и принимающей сторонами.

Прямой трансфер предполагает, что ВУЗ и потенциальный покупатель информированы о взаимных интересах и предложениях, знают друг друга и взаимодействуют напрямую.

Прямой трансфер технологий осуществляется в следующих формах:

– разработка технологий в рамках прямых договоров с предприятиями и организациями;

– торговля лицензиями на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и др.;

– организация научно-инновационных предприятий при ВУЗе

Опосредованный механизм трансфера технологий предполагает включение в цепочку Вуз - Предприятие инновационных структур, содействующих расширению информационных обменов и контактов, продвижению научно-технической продукции ВУЗов.

Центр трансфера технологий – одна из структур, которые оказывают содействие при движении инновационных разработок от разработчиков к потребителям.

Центр трансфера технологий – коммерческая организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.