КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории, объясняющие стремление людей объединяться в группы
Динамика формирования группы ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ Группа — это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели. Группы могут быть формальными и неформальными. 1. теория близости (propinquity). Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что служащие, которые работают в одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся в группу, чем в том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга. 2. Теория образования групп, более полная, чем теория простой близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим); 3. Теория равновесия (balance theory). Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам. Индивид Х будет взаимодействовать и создаст отношения/группу с индивидом Y благодаря общим установкам и ценностям (Z). 4. теория обмена. Схожая по своему подходу с теорией мотивации, внимания, является теория обмена. Групповая теория обмена рассматривает последствия взаимодействия в виде вознаграждения и затрат. Формальные группы, функционирующие на относительно постоянной или временной основе, предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Оказывают влияние на поведение людей в организации и на эффективность ее работы. Наиболее частыми причинами объединения людей в группы являются: - стремление к достижению целей; - потребность в усилении власти; - обеспечение безопасности; - обеспечение самоуважения; - потребность в общении; - получение определенного статуса. Объединяясь в группы, люди обычно удовлетворяют не одну, а несколько насущных потребностей. Каждая группа формируется и развивается по-своему, причем любая группа в своем развитии проходит пять этапов: 1) начальная стадия формирования (неопределенность структуры группы, ее целей); 2) внутри групповой конфликт (борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы (если это формальная группа - за неформальное лидерство); 3) обеспечение сплоченности членов группы (отношения между членами группы более тесные и сплоченные, одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе); 4) стадия наивысшей работоспособности и производительности (энергия ее членов направлена на обеспечение эффективной работы и производительности достижение высоких результатов); 5) заключительная стадия (для временных групп выполнение задач становится заключительной стадией их существования; производительность работы группы в этот период может заметно снизиться). Условия, влияющие на эффективность работы групп представлены на рис. 3. Рис. 3. Основные компоненты, определяющие эффективность работы групп Внешние условия. Чтобы проанализировать поведение людей в группе, важно прежде всего охарактеризовать организацию, частью которой эта группа является и определяется стратегией развития организации, принятой в организации системой подбора персонала, системой оценки работников и их поощрения, организационной структурой, формально установленными в организации нормами и правилами, ресурсами организации, организационной культурой организации. Каждая группа, являясь субкультурой в общей организационной культуре, руководствуется ее законами; вместе с тем она может вырабатывать на их основе собственные неписаные нормы и правила, присущие исключительно данной группе. Эффективность работы группы в значительной степени будет зависеть от возможностей ее членов, т.е. от их способностей и личностных качеств. Что каждый участник группы может и насколько успешно он будет это делать в группе. Структура группы представлена на рис. 4. Рис. 4. Структура группы Почти каждая группа имеет своего формального лидера, определяющего моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы коллектива. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли - модели поведения, ожидаемые от него в соответствии с тем местом в группе, которое он занимает. Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения. Нормы могут быть формализованы в определенных документах и неформализованы, оказывая наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. Условно может быть выделено три совокупности норм: 1) непосредственное выполнение работы и ее качества; 2) распределение ресурсов внутри группы; 3) касаются внешних факторов, например внешнего вида сотрудников. Статус - положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус может быть формальным и неформальным. При выполнении конкретной задачи малые группы оказываются наиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты у групп, в которые входят 12 человек и более. Если выполнение задач требует тесной взаимосвязи и взаимозависимости участников группового процесса, то хорошо налаженный обмен информацией и результатами работы станет необходимым условием для успешного выполнения задания. Сплоченность группы и эффективность ее работы - степень удовлетворенности членов этой группы совместной работой и привлекательности перспективы продолжения совместной работы. Сплоченность группы определяют время, проведенное вместе; трудность вступления в группу; размер группы, ее состав; внешние условия; прежние успехи или неудачи достигнутые группой, также будут влиять на сплоченность ее членов. Рис. 5. Эффективность группового процесса Зависимость между сплоченностью группы и производительностью труда ее участников определяется также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Для более полного рассмотрения групповых форм работы необходим анализ проблемы группового принятия решений. Каковы, например, достоинства такого группового метода принятия решений, как метод мозгового штурма? К достоинствам этого метода принятия решений можно отнести: разносторонний опыт, множественность вариантов, лояльность (готовность выполнять решения), законность, меньше субъективизма. Вместе с тем при групповом принятии решений могут возникать проблемы: «размытая» ответственность, соглашательство, доминирование отдельных членов группы, групповые формы работы также предъявляют жесткие требования к коммуникации, увеличение времени для принятия решений. Таким образом, групповому принятию решений следует отдать предпочтение, когда важны демократичность принятия решений и широкое участие всех членов группы в изыскании резервов для достижения поставленной цели. Индивидуальноепринятие решений скорее всего будет более эффективным в тех случаях, когда решение должно быть принято в сжатые сроки и необходима персональная ответственность за его последствия. Для объективной оценки работы друг друга следует: • начать с положительного; • не критиковать работника как личность; • концентрироваться на фактах; • контролировать эмоции; • говорить о том, что находится в сфере контроля (конструктивность критики); • стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |