Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство и власть в организации

Проблема лидерства неотделима от понимания сущности современных тактических приемов власти и зависимости людей в организации.

Лидерство рассматривается в первую очередь как способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидер может быть формальным или неформальным, т.е. несанкционированным организаци­онной структурой. Влияние неформального лидера на результаты работы организации нередко может быть более значимым, чем влияние формаль­ного лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми.

Различные подходы к проблеме лидерства могут быть условно разделены на следующие ос­новные группы:

- теории личностных качеств лидера;

- поведенческие теории лидерства;

- теории лидерства, основанные на ситуационном подходе;

- теории харизматических качеств лидеров.

Теории личностных качеств лидера. На основе результатов 20 исследований, посвященных данной проблеме, было выявлено свыше 80 таких характеристик. Наиболее общими из них являются: честолюбие; энергичность; желание вести за собой других; честность и прямота; уверенность в себе; наличие способностей и знаний. Отличия лидера (современные подходы): эмоциональная культура, гибкость, умение чувствовать ситуацию. Как результат поиска методов отбора такого человека, который успешно справился бы с выполнением ролью лидера, была подведена научная база под осуществление процессов отбора (тестирование руководителей) и про­движения руководящих кадров.

Поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обуче­ния эффективным формам управления, которые сведены к тому, что определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик:

1) поведение, ориентированное на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие;

2) поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой.

Рис. 6. Поведение лидера

Вывод: поведение, ориентированное на ус­пешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями ра­боты, дисциплиной и невысокой текучестью по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается в распознании эффективного лидера в процессе отбора персонала, передаче ему навыков успеш­ного управления людьми.

Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе.В нача­ле 60-х гг. все большее признание начинает получать тезис о том, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситуации. Ф. Фидлер предположил, что эффек­тивность работы группы будет зависеть от следующих факторов: 1) насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных; 2) какими возможностями располагает руководи­тель, чтобы влиять на их поведение. Вы­вод: эффективный лидер должен попеременно демон­стрировать то один, то другой стиль управления. Фидлер также определил три группы факторов,от которых зависит эффек­тивность работы руководителя и подразделения в целом:

• взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);

• характер регламентации труда;

• возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.

В результате - два основных на­правления повышения эффективности руководящей деятельности, которые необходимо сочитать: 1) приспособить лидера к ситуации; 2) изменить ситуацию.

Широкое практическое применение получила также теория выбора лидером эффективного стиля управления в зависимости от его подчиненных — их способностей и желания успешно вы­полнять поставленные перед ними задачи. При этом может быть выделено четыре основных стиля управления: в основе директивы и указания; сочетание директивных методов управления с различ­ыми формами участия подчиненных в принятии решений, с их самостоятельностью и ответственностью; демократические ме­тоды управления; делегирование полномочий.

Концепция, предложенная Ж. Граеном, также строится на дифференцированном подходе руководителя к подчиненным, которых он условно разделил на две группы: имеют привилегии, не имеют таковых.

Теории харизматических качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать качества лидеров, которые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Некоторые из этих качеств:

• практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;

• умение видеть перспективу лучше, чем остальные;

• способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая;

• преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответст­венность;

• нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общепри­нятыми нормами;

• умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, не­обходимые для достижения цели.

Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладающими ха­ризматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать исключительно вы­соких результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

Обсуждение проблемы лидерства было бы не полным без об­суждения социально-демографических особенностей, оказывающих определенное влияние на специфику и эффективность работы руководителя; этических аспектов работы руководителя. Известно, что этика отношений в организации во многом определяется этикой пове­дения ее руководителей: важно то, что они говорят, но еще важнее то, что они делают.

Власть — это способность одного человека влиять на поведение другого. Основу власти составляет зависимость.

Понятия «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны: лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем имеются и существенные различия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низ­кому уровню — подчиненным, власть же может распространяться во всех направлениях.

Можно выделить четыре основных направления, позволяющих влиять на поведение людей в нужном для держателя власти направлении:

• власть, основанная на страхе;

• власть, основанная на убеждении;

• власть, основанная на вознаграждениях;

• власть, основанная на владении важной информацией.

Наряду с понятием «основы власти» существует понятие «источники власти». В первом случае речь идет о том, что дает власть, во втором — как прийти к ней.

К основным источникам власти могут быть отнесены структура организации, которая предусматривает получение фор­мальной власти, определенные личностные качества, знания.

Основной постулат власти — зависимость: чем сильнее зависимость, тем сильнее может быть власть. Зависимость увеличивается, когда ресурсы, которые вы контролируете, являются важными, ограниченными и незаменимыми.

На основе результатов проведенных обследований были сдела­ны обобщающие выводы, которые позволили определить семь основных тактических способов власти:

• убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуман­ная презентация идей);

• дружелюбие;

• коалиции (объединение усилий, получение поддержки со сто­роны других людей);

• соглашение;

• требования считаться с установленными правилами;

• обращение к авторитетам;

• применение санкций (системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).

С точки зрения результатов работы организации наибольшее значение имеет власть, обеспечиваемая знаниями и опытом рабо­ты, подкрепленная удовлетворенностью от выполняемой работы и занимаемого в организации положения.

Манипулированию властью и политической борьбе в органи­зации чаще всего способствуют две группы факторов:

• индивидуальные (мотивация, степень агрессивности и др.);

• организационные («размытая» ответственность, отсутствие чет­кой системы оценки персонала).

Манипуляции предусматривают:

• селективную подачу информации;

• акценты на успехах;

• соглашательство;

• лесть;

• перекладывание вины на обстоятельства и других людей;

• «выгодные ассоциации».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории, объясняющие стремление людей объединяться в группы | Конфликты в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.