КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хранилища нефтепродуктов
Склады торфа Добытый торф бывает двух видов: кусковой — правильной геометрической формы («кирпичи») и фрезерный — крошкообразный. Фрезерный торф (как и кусковой) хранится открыто на складских площадках в караванах (штабелях). Склады торфа подразделяются на базисные и расходные. Опасность самовозгорания торфа (особенно у фрезерного) намного выше, чем угля. Она значительно увеличивается при образовании в толще добытого торфа воздушных каналов в результате его выветривания, усадки, повреждения каравана или неправильного устройства вентиляционных каналов. Кислород воздуха, интенсивно циркулирующего, окисляет торф, что приводит к нагреванию его и самовозгоранию. С потерей влажности температура торфа, уложенного в штабель, увеличивается. Поскольку самовозгорание торфа от очага интенсивного нагревания может произойти в довольно короткое время, то наблюдения за температурой необходимо вести тщательно и систематично. Процесс нагревания торфа и штабеле протекает вначале спокойно: суточное повышение температуры обычно равно 0,5 °С. Но при достижении температуры +35... + 40 °С процесс нагревания заметно усиливается (за сутки температура повышается на 2...2,5°С). При температуре +50°С необходимо принимать срочные меры, предотвращающие самовозгорание, которое начинается при +140+ 160°С. Для предупреждения самовозгорания торф поливают водой, а также прекращают доступ воздуха в массив штабеля. Для этого участок штабеля с повышенной температурой покрывают слоем (не менее 40 см) мелких кусков торфа с влажностью более 70 %, а трещины заполняют сырым торфом. Кусковой и фрезерный торф хранят в отдельных штабелях. Кусковой торф укладывают в штабели правильной формы длиной до 80...120 м, шириной у основания 15 м и высотой до 3...6 м. Штабели кускового торфа располагают попарно на подготовленные подштабельные основания. Расстояние между парными штабелями обычно 4 м, смежными парами —не менее 20 м. Фрезерный торф хранят в караванах (штабелях) треугольного или трапецеидального сечения с углом откоса 42...450. Длина штабеля фрезерного торфа до 100 м, основание — до 15, высота — до 5 метров. Расстояние между торцами пар штабелей кускового торфа не менее 10 м, фрезерного (более пожароопасного) — 20 метров. На складах торфа используют различные передвижные стреловые краны с грейферными захватными устройствами большой вместимости, конвейеры, ковшовые погрузчики, бульдозеры, скреперы и т. п. По степени подверженности возгоранию нефтепродукты подразделяют на легковоспламеняющиеся и горючие. К ним относятся такие продукты переработки нефти, которые легко загораются от пламени, искры, раскаленного предмета или выделяют пары, образующие в смеси с воздухом взрывчатые консистенции. Хранение и складская переработка легковоспламеняющихся жидкостей отличаются большой сложностью. Так, при разных складских операциях с бензином — переливании, перемещении по трубам возникают и накапливаются значительные заряды статического электричества на резервуарах, трубах, цистернах, что может привести к разряду с образованием искры, воспламенению жидкости и взрыву. К основным мерам безопасности относятся заземление баков, цистерн, трубопроводов, воронок, вентилей с помощью троса — заземлителя достаточного сечения и высокой электропроводности. К мерам безопасности, предусматривающим наименьшие убытки при возможном пожаре, относятся установленные нормы хранения легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов в зависимости от конструкции хранилища, минимальные расстояния между хранилищами и зданиями разных категорий. Жидкие нефтепродукты хранят в специальных резервуарах или в закрытых складских помещениях в таре. По назначению и сфере действия склады нефтепродуктов подразделяются на базисные и расходные (склады предприятий, цехов). По конструкции склады могут быть: наземные (днище резервуара или пол устраивают на уровне поверхности прилегающей территории или выше); полуподземные (резервуар или другое хранилище заглублены в землю не менее чем на половину их высоты, а уровень жидкого топлива не превышает 2 м над уровнем поверхности прилегающей территории); подземные {нет возвышающихся над уровнем поверхности прилегающей территории частей склада, а заглубление верхнего покрытия резервуара или другого хранилища составляет 0,3... 0,5 м). Хранение в резервуарах по сравнению с хранением в таре на складах имеет ряд преимуществ: 1) значительно меньшая удельная стоимость складской переработки 1 т нефтепродуктов; 2) резкое увеличение скорости приема и отпуска нефтепродукта, упрощение работ на складе; 3) значительное уменьшение пожарной опасности, улучшение условий труда; 4) уменьшение площади застройки. При хранении жидких нефтепродуктов следует всемерно добиваться их минимальных потерь, в первую очередь от испарения. Поэтому на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации хранилищ следует: 1) проектировать и сооружать подземные и полуподземные хранилища — резервуары для испаряющихся нефтепродуктов; 2) надежно защищать наземные резервуары от нагревания солнечными лучами специальными устройствами, заполняемыми водой, поливать резервуары водой, окрашивать в белый (серебристый) цвет; 3) систематически контролировать герметизацию резервуаров, запорные устройства, клапаны, вентили. Резервуары для жидких нефтепродуктов бывают железобетонными и металлическими (их большинство). Основные преимущества металлических резервуаров — большая надежность, железобетонных— меньшие стоимость и расход металла, малая прогреваемость и, следовательно, меньшее испарение горючего. Для хранения больших количеств светлых нефтепродуктов используют вертикальные цилиндрические металлические резервуары диаметром до 35 м, высотой до 12 м, емкостью до 10...15 тыс. т. Небольшие количества бензина и керосина хранят в горизонтальных цилиндрических металлических резервуарах емкостью до 60 т. Вместимость железобетонных резервуаров (в них хранят темные нефтепродукты) достигает 30 тыс. т и более. Все резервуары имеют люки для проветривания, очистки, осмотра, водоспускные и замерные устройства (клапаны, выпускающие избыток паров нефтепродуктов при повышении давления внутри резервуара и впускающие воздух при образовании разрежения вследствие откачки нефтепродукта), приборы дистанционного управления приемом и отпуском нефтепродукта. Размещение резервуаров может быть индивидуальным и групповым. Независимо от этого площадка, где они размещаются, должна иметь уклон в противоположную от близко расположенных зданий и сооружений сторону для аварийного стока нефтепродукта в нужном направлении в случае пожара или разрушения резервуара. Кроме того, площадку отделяют земляным валом высотой 1,5... 2 метра. Резервуары для подземного и полуподземного хранения нефтепродуктов покрывают гидроизоляцией (против коррозии). Преимущества подземного и пол у подземного хранения нефтепродуктов — большая безопасность и экономичность эксплуатации резервуаров, чем при наземном способе: уменьшаются испарение, утечка при разрушении резервуара, на длительное время сохраняется текучесть вязких нефтепродуктов после их подогрева из-за малой теплопроводности земляной толщи. Обычно подземные хранилища состоят из горизонтально расположенного резервуара, раздаточной колонки с насосным и измерительным устройствами, трубопроводов для заполнения резервуара нефтепродуктом и выкачки его, для удаления воды, жидкой грязи и т. п. Все трубопроводы проходят через горловину резервуара, расположенную под коротким железобетонным колодцем, накрытым металлической крышкой. Подземный резервуар устанавливают на бетонное основание с бетонными вертикальными стенками и потолком. Пространство между резервуаром и стенками (с потолком) засыпают песком, уплотняют его. К хранилищам нефтепродукты доставляют железнодорожным транспортом в цистернах нефтяных, бензиновых, керосиновых и других, снабженных специальными устройствами — наливными и сливными. Наливные устройства у всех цистерн однотипны — колпак и люк, через который при помощи наливного шланга заполняется цистерна нефтепродуктом. Сливные устройства различаются по конструкции в зависимости от назначения цистерн и бывают нижними и верхними. Так, вязкие нефтепродукты (масла, мазут) и нефть перевозят в цистернах с нижним сливом, поскольку потеря таких нефтепродуктов в пути из-за возможных неисправностей сливного-устройства незначительна; нефть же «сама сливается» под действием силы тяжести (приходится подогревать или перекачивать) и практически не испаряется. Светлые нефтепродукты перевозят в цистернах с верхним сливным устройством. Нижний слив нефтепродуктов производят открытым и герметизированным способами. При открытом способе вязкий нефтепродукт (битум, мазут) но коротким поперечным лоткам от сливных отверстий цистерн поступает на сборный продольный (параллельный железнодорожному пути) желоб с двусторонним уклоном к середине, откуда по отводному лотку — в сливной резервуар. Закрытый способ применяют при сливе масел и керосина по трубе-коллектору (желобу), далее по отводному лотку (отводной трубе), поперечным лоткам — патрубкам (от трубы-коллектора) с прикрепленными к ним и присоединенными к сливным устройствам цистерн резиновыми шлангами. При верхнем сливе (через колпак цистерн) нефтепродукт перекачивают в резервуар насосами. Преимущество перекачивания, применяемого чаще, заключается в большой экономии времени па опорожнение цистерн. Реже применяемый слив с помощью сифона (вакуумный) обходится значительно дешевле (экономится электроэнергия), но занимает больше времени. Из сливного резервуара в хранилище нефтепродукт перемещается самотечно, если резервуар расположен выше хранилища, или принудительно (перекачивается насосами). Насосные станции перекачивают нефтепродукты из цистерн в сливные резервуары, а затем в хранилища, из хранилищ — в пункты потребления. Поскольку этот процесс может происходить одновременно, то емкость сливного резервуара не должна превышать 70...80 % емкости одновременно подаваемых под разгрузку цистерн. Прокладка отдельных трубопроводов для каждого нефтепродукта экономически невыгодна, а иногда и невозможна, поэтому допускается попеременная перекачка по одному и тому же трубопроводу разных, по близких по своим физико-химическим свойствам нефтепродуктов. Трубы, по которым нефтепродукт поступает в резервуар или выкачивается из него, подсоединяются к резервуару, как правило, снизу. Вследствие физико-химических процессов в резервуаре, где долго хранится нефтепродукт, на разных уровнях свойства его становятся несколько отличными от первоначального, поэтому целесообразно выбирать нефтепродукт с разных уровней. Для этого в резервуар вертикально вставляют специальную поворотную трубу с горизонтально прикрепленными к ней отводами, через которые откачивают нефтепродукт с любого уровня. Наиболее распространен подогрев нефтепродуктов паром, который пропускают через змеевик (паропроводные трубы), проложенный по дну резервуара. Менее распространен из-за значительной стоимости циркуляционный способ подогрева. Он заключается в том, что отдельно подогретый до высокой температуры односортный нефтепродукт нагнетается в резервуар или цистерну с таким же загустевшим нефтепродуктом, передает ему тепло, поднимается температура и весь нефтепродукт становится менее вязким. Способ электроподогрева заключается в нагревании резервуара при помощи специального электроподогревателя. Однако этот способ, хотя и применяется, но дорогой и небезопасный. При тарном хранении нефтепродуктов на складах (рис. 48) сосредоточивают небольшие текущие запасы в основном легковоспламеняющихся жидкостей и смазочных масел. Легковоспламеняющиеся нефтепродукты хранят, как правило, в металлических бочках емкостью 125...500 л, которые укладывают в штабели на поддонах и стеллажах (в том числе наклонных). Погрузку и выгрузку бочек осуществляют с помощью различных механизмов, а также погрузчиков. К складам тарного хранения нефтепродуктов предъявляются следующие требования: I) от основного помещения отделяется разливочное с запасом нефтепродуктов на 1—2 суток (на некоторых предприятиях это помещение полностью отделяют от склада); 2) полы должны быть несгораемые, заглубленные, чтобы предотвратить растекание горящей жидкости в случае пожара, наклонены в сторону специально устроенных «ловушек» жидкости; 3) отопление, как правило, водяное центральное; 4) искусственное освещение разрешается только электрическое во взрывобезопасном исполнении с расположением выключателей и предохранителей вне помещения. На промышленных предприятиях, потребляющих значительные количества одного или нескольких видов нефтепродуктов (например, автотракторного, компрессорного, трансформаторного масел) создают комбинированные склады, где имеются подземные (полуподземные) резервуары для главных видов нефтепродуктов (преимущественно масел) и помещения для хранения нефтепродуктов в таре. На таких складах есть раздаточные отделения и отделения регенерации масел. Глава 16. ХРАНЕНИЕ И СКЛАДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |