Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизированное описание примера составления региональной антидопинговой профилактической программы для юных спортсменов




 

Выдержки из анкеты

для Общероссийской автоматизированной системы сбора данных

по профилактическим антинаркотическим программам

физкультурно-спортивной направленности

Общая часть.

Название программы: На олимпийском флаге пятен нет! – наркопрофилактическая воспитательно-образовательная антидопинговая программа для подростков, занимающихся в спортивных организациях.

Тип программы молодежная, реализуемая вне стен школы.

Сроки внедрения программы: июнь 2006 г. – октябрь 2009 г.

Название и адрес организации, ответственной за внедрение программы: Физкультурно-спортивный центр профилактики наркомании на базе Волгоградской государственной академии физической культуры Федерального агентства по физической культуре и спорту; г. Волгоград, 400005, проспект Ленина, 78, Волгоградская ГАФК; E-mail: [email protected]

Привлеченные организации: Санкт-Петербургский научно-исследова-тельский институт физической культуры, Комитет по физической культуре и спорту Администрации Волгоградской области, Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации города Волгограда.

Предпосылки, цели и задачи программы.

Исходная ситуация.

Хотя наркоситуация в Волгоградском регионе в последние 2-3 года в целом проявляет тенденцию к стабилизации и в настоящее время является несколько более благоприятной, чем в среднем по России, злоупотребление наркотически­ми веществами продолжает представлять серьезную угрозу здоровью населе­ния. Особенно это относится к детской, подростковой и молодежной возрастным группам. По данным милиции, в Волгоградской области насчитывается более 30 тысяч наркоманов, причем сред­ний возраст приобщения к наркотикам составляет 13-16 лет. В последние годы все острее встает проблема употребления допингов юными спортсменами. Волгоград – один из ведущих спортивных центров в РФ с развитой системой спортивных школ, в которой повышают свое мастерство десятки тысяч юных спортсменов. При этом сколько-нибудь заметной антидопинговой профилактики в их среде не проводится. В то же время следует отметить, что, во-первых, многие из используемых в спорте допинговых препаратов справедливо отнесены специалистами к группе наркотических средств, во-вторых, – они являются относительно доступными, поскольку на практике, к сожалению, давно сформировались надежные каналы их поставки потребителям, в-третьих, – об их сиюминутном позитивном влиянии на прирост спортивной результативности, в отличие от негативных эффектов, юные спортсмены в большинстве случаев хорошо информированы. Еще более тревожит то, что привычка к употреблению допингов зачастую ведет к формированию у молодых людей зависимости от других наркотических средств после окончания занятий спортом. А с учетом того положения, что спортивная карьера юного потребителя допингов, как правило, коротка, получается, что спортивные школы при существующей ситуации в какой-то мере даже способствуют наркотизации молодого поколения, а не отвлекают детей и подростков от наркомании.

Цели:

1. Повысить продуктивность антидопинговой профилактической работы среди юных спортсменов, занимающихся в системе спортивных школ, при приоритетном использовании средств и методов олимпийского образования с акцентированием в нем антидопингового и наркопрофилактического в целом идейно-смыслового компонента, что должно выразиться, прежде всего, в положительной динамике трех интегральных показателей эффективности такой работы в период 2006-2009 гг.:

– росте информированности юных спортсменов о негативных последствиях (юридических, медицинских, психологических и утилитарно спортивных) употребления допинговых препаратов (ориентировочно на 15-20%);

– более полной сформированности у охваченных программой детей и подростков навыков здорового образа жизни (на 20-25%);

– снижении у них склонности к приобретению вредных привычек (табакокурение, употребление спиртных напитков) и потенциального риска приобщения к наркомании (на 10-20%).

2. Подготовить кадры для ведения антидопинговой и наркопрофилактической образовательно-воспитательной работы среди юных спортсменов в Волгоградском регионе.

3. Усовершенствовать технологию реализации программы и подготовить ее к расширенному внедрению в других регионах России.

Задачи:

1. Внедрить элементы олимпийского образования с акцентированием в нем антидопингового и наркопрофилактического в целом идейно-смыслового компонента в воспитательный процесс, осуществляемый в спортивных организациях г. Волгограда и Волгоградской области (ежегодно на протяжении 2006-2009 гг. в Волгоградском училище олимпийского резерва и в 20-25 ДЮСШ и СДЮШОР).

2. Формировать у охваченных программой детей и подростков навыки здорового образа жизни, неприятие наркотизма во всех его проявлениях (ежегодно на протяжении 2006-2009 гг. работа проводится в Волгоградском училище олимпийского резерва и в 20-25 ДЮСШ и СДЮШОР).

3. Обучить технологии реализации программы группу студентов физкультурного вуза (400-500 человек), а также тренеров, работающих с юными спортсменами (80-100 человек).

Методология программы:

Решение задач 1 и 2 – обучение жизненным навыкам, информационно-коммуникативная модель.

Решение задачи 3 – информационно-коммуникативная модель.

Основные характеристики программы.

Целевая группа подростки в возрасте 14-17 лет обоих полов, не употребляющие допинговые средства или экспериментирующие с ними.

Количество лиц, охваченных программой 7000-8000 человек.

На какие психоактивные вещества (ПАВ) направлена программа: алкоголь, табак, психостимуляторы, анаболические стероиды и другие допинговые препараты, применение которых имеет место в спортивной практике.

Место проведения программы: училище олимпийского резерва,спортивные школы, спортивные секции.

Территория проведения программы: город, село.

Количество людей, вовлеченных в реализацию программы:

– тренеры – 80-100;

– эксперты по оценке эффективности программ – 10;

– технические и административные работники – 40;

– студенты академии физической культуры – 400-500.

Оценка эффективности программы: систематический и научный сбор данных, связанных с внедрением программы, их обработка и анализ с целью определить ее эффективность и действенность.

Статус оценки программы: оценка будет проводиться.

Тип оценки: оценка планирования программы, хода ее выполнения и конечных результатов.

Основные мероприятия программы:

– включение в учебный процесс Волгоградского училища олимпийского резерва спецкурса или факультатива «Допинговые проблемы современного спорта и организация допинговой профилактики» с элементами обучения жизненным навыкам, информированием о негативных последствиях употребления допинговых препаратов и наркотических веществ в целом, а также о действенных альтернативах употреблению наркотиков и допингов при оказании эргогенической помощи в процессе спортивной подготовки);

– «лекторские десанты» (тематические дни) студентов Волгоградской государственной академии физической культуры для проведения бесед с юными спортсменами по антидопинговой и наркопрофилактической тематике в местах проведения учебно-тренировочных занятий учащихся ДЮСШ и СДЮШОР г. Волгограда (с использованием методических материалов, плакатов, раздаточного материала в виде брошюр и листовок);

– проведение студентами Волгоградской государственной академии физической культуры соревнований по различным видам спорта среди учащихся спортивных школ региона под общим девизом «Смысл спортивного соперничества – победа в честной борьбе!» во время прохождения педагогической практики по специализации;

– организация и проведение семинара для тренеров, работающих в системе спортивных школ г. Волгограда и Волгоградской области, а также для студентов Волгоградской государственной академии физической культуры семинара по технологии проведения антидопинговой и антинаркотической образовательно-воспитательной работы с юными спортсменами.

Критерии и методы оценки.

При решении задачи 1: изменение отношения к употреблению наркотиков; изменение степени информированности о риске потребления психоактивных веществ; информированность о наркотиках и их употреблении; обзор с помощью стандартизированной анкеты (оценка программы и мероприятий через участников); отношение к профилактике зависимости в спортивных организациях; оценка этих мероприятий участниками; результативность личностных изменений подростков, включенных в спортивные программы.

При решении задачи 2: изменение отношения к употреблению наркотиков; изменение поведения и отношения к жизни у участников; изменение степени информированности о риске потребления психоактивных веществ; информированность о наркотиках и их употреблении; результативность личностных изменений подростков, включенных в спортивные программы.

При решении задачи 3: изменение степени информированности о риске потребления психоактивных веществ; информированность о наркотиках и их употреблении; отношение к профилактике зависимости в спортивных организациях.

Инструменты и источники оценки: собственные исследования; исследования независимых экспертов; анкеты, опросники; специальный алгоритм математической обработки данных анкетирования.

Организация, проводившая экспертную оценкуна этапе разработки программы Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры.

Методика количественной оценки выбранных индикаторных показателей промежуточной и итоговой эффективности программы (исходные и конечные параметры, см. пункт «цели») разработана и опубликована в 2003 г. специалистами Федерального экспериментального физкультурно-спортивного центра по разработке и апробации технологии профилактики наркомании на базе Волгоградской государственной академии физической культуры. В ее основе лежит специальный алгоритм математической обработки результатов анкетирования детей и подростков с применением тематического вопросника, разработанного специалистами Всероссийского НИИ физической культуры и спорта в 2002-2003 гг. для старшеклассников и адаптируемого разработчиками настоящей программы к возрастным особенностям детей и подростков различных возрастных групп.

Отчетные документы по программе: ее описание, периодические отчеты о ходе выполнения, итоговый отчет.

Общий бюджет программы: 3,6 млн. руб.

Источники финансирования:

– местная администрация – 10%;

– региональные власти – 10%;

– федеральное финансирование – 80%.

Финансовый аудит: внутренний и внешний.

Информационное обеспечение программы:

Относящие к ней библиографические ссылки:

1. Концепция антинаркотической физкультурно-профилактической работы среди молодежи в Волгоградском регионе / Под ред. А.А.Сучилина. – Волгоград: ВГАФК, 2002. – 27 с.

2. Критерии эффективности применения различных моделей профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта в подростковой и молодежной среде: Методическое пособие / Под ред. А.А.Кудинова, В.Н.Сергеева. – Волгоград: ВГАФК, 2003. – 34 с.

3. Опыт реализации физкультурно-профилактической антинаркотической работы в Волгоградском регионе / Под общ. ред. В.Н.Сергеева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 210 с.

4. Настоящая публикация.

Информационные мероприятия и материалы программы: семинары, брошюры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евсеев С.П., Корчагина Г.А., Малахова Л.С. Общероссийская система формирования базы данных по профилактическим антинаркотическим программам физкультурно-спортивной направленности. Теоретическое обоснование. Руководство пользователя: Методич. пособие. – СПб.: СПбГАФК, 2004. – 76 с.

2. Концепция антинаркотической физкультурно-профилактической работы среди молодежи в Волгоградском регионе: Методич. рекоменд. Федерального экспериментального физкультурно-спортивного центра по разработке и апробации технологии профилактики наркомании на базе Волгоградской государственной академии физической культуры / Под ред. А.А.Сучилина. – Волгоград: ВГАФК, 2002. – 27 с.

3. Корчагина Г.А., Евсеев С.П. Критерии эффективности профилактических мероприятий наркоманий в сфере физической культуры и спорта: Методич. пособие. – СПб.: СПбГАФК, 2004. – 48 с.

4. Критерии эффективности применения различных моделей профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта в подростковой и молодежной среде: Методич. пособие / Под ред. А.А.Кудинова, В.Н.Сергеева. – Волгоград: ВГАФК, 2003. – 34 с.

5. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных высших учебных заведениях. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с.

6. Опыт реализации физкультурно-профилактической антинаркотической работы в Волгоградском регионе / Под общ. ред. В.Н.Сергеева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 210 с.

7. Процедурные правила допинг-контроля. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 80 с.

8. Программа по профилактике употребления наркотиков, алкоголя и допингов среди спортсменов и учащихся (для тренеров и учителей физической культуры) / Под ред. И.А.Тер-Ованесяна, В.П.Моченова. – М.: Госкомспорт, 2001. – 39 с.

9. Рекомендации по организации основных информационно-образовательных программ профилактики применения допинга в спорте: Совместная разработка Совета Европы и Всемирного антидопингового агентства. – Версия 4.6.

10. Семенов В.А. Спорт и допинг // Материалы семинара-совещания представителей НОК стран СНГ и Балтии (г. Алма-Ата, 16 июня 2005 г.). – М.: Физкультура и спорт, 2005. – С. 32-38.

11. Сучилин А.А., Печерский Н.В. Олимпийское образование: Учебник для студентов вузов физической культуры. – Волгоград: ООО «Принт», 2001. – 428 с.

12. http://www.doping.net.ru/allow.htm

13. http://www.doping.net.ru/articles.htm

14. http://www.doping.net.ru/doping.htm

15. http://www.doping.net.ru/dopingiiprichiny.htm

16. http://www.doping.net.ru/opyt-praktika.htm

17. http://www.doping.net.ru/otravlenie.htm

18. http://www.doping.net.ru/vidysporta.htm

19. http://www.rcbcanada.com/newstext.phtml?post=2918

20. http://www.sportcom.ru/russia/events/41a71f45.htm

21. http://www.sportcom.ru/russia/org/432e95eb.htm

22. http://www.stop-doping.ru

23. http://www.wada-ama.org

 

 

Программа спецкурса для студентов училищ олимпийского резерва подготовлена сотрудниками Федерального экспериментального физкультурно-спортивного центра по разработке и апробации технологии профилактики наркомании на базе Волгоградской государственной академии физической культуры в соответствии с техническим заданием Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.