Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика и особенности инфляционных процессов в России




 

Россия, как и любая другая страна, обладает специфическими особенностями зарождения инфляции. В настоящее время положение, сложившееся в стране, можно квалифицировать как глубокий экономический и финансовый кризис.

На протяжении многих лет административно-командная и планово-распределительная системы хозяйствования способствовали возникновению диспропорций во всех сферах народного хозяйства. В частности, они проявились в опережающих темпах производства средств производства по отношению к товарам народного потребления. Наращиваемые объемы инвестиций в дорогостоящие и неэффективные проекты не учитывали ресурсные возможности страны, сопряженность одних отраслей с другими, в результате чего росли объемы незавершенного строительства, накапливались огромные запасы в производстве. Кроме того, оценка деятельности предприятий производилась в зависимости от степени выполнения государственных и плановых заданий, которые во многих случаях либо занижались, либо подгонялись под фактически выполненный уровень. Но корректировка планов не отражалась на величине фонда заработной платы, что позволяло выплачивать незаработанные деньги.

В целом, за предшествующие годы был создан затратный механизм хозяйствования, который способствовал снижению эффективности производства и использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

На развитие инфляционных процессов в стране существенное влияние оказала централизованная жесткая система ценообразования, которая не позволяла увеличивать розничные цены, в то время как закупочные и оптовые цены регулярно росли. Таким образом, себестоимость произведенной продукции во многих случаях оказывалась выше розничных цен. Поэтому убытки предприятий дотировались государством. Такая ситуация никак не могла способствовать повышению эффективности производства.

Экономические преобразования, начатые в 1985 г., должны были ликвидировать сложившееся отношение к хозяйственной деятельности, повысить эффективность производства через обновление основных фондов, закупаемых в основном за границей. Для решения данных задач стали активно использовать бюджетные ресурсы, в результате чего резко обострилась несбалансированность между доходами и расходами государства.

В то же время за годы 12-й пятилетки бюджет СССР недополучил:

1. в результате падения мировых цен на нефть около 40 млрд руб.;

2. из-за сокращения реализации винно-водочных изделий потери налога с оборота составили 36 млрд руб.;

3. одновременно были приняты решения о дополнительных ассигнованиях в объеме более 18 млрд руб. сверх плана на развитие социальной сферы. Кроме того, расходы государства на ликвидацию аварии в Чернобыле и последствий землетрясения в Армении составили свыше 20 млрд руб. Значительные ресурсы стали отвлекаться на разрешение межнациональных конфликтов, охвативших в то время страну;

4. непроизводительные расходы и потери в целом по народному хозяйству в среднем к 1991 г. (за пятилетний период) составили более 35 млрд руб.

Данные факты подтверждают рост дефицита бюджета, который в 1991 г. составил около 150,0 млрд руб., попытка ликвидации которого привела к экономически необоснованной денежной эмиссии, а вместе с этим и к раскручиванию инфляционной спирали. По оценкам отдельных экономистов за 1989 - 1990 гг. инфляция достигла 25%. Это привело практически ко всеобщему дефициту, распаду официального потребительского рынка, взлету теневой экономики и черного рынка.

Возник недостаток потребительских товаров для населения. Одновременно стали появляться излишки денег, которые, по сути, представляли собой принудительные сбережения. Для сравнения, на начало 1961 г. остаток вкладов населения составил 11 млрд руб., или 14% годового розничного товарооборота; на начало 1971 г. - 46,6 млрд руб., или 30%; к середине 1989 г. - 314 млрд руб., или 80% годового товарооборота.

После развала СССР Россия встала на путь рыночных преобразований, первым шагом которых стал отказ от государственного регулирования цен, который должен был привести в равновесие соотношение между товарной и денежной массами. Но страна не была готова к этому. Практически отсутствовала рыночная инфраструктура, были разорваны экономические связи между республиками, входящими в СССР, и странами социалистического лагеря, отсутствовала правовая база для разгосударствления высокомонополизированных структур и превращения их в конкурентоспособные предприятия. Поэтому либерализация цен еще больше усугубила инфляционные процессы, страна вошла в глубокий экономический кризис, где стала господствовать гиперинфляция.

В результате отпуска цен в России сократился избыток денежной массы и наступил дефицит платежных средств. Страну охватил кризис неплатежей, предприятия были загнаны в застой в результате обесценения основного и оборотного капиталов. Все это создало огромные проблемы по формированию доходной части бюджета. Рос дефицит государственного бюджета, который стал покрываться за счет внутренних и внешних заимствований, а вместе с ними росли расходы бюджета, направленные на их обслуживание.

На инфляционные процессы существенное влияние оказало снятие валютных ограничений и введение частичной конвертируемости рубля, которое фактически утвердило в стране бивалютную систему. Спекуляции на валютном рынке привели к резкому падению курса рубля, поэтому для страхования от инфляционных рисков использовалась иностранная валюта, тем более что она была допущена в страну в качестве покупательного и платежного средства.

В результате административных мер, принятых правительством, а также валютных интервенций, проведенных банком России, ситуация на валютном рынке была стабилизирована, а в 1996 г. было достигнуто снижение инфляции. Появилась перспектива для стабилизации производства. Но вместе с этим дальнейший рост дефицита бюджета, слабая собираемость налогов, задолженность по заработной плате, высокий уровень безработицы, рост неплатежей вылились в очередной кризис в августе 1998 г., что подтвердило несостоятельность предпринятых до этого мер. В результате рубль был девальвирован, инфляция вновь стала расти, и экономический потенциал страны вновь был отброшен назад.

Особенности регионов внутри отдельных государств привносят дополнительные условия формирования инфляционных процессов, которые отражают специфику их социально-экономического положения. Ниже представлены индексы потребительских цен по субъектам РФ.

Индексы потребительских цен по субъектам Российской Федерации (декабрь в % к декабрю предыдущего года)

Субъекты РФ    
1 2 3
Российская Федерация 121,8 111,0
Северный район 120,6 107,4
Республика Карелия "*< 121,0 107,7
Республика Коми 122,1 104,3
Архангельская область 117,9 107,2
в том числе Ненецкий автономный округ 113,7
Вологодская область 121,2 109,9
Мурманская область 128,0 114,6
Северо-Западный район 121,6 112,5
г. Санкт-Петербург 125,2 113,0
Ленинградская область 121,6 110,2
Новгородская область 122,2 109,5
Псковская область 120,7 111,7
Центральный район 120,0 110,9
Брянская область 119,2 115,5
Владимирская область 117,5 110,9
Ивановская область 124,4 109,4
Калужская область 120,5 110,4
Костромская область 121,0 110,0
г. Москва 120,0 112,8
Московская область 118,6 107,5
Орловская область 120,6 106,8
Рязанская область 120,7 111,9
Смоленская область 119,1 113,1
Тверская область 120,2 113,8
Тульская область 122,4 110,8
Ярославская область 125,2 111,8

 

1 2 3
Волго-Вятский район 127,7 109,9
Республика Марий Эл 127,1 108,0
Республика Мордовия 125,8 118,8
Чувашская республика 125,2 111,6
Кировская область 120,7 112,8
Нижегородская область 132,8 109,1
Центрально-Черноземный район 126,3 112,8
Белгородская область 129,2 113,4
Воронежская область 129,8 112,8
Курская область 120,0 114,3
Липецкая область 122,6 114,5
Тамбовская область 125,6 112,8
Поволжский район 124,5 113,8
Республика Калмыкия 123,6 117,5
Республика Татарстан 123,9 117,5
Астраханская область 124,0 114,4
Волгоградская область 121,0 113,4
Пензенская область 126,9 109,0
Самарская область 122,4 112,5
Саратовская область 129,7 115,3
Ульяновская область 128,5 123,0
Северо-Кавказский район 120,1 112,1
Республика Адыгея 120,8 113,5
Республика Дагестан 114,9 111,3
Ингушская республика 117,4 107,0
Кабардино-Балкарская республика 124,9 116,6
Карачаево-Черкесская республика 118,9 111,0
Республика Северная Осетия-Алания 128,8 113,0
Чеченская республика ... ...
Краснодарский край 121,5 111,8
Ставропольский край 120,5 117,7
Ростовская область 119,3 117,6
Уральский район 123,7 109,7
Республика Башкортостан 126,4 108,7
Удмуртская республика 125,6 112,0
Курганская область 124,4 115,9
Оренбургская область 119,2 110,1
Пермская область 125,4 110,5
в том числе Коми-Пермяцкий автономный округ 109,3
Свердловская область 126,3 110,5
Челябинская область 116,0 107,5
     
Западно-Сибирский район 123,7 110,6
Республика Алтай 111,1 113,6
Алтайский край 119,9 111,2
Кемеровская область 121,0 108,2
Новосибирская область 128,1 110,5
Омская область 129,9 111,1
Томская область 130,1 111,4
Тюменская область 120,0 114,8
в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ 116,6
Ямало-Ненецкий автономный округ 113,8
Восточно-Сибирский район 122,8 109,6
Республика Бурятия 124,0 108,0
Республика Тыва 129,3 108,4
Республика Хакасия 124,1 112,6
Красноярский край 122,1 ?08,8
в том числе: Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ   108,6
Эвенкийский автономный округ ... 108,4
Иркутская область 125,1 109,1
в том числе Усть-Ордынский Бурятский АО 109,3
Читинская область 121,1 109,5
в том числе Агинский Бурятский автономный округ 113,0
Дальневосточный район 122,3 110,4
Республика Саха (Якутия) 121,8 106,3
Еврейская автономная область 125,5 114,9
Чукотский автономный округ ... 123,6
Приморский край 122,2 111,6
Хабаровский край 120,6 114,8
Амурская область 122,1 112,0
Камчатская область 127,3 113,5
в том числе Корякский автономный округ ... 116,0
Магаданская область 121,3 110,7
Сахалинская область 131,8 109,0
Калининградская область 109,6 105,5

 

Анализ вышеприведенных данных показывает, что по всем субъектам страны за период с 1996 по 1997 г. наметилась тенденция к снижению индекса потребительских цен. В таких республиках как Карелия, Коми, Марий Эл, Ингушетия, Башкортостан, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), областях - Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Орловской, Тульской, Пензенской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской, Иркутской, Читинской, Магаданской, Сахалинской и Калининградской и Красноярском крае уровень индекса потребительских цен ниже среднероссийского. Более детально рассмотрим изменение уровня индекса потребительских цен на примере Калининградской области, на которую дополнительное отрицательное воздействие оказывает ее территориальная оторванность от Российской Федерации. На графике представлено ежемесячное изменение уровня потребительских цен в России в целом и по Калининградской области с 1993 по 1998 год.

Анализ нижепредставленного графического материала показывает, что за счет льгот, предоставленных области, уровень индекса потребительских цеп держится либо па среднероссийском уровне, либо немного ниже его. Тем не менее, такие критические ситуации, как августовский кризис 1998 г., оказали резко отрицательное воздействие, так как область во многом зависит от продукции, завозимой либо из-за границы, либо транспортируемой через другие государства (Литва). В данном случае и цена на завозимую продукцию и тарифы привязаны к свободно конвертируемым валютам, что негативно сказывается на социально-экономическом положении области.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что из себя представляет инфляция и каковы ее особенности в современных условиях?

2. Какими факторами вызывается инфляция спроса?

3. Какими факторами вызывается инфляция издержек?

4. По каким направлениям инфляция оказывает влияние на экономику?

5. Что из себя представляет денежная реформа?

6. Каковы методы стабилизации валют?

7. Что такое антиинфляционная политика и каковы основные направления ее проведения?

8. Каковы предпосылки и причины роста инфляции в России?

9. Дайте характеристику инфляционных процессов по субъектам Российской Федерации.

 

РАЗДЕЛ II. КРЕДИТ И БАНКИ

Глава 7. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И КРЕДИТ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.