Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая проза двадцатого столетия




11.

 

… культура 20 века представляет собой практически новый исторический жанр возведение в … мир личности в связи с ее обособлением, в процессе ее отчуждения, отчуждения, которое нарастает и в быту(?) личности и между личностью и миром и с другим человеком. И соответственно появляется новая постановка проблемы личности в мире отчуждения в ситуации кризиса каких-то ценностных опор, в ситуации нерешаемости проблем, неразрешимости многих проблем культуры.

Углубление во внутренний мир личности происходит в поисках возможности освобождения, преодоления отчуждения, обретения внутреннего порядка в человеке,обретения какой-то целостности.В слове …(хрен знает, что-то типа спротоль!) обнаруживает ситуация отчуждения сознания жизни, сознание жизни в интриге чувств. И отсюда новый поворот психологической прозы мировой – это отчуждение внутри личности, переживается во многом конфликт сознательного и бессознательного в человеке. И центральной проблемой, специфической проблемой 20 в. оказывается отношение сознательного и бессознательного, и в этом, можно сказать отличие психологизма 20 века от психологизма 19 века, где психологизм колоссальный, но психологическая проза 19 века, в бессознательное не углублялась. Другой общей особенностью психологизма 20 века можно считать актуальную (или новую?) тенденцию освобождения от представлений о социальной детерминации в сознании человека, детерминации психической жизни человека, все-таки 19 век умел дифференцировано видеть эти процессы детерминации внутреннего мира человека внешним(бред какой-то, но он этот бред сказал четка и ясно!). Это перестает быть существенным для 20 века.

В целом можно сказать, что культурно-историческое понимание личности, которое выработал 19 век, межличностное понимание личности, акцент на межличностные отношения переходит в аспекты более метафизические, более антропологические, более философские, вневременные планы, и все-таки теряется интерес к социальной обусловленности, она мыслится относительно поверхностной, поверхностным представлением о человеческой психике. Обратите внимание, уже надо говорить, как-то вот употреблять слово «психика», а не психология личности, да? Мы говорим чаще уже о психике личности, как бы логика подсказывает некоторую переакцентировку: «психика захватывает и сознательное и бессознательное, более полное представление о внутренней жизни человека; психология может относиться к более сознательные эмоциональные сферы, осознаваемые сферы внутренней жизни человека. Здесь, так сказать, появляются неосознаваемые.

Можно выделить условно 3 направления в психологизме 20 в.

1. философская психологическая пр оза, которая связывает драматические(?) процессы в сознании человека с кризисом культуры. Здесь ставится вопрос о составе сознания человека, составе психики человека и как они соотносятся в ситуации кризиса, то есть ситуация кризиса не только самооценка, да? а вот то, что она раскрывает какие-то несогласованности, противоречия, которые раньше не осознавались в сознании человека, да? То есть ситуация отчуждения, ситуация расшатывания традиционных устоев, моральных устоев, идеологических устоев, представления о мире, о существовании абсолютных ценностей многое заставляет увидеть в психике человека более сложного, картина строится более драматично. К философской психологической прозе безусловно можно отнести творчество Франца Кафки, где происходит исследование механизмов взаимодействия сознательного и бессознательного в человеке, где показана такая вот глубокая противоречивость поступков человека, не осознаваемая им самим, выявляется внутренняя несвобода человека, которую он сам не может объяснить. Творчество Германа Гессе, он ориентирован на то, чтобы выделять устойчивые фигуры психической жизни человека и ставит вопрос о психической жизни человека в наиболее универсальном плане, не сводя его к историческим каким-то ситуациям. Вообще понятно, конечно, что психологизм Кафки и, скажем, Гессе, - это психологизм, который не сводится к социально-историческому психологизму, речь идет о более универсальной структуре конфликта.

2. Психологическая школа. прежде всего представлена английской психологической школой. Это понятие выработано для английской психологической прозы. Главой психологической школы является Вирджиния Вульф. Здесь тоже разрабатывается проблема сознательного и бессознательного соотношения в человеке, но здесь проблема ставится конкретнее, с одной стороны, с другой стороны, менее конкретно. Конкретность заключается в том, что английский психологизм склонен исследовать национальный, английский психологический тип, определенный характер, определенный тип личности и раскрывать внутри этого характера целую бесконечность. Творчество Эдварда Лонгорна Фостера, Дж.Джойса, Дэвид Герберт Лоуренс (соприкасается). тенденция к снятию иерархии, жесткой упорядоченности в изображении сознания человека.

Эти два направления связаны с новыми направлениями в психологии 20 в., глубинной психологии с опытом психоанализа и аналитической психологии.

3. реалистический психологизм. (Олби, Осборн). Не происходит ослабление этических моментов жизни личности. Этический вопрос на первом плане. Общая тенденция – соотношение сознательного и бессознательного, ослабление представлений о социальной детерминированности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.