Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философский психологизм. Герман Гессе




У Германа Гессе философский психологизм мыслится в связи с проблемой индивидуации личности. Задача – преодоление хаоса личности, он связан с хаосом всех ценностных систем и с отчуждением сознания жизнью. Метод Германа Гессе – путь во внутрь. Это путь, который органичен для Гессе и для немецкой культуры, этот путь был как бы предуготован Гессе теми пийотистскими традициями, возле которых он вырос. Пийотизм – очень важное движение в немецой культуре, сыграл колоссальную роль в формировании немецкой культуры. Пийотизм означал культуру контроля сознания человека над своим внутренним миром, культуру наблюдения над своей внутренней жизнью, которое имело одну задачу – достижение совершенства. Это практика самоанализа, борьбы с самим собой. Играет роль с конца 18 века. Задача пийотизма – преодолеть формальное отношение человека к лирике. это сближение внутри лютеранской церкви. Человек может соблюдать все заповеди, но весь вопрос – что там внутри. сколько раз в немецуой культуре поднимался вопрос о том, что явит пример благочестия, это может быть еще и попытка показать себя лучше других. Пийотизм вырабатывает культуру ведения дневника.(контроль над своей внутренней жизнью). В семье Гессе это все поддерживалось, но такой серьезный контроль над собой мог приводить к психологическим срывам. потому что человек обнаруживает в себе такое количество недостатков, с которыми он справиться не может. Гессе через все это прошел в ранней юности(был несколько раз на грани срыва, попытки самоубийства), но он это преодолел, обратившись к психотерапевтам.

Этот взгляд во внутрь может оборачиваться взглядом в хаос.

Творчество Гессе распадается на две части – до 20-х годов – психологические романы, интересные, но не идут в сравнение с последующими, поздними.

Одна из первых книг – «Взгляд в хаос» - о русской литературе, о Достоевском. Состоит из 3-х статей о Достоевском. В центре этих статей – один интерес – Карамазовщина! Что такое «Карамазовщина»? Для Гессе это ситуация разрушения ценностных основ культуры, это хаос, где все нравственные нормы оказываются относительными и начинает колебаться граница между добром и злом. В результате, все ценности человека оказываются поставлены под вопрос. Гессе считал, что Достоевский осмелился заглянуть в этот хаос, навстречу которому идет вся Европа.Он первый осмелился осмысоить эту трагическую ситуацию во всей мировой культуре. Он говорит, что даже святой Зосима любит больше грешников, сам хорошо знает грех, есть внутреннее понимание зла. «Это синдром заката Европы! Это хаос, который поглотит Европу и может отбросить ее назад Азии, где нет прошлых устоев, где все ценности относительны!» Гессе называет идеал Карамазовых древним азиатско-аккультным идеалом. Это иррационализм, который ведет к полному хаосу.

Вместе с тем, своеобразие позиции Гессе заключается в том, что только взгляд в хаос может помочь найти пути преодоления хаоса. Он говорит, что явление «карамазовщины» и разрушение всех устоев в сознании человека – это явление исторически закономерное, естественное. Наступление эпохи хаоса неизбежно, потому что человек делается другим, меняется характер жизни и цивилизации. Приходится многое переосмысливать. То, что раньше казалось естественным, теперь кажется наивным. Взгляд в хаос дает шанс все переосмыслить. Взгляд в хаос – это шаг вперед к новой будущей Европе, которая сумеет заново сориентироваться, имея новые ценностные представления.

Он считал, что русская культура не столь ограничена этими нормами, строгими устоями, поэтому там быстрее можно было увидеть все эти процессы.

Позиция Гессе – бесстрашное познание самого себя, войти внутрь себя, в глубину хаоса. Нужно опуститься на самое дно, дойти до первоначал, вернуться к животному состоянию и еще дальше за это состояние, ко всем началам, но не для того, чтобы там остаться, не для того, чтобы стать животным, а для того, чтобы вновь сориентироваться у истоков нашего бытия и отыскать забытые импульсы и возможности развития для того, чтобы вновь начать сотворение, оценку и классификацию мира.

Цель – упорядоченность, которая приведет к гармонии, которая снимает противоречия.

Есть несколько путей преодоления хаоса внутри человека. Один из путей – то, что он называл «поборчество(? или паломничество?) в сторону Востока»(то, о чем сказано выше). его дед был известный специалист по древнеиндийской культуре. Гессе с раннего детства начал знакомиться с этим. В 1911 году Гессе поехал в Индию, чтобы из жизни людей попытаться понять эти философские идеи. Это идеи дзэн-буддизма, к которым обращались многие писатели 20 века. Они полагали, что восточная философия и эти идеи дают некое противоядие против европейского индивидуализма и ближе подводят к разгадке тайны жизни. Итогом этого было появление нескольких книг, в том числе его индийской поэмы в прозе «…» (что-то типа Ситхарка). Идею единства он находит в древнекитайской философии. Центральное понятие – Дао – рождающее два, инь и янь, женское темно-пассивное начало и мужское активное рациональное начало. Большую роль здесь играет мотив музыки. Музыка для него – это, прежде всего, практика единства противоположных начал, гармония противоположных сил.

наиболее важным оказался опыт его встречи с аналитической психологией. с учением Карла Йонга(?). Самый знаменитый роман – «Степной волк». Он может быть прочитан как иллюстрация к учению Карла Йонга. считается, что в этом романе Гессе изобразил свою психическую жизнь. Углубленная разработка психической жизни человека, которая мыслится как путь преодоления хаоса.

Роман строится хаотично, состоит из нескольких частей, весь роман стоит на смене точек зрения. Это очень важно. Сначала мы видим героя со стороны издателя, затем дневник героя, затем снова внешняя точка зрения, которая анализирует внутреннюю жизнь героя.

роман строится на противоречии внутренней жизни Гарри Гавера(?), который потерял контакт с реальностью внутри самого себя. Это противоречие между принципами порядка, устроенности, следования традиций, принципами обуздания своих инстинктов. и второе начало он сам называет степным волком в себе, это начало асоциальное, начало, связанное с инстинктами, с пренебрежением к морали, порядку. герой сам с собой не в ладах, несчастный и одинокий в бюргерском мире. Бесконечное самоотрицание. Он тоскует по порядку бюргерского мира, а среди бюргеров он тоскует по степи. Он презирает закон, добродетель, социальные ценности, но, все-таки, он пленник мещанства, поэтому нет раскованности, везде есть границы. Ставит вопрос о невозможности жить – отсюда планы самоубийства, но он не решается. Чтобы излечиться, нужно дойти до самого дна, до отчаяния. Это сумасшедший человек, который может совершить невозможное.

В основу романа положена схема процесса индивидуации. Целью этого процесса является обретение самости. Самость – это ядро личности, идеальная возможность личности, к которой человек должен идти, преодолевая внешние формы личности. Самость – идеал целостной личности. Целостная личность знает, из чего состоит, знает все противоположности в себе. Нужно обнаружить в себе эту множественность. Индивидуация – это движение к самости, которое возможно только после отчаяния, тогда начинаются приключения. Это магическая стадия (то есть психическая). Личность – бесчисленное количество разных «я». Нужно освободиться от масок – познать неизвестное (для Гарри это мир ресторанов, другая музыка). Гарри учится смеяться. Смех – важнейшая ценность. Он означает свободу, преодоление скованности, сталкивание противоположностей. Вторая ценность – игра. Игра – это способность переделывать свою личность. Это тоже путь к самости. Философия игры очень важна для Гессе (роман «Игра в бисер»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.