Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 20 (23.04.08)

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.

Речь идет о социальном времени и пространстве как формах общественного бытия людей. Они выступают как свойства социальной субстанции (общества), а именно – как формы ее развития и развертывания. Перефразируя известное высказывание Эйнштейна о фундаментальном пространстве и времени, можно сказать: если бы не было социального бытия людей, то не было бы социального пространства и времени. Поскольку в основе всего социального лежит разумная деятельность людей, то социальное пространство и время представляют собой, прежде всего, формы этой деятельности, т.е. сама деятельность людей развертывается в определенных пространственно-временных параметрах. Это – основная характеристика социального пространства и времени.

Социальное пространство характеризуют:

1) протяженность или сфера деятельности людей (насколько широко она разворачивается на Земле и в космосе);

2) расположение ее структурных элементов – самих людей, орудий труда, предметов, на которые они воздействуют, а также пространственных параметров их политической и духовной деятельности;

3) связи и взаимодействия между людьми, а также между ними и предметным миром материальной и духовной культуры.

В социально-гуманитарных науках социальное пространство выражается через такое понятие, как историческое поле, т.е. пространство развертывания исторического процесса. Его частные случаи отражаются в понятиях: экономическое пространство, правовое поле.

Социальное время выражает:

1) длительность существования того или иного социального явления (война и т.д.);

2) необратимость в его развития;

3) последовательность смены социальных явлений, исторических событий и эпох.

Социальное время характеризуется такими понятиями, как:

1) историческая эпоха (эпоха Возрождения, революции);

2) «социальная эпоха»;

3) этап;

4) период;

5) ритм;

6) путь;

7) дух времени (время – не пустая длительность, а выражение жизни людей – основные идеи эпохи, доминирующая религия, психический склад нации);

8) социальное ускорение, или ускорение хода истории.

Социальное пространство и время взаимосвязаны и представляют собой пространственно-временной континуум (единство пространства и времени) – это понятие ввел немецкий математик и физик Минковский. Данный континуум проявляется также в развитии общественных явлений.

Переосмыслив связь пространства и времени применительно к развитию общества – к деятельности людей и событиям их жизни, М.Н. Бахтин (1895 – 1975 гг.) – крупное явление в нашей культур – ввел понятие «хронотоп», выражающее «конкретное единство пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации», сложившихся в данное время в данном месте. Будучи теоретиком искусства, Бахтин использовал это понятие главным образом в анализе художественных и литературных текстов.

Социальное время осмысливается Бахтиным в различных аспектах:

1) как темпоравность (темп) жизни, т.е. ее развитие во времени;

2) как временная дистанция между автором (текстом) и интерпретатором данного текста;

3) как параметр (свойство) исторического разума, возвращающегося от одной исторической эпохи к другой;

4) как элемент биографического метода (описание и толкование биографии отдельных личностей и народов).

Дух времени характеризует менталитет эпохи, ее духовность, в том числе, характер мышления людей, их эмоции и ценностные ориентации.

Бахтина называют создателем исторической коэтики, т.е. учения о художественном постижении исторических событий. Бахтин не писал, он критик (как Белинский). Он писал, что «в художественном хронотопе (когда пространство и время сливаются воедино – на сцене, в картине) время сгущается, уплотняется, становится художественном зримым. Пространство же интенсифицируется, втягивается в движении времени, сюжета в истории».

Художественное пространство и время могут отражать реально существовавшие или существующие пространство и время (реалистическое искусство), а могут быть вымышленными (художником, писателем, поэтом).

Силовые линии времени нередко идут не только от настоящего к настоящему (прошлому), но и от прошлых эпох к настоящему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, К. Поппер | Проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.