Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Цель научного познания любых природных и социальных явлений заключается в постижении истин, относительной сущности и законов их развития. Истина же в науке постигается прежде всего путем рационального (логического) мышления. Логические операции (суждения, умозаключения, рождение идей) осуществляются в процессе обобщения эмпирических (опытных) данных – индуктивный метод познания, а также в процессе вывода одних научных положений из других, принимаемых за достоверные – дедуктивный метод. Нередко сущность вещей постигается путем интуиции, представляющей собой прямое усмотрение истины без логических обоснований (озарение). Однако, затем интуитивные выводы все-таки обосновываются путем логических доказательств. В итоге, полученное путем интуитивного мышления знание становится элементами логически обоснованной теории. Это подчеркивает роль рационального логического мышления в объяснении истины. Следует отметить работу Декарта на эту тему «Рассуждение о методе для хорошего направления в отыскании истины в мире».

В настоящее время в теории познания (гносеологии (эпистемологии)) выделяют такие типы рациональности, как классический, неклассический и постнеклассический.

1) Классический тип рациональности сосредотачивается на отношении к объекту исследования и выносит за скобки все, относящееся к субъекту и к средствам его познавательной деятельности.

2) Для неклассической рациональности типично представление о зависимости изучаемого объекта от средств и способов его познания. Анализ этих способов и средств понимается как условие получения истинного знания об объектах.

3) Постнеклассическая (современная) рациональность соотносит знание об объекте не только со способами и средствами познания, но и с целями и ценностными ориентациями исследователя.

Вывод: объективность знания об изучаемом явлении достигается во всех трех случаях, но в разном объеме и с разной глубиной.

Постнеклассический подход в толковании рациональности, в том числе, рационального познания общественных явлений привел к плюралистическому (множественному) пониманию истины и даже постмодернистскому выводу о том, что нет различий между истиной и не истиной, хорошим и плохим, добром и злом – все относительно. Утверждается, что исследование различных сторон экономических, политических и социальных явлений делает каждую концепцию истинной по отношению к определенному кругу задач. Указывается, например, что при анализе путей повышения эффективности экономики можно использовать монетаризм Н. Фридмана, а при анализе путей повышения жизненного уровня населения, его занятости и его покупательной способности лучше применять теорию Кейнса. В решении этих задач каждая из указанных теорий обнаружит свою истину. В этом суть вывода о плюрализме истин.

Истина всегда одна – это соответствие действительности, не может быть много истин, критерий один.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 20 (23.04.08) | Объяснение, понимание и интерпретация (толкование) в социальных и гуманитарных науках. Философская герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.