Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и задачи психогенетики. История психогенетики

План лекций

по дисциплине СД.В4.1 «Психогенетика»

для специальности «050706.65 – Педагогика и психология»

(6 часов)

План:

1. Психогенетика как наука, объединяющая психологию и генетику.

2. Предмет и задачи психогенетики.

3. Психогенетика и генетика поведения.

4. Психогенетика в системе психологических знаний.

5. Роль и место психогенетических исследований в системе биологических и психологических знаний.

6. Этапы развития психогенетики: античное время, Средние века, Мендель и Гальтон, первая половина XX века, настоящее время. Позитивная и негативная евгеника.

7. Особенности развития психогенетики в России и за рубежом.

8. Современное состояние психогенетики в мире: международные ассоциации, журналы, конгрессы и др. Основные исследовательские программы.

 

Литература:

1. Психогенетика [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии / [авт.- сост. М. В. Алфимова, И. В. Равич-Щербо]. - М.: Академия, 2007. - 432 с. (экз.5).

2. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е. Л.
Психогенетика: Учеб.для студентов вузов по спец.и направлению "Психология" / И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко; Под ред.И.В.Равич-Щербо. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 447с. (экз.24).

3. Тиходеев О.Н. Основы психогенетика [Текст]: учеб. для студентов вузов по направлению "Психология" / О. Н. Тиходеев. - М.: Академия, 2011. - 320 с. (экз.10).

 

 

Тема 2. Основные понятия и категории современной генетики. (6 часов)

План:

1. Наследственность и изменчивость – основные свойства живого.

2. Генотип и фенотип.

3. Типы средовых влияний и их относительная роль.

4. Типология генотип-средовых эффектов, способы их оценки.

5. Цитологические основы наследственности.

6. Строение и типы хромосом делящихся клеток. Кариотип человека.

7. Основные способы передачи информации – митоз и мейоз: сущность и патология.

8. Биохимические основы наследственности. Строение молекул ДНК и РНК.

9. Генетический код, его свойства.

10. Определение термина «ген». Классификация генов (структурные, регуляторные, прыгающие).

11. Свойства гена: аллельность, дискретность, дозированность, специфичность и стабильность. Поле действия гена. Время действия гена.

12. Наследование признаков.Понятие о признаке. Количественные и качественные, доминантные и рецессивные, моногенные и полигенные признаки.

13. Моногенное и полигенное наследование признаков.

 

Литература:

1. Александров А.А. Психогенетика: Учеб.пособие для студентов вузов по направлению и спец.психологии / А.А.Александров. - СПб.: Питер, 2004. - 192с. (экз.15).

2. Психогенетика [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / авт.-сост. М. В. Алфимова, И. В. Равич-Щербо. - М.: Академия, 2006. - 432 с. (экз.5).

3. Гены и геномы: В 2 т. / Пер. с англ. Е.А.кабановой, А.А.Лушниковой; Под ред. Н.К.Янковского. - М.; мир
Т.2.- 1998.- 391с. (экз.2).

 

 

Тема 3. Исследование психологических характеристик в психогенетике. (8 часов)

План:

1. Психогенетика интеллекта. Понятие интеллекта в психогенетике.

2. Психометрические теории интеллекта. Непсихометрические подходы к исследованию роли генотипа и среды в когнитивной сфере.

3. Психогенетика темперамента. Современные представления о структуре темперамента. Критерии свойств темперамента.

4. Исследование генетической детерминации свойств темперамента за рубежом: Нью-Йоркское лонгитюдное исследование, Гарвардское исследование, Луизвильское близнецовое исследование.

5. Исследование темперамента в отечественной психологии.

6. Индивидуально-психологические особенности личности. Исследование роли генотипа и среды с помощью критериальных опросников (Миннесотский многофакторный личностный опросник, Калифорнийский психологический опросник).

7. Факторно-аналитический подход к исследованию личности.

8. «Биологические» свойства личности по Г. Айзенку.

9. Свойства личности, выделяемые в теории черт (16-ти факторный опросник Р. Кеттела, 5-ти факторная модель Дж. Лоэлина).

 

Литература:

1. Дубинин Н.П. Некоторые проблемы современной генетики [Текст] / РАН, Ин-т общ. генетики им. Н. И. Вавилова; Н. П. Дубинин. - М.: Наука, 1994. - 224 с. (экз.4).

2. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики [Текст] / С. Б. Малых, М. С. Егорова, Т. А. Мешкова. - М.: Эпидавр, 1998. - 744 с. (экз.6).

3. Тарантул В.З. Геном человека: Энцикл.,написан.четырьмя буквами / В.З.Тарантул. - М.: Яз.славян.культуры, 2003. - 392с. (экз.2).

 

 

Тема 4. Методы психогенетики: популяционный, генеалогический, приемных детей, близнецовый. (12 часов)

План:

1. Человек как объект генетических исследований: невозможность произвольного экспериментирования, позднее наступление репродуктивного периода, малое число потомков.

2. Метод близнецов и его разновидности.

3. Начало близнецовых исследований.

4. Биология близнецовости: частота многоплодной беременности в разных популяциях и ее динамика.

5. Условия переноса данных, полученных методом близнецов, на популяцию одиночнорожденных.

6. Генетические и общепсихологические задачи, решаемые вариантами близнецового метода.

7. Популяционный метод.Определение популяции, изолята, дема.

8. Популяции в состоянии покоя (закон Харди-Вайнберга).

9. Факторы, влияющие на изменение частот аллелей в популяции (мутации, миграции, случайный дрейф генов, естественный отбор, подстановка генов).

10. Генеалогический метод.Генограмма. Примеры родословных.

11. Метод приемных детей. Основная схема метода, история возникновения, современные программы.

12. Исследование семей, имеющих и биологических, и приемных детей. Ограничения метода: психологические и юридические.

13. Статистические методы психогенетики, область применения и разрешающая способность. Структурное моделирование в психогенетике.

 

Литература:

1. Психогенетика [Текст]: учеб. для студентов вузов по направлению и спец. "Психология" / И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко; под ред. И. В. Равич-Щербо, И. И. Полетаевой. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 448 с. (экз.1).

2. Жимулев И.Ф., Беляева Е.С., Акифьев А.П.
Общая и молекулярная генетика: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. 011600-Биология,0121100-Генетика / Сиб. отд-ние РАН. Ин-т цитологии и генетики и др.. - Новосибирск: Изд-во Новосиб.ун-т: Сиб.ун-т изд-во, 2002. - 459с. (экз.5).

3. Эфроимсон В. П. Предпосылки гениальности (биосоциальные факторы повышения умственной активности) [Текст] / В. П. Эфроимсон. // Человек.-1997.- № 2.- С. 8-19.-Человекознание: история, теория, метод.

 

 

Тема 5. Психогенетика индивидуального развития (10 часов)

План:

1. Основные модели индивидуального развития.

2. Проблема биологического созревания и психического развития.

3. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий преемственность и гетерохронность развития.

4. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых соотношений в онтогенезе.

5. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.

 

Литература:

1. Левонтин Р., Рычков Ю. Г., Равич-Щербо И. В.
Человеческая индивидуальность: наследственность и среда [Текст]: пер. с англ. / Р. Левонтин; общ. ред. и предисл. Ю. Г. Рычкова и И. В. Равич-Щербо. - М.: Прогресс: Универс, 1993. - 208 с. (экз.3).

2. Эфроимсон В.П., Корочкин Л.И., Кешман Е.А.
Генетика гениальности: Биосоциал.механизмы и факторы наивысшей интеллектуал.активности / В.П.Эфроимсон; Предисл. Л.И.Корочкина, Е.А.Кешман. - М.: Тайдекс Ко, 2004. - 376с. (экз.3).

3. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е. Л.
Психогенетика: Учеб.для студентов вузов по спец.и направлению "Психология" / И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко; Под ред.И.В.Равич-Щербо. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 447с. (экз.24).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция № 8
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.