Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сестринский процесс: понятия и термины

Научность, системность, индивидуальность.

История вопроса

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – и в западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только с/дела, но и других дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и т.д.).

Все концептуальные модели с/дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта с/дела:

1. пациент;

2. сестринское дело;

3. окружающая среда;

4. здоровье.

 

Требования к профессиональному уходу:

В настоящее время с/процесс является сердцевиной с/образования и создает теоретическую научную базу с/помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод с/практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

С/процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей с/дела.

С/процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники», умения индивидуализировать и систематизировать уход. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между м/с и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Конкретно с/процесс подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством с/ухода.

С/процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медсестры.

 

Сестринское дело – часть системы здравоохранения, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Сестринский процесс:

1. метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента;

2. последовательность шагов и действий, направленных на достижение целей;

3. это то, что формирует мышление медсестры, что заставляет ее думать и действовать как профессионала.

Сестринский диагноз:

1. утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную проблему пациента, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить;

2. это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. Эта реакция может быть физиологическая, психологическая, социальная.

Пациент – это человек (индивид), который нуждается в с/уходе и получает его.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию с/дела и допущенный к с/практике.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей (условий), где происходит жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Медицина – диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний.

Болезнь – такое изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни.

Болезненное состояние – личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования организма в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии.

Человек – целостная, динамическая саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Личность – общественная сущность человека.

 

Цель сестринского процесса.

Этапы сестринского процесса,

их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

Сестринский процесс является организационной структурой для обучения практики с/дела.

Три основные характеристики с/процесса:

· цель

· организация

· творчество

I. Цель с/процесса – обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть, обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Эту же мысль можно выразить по-другому:

Цель с/процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей пациента или спокойная смерть.

«Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, спокойной смерти или выздоровлению, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями или волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. М/с — это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (теория В. Хендерсон).

Достижение цели с/процесса осуществляется путем решения следующих задач:

· создание базы информационных данных о пациенте;

· определение потребностей пациента в с/уходе;

· обозначения приоритетов в с/обслуживании, их первоочередности;

· составление плана ухода, мобилизация необходимых ресурсов и реализация плана, т.е. оказания с/помощи прямо и косвенно;

· оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

II. Организация – последовательность мер, необходимых для достижения поставленной цели.

Организационная структура с/процесса состоит из 5 основных этапов:

1) Обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента. Медсестра собирает свою информацию о пациенте из различных источников. Информация необходима для определения проблемы, возникшей у пациента.

2) Сестринский диагноз – определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента.

3) Планирование – определение программы действий. План ухода индивидуален, основывается на информации о пациенте и на его диагнозе. Планирование включает в себя ожидаемый результат, цели и план действий.

4) Вмешательство (выполнение, реализация) – это непосредственные действия, обеспечивающие выполнение плана; это медицинское обслуживание пациента (то, что делается руками).

5) Оценка – исследование реакций пациента на вмешательство медсестры. М/с отмечает прогресс в улучшении состояния здоровья пациента или резкое ухудшение.

Каждая из 5-ти ступеней является существенной стадией в решении основной проблемы пациента. Стадии тесно взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей. Эта последовательность представляет собой логическую цепочку. Во время обследования м/с собирает информацию, которая важна для определения проблемы. Насколько правильно определена проблема, настолько верно и профессионально будет запланирована и обеспечена помощь. Естественно, оценка будет также зависеть от правильности предыдущих 4-х этапов.

III. Творчество – творческие способности чаще всего подвержены влиянию преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности медсестры. Опытная м/с может применять свои знания и навыки в разрешении проблем различной трудности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 8 | Карта сестринского процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 19687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.