Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного управления, ее основные элементы

Теория систем, системный анализ, системный подход прочно утвердились в качестве теоретико-методологического инструментария при анализе проблем социального управления.

Сущность системного подхода к государственному и муниципальному управлению заключается в том, что гос. и мун. управление есть система, т.е. целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Классификация систем.

Общая теория систем в полном, целостном виде редко применялась к анализу государственного управления. Однако в последнее время ряд ее основополагающих понятий все более применяются государствоведами, особенно такие понятия как система власти, устойчивость, стабильность, обратная связь и т.д.

Система государственного управления – категория недавно рожденная, и поэтому трактовки этого термина достаточно плюралистичны.

1. СГУ представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных явлений в сфере управления. В этом случае данная категория является средством системного анализа государственного управления. Она применима к любому относительно целостному политико-правовому образованию: государству, госвласти, госоргану.

2. Второй аспект представляет более конкретное значение системы – механизм формирования и функционирования госвласти и управления, включающий нормы, организационные структуры, отношения, коммуникации.

Мы различаем понятия целого и целостности. Целое – состоящее из частей, взаимодействующих друг с другом. Целостность – единство, это результат взаимодействия и взаимосвязи, обеспечивающий устойчивость, качественную определенность.

Элементом системы будем называть ее части, внутреннее строение которых не является определяющим для функционирования системы в целом.

Компонентами системы (подсистемами) будем называть системообразующие части, создающие качественность системы. При этом все компоненты взаимосвязаны, но одновременно и автономны и сами создают свою систему элементов. Каждый гражданин (объект или субъект) может рассматриваться как своеобразная система: знаний, сознания, поведения, интересов, ценностей, моделей поведения.

Приобретая самостоятельность государство становиться над обществом, подчиняя его интересы, интересам аппарата государственной власти, реализуя последние через систему государственного управления.

Система государственного управления – это определенная совокупность иерархически связанных между собой органов власти и управления, во взаимодействии реализующих управление государственной сферой экономики и социальной жизни и обеспечивающих исполнение законов, конституционно установленных прав и свобод граждан.

Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу и может быть рассмотрена только с учетом многоуровневых взаимодействий. Система органов государственного управления имеет сложную и, как правило, многоуровневую структуру (Рис.1).

 

 

       
 
   
1- Федеральный уровень; 2- Субфедеральный (региональный) уровень; 3- Муниципальный (местный) уровень.
 

 

 


Рис. 1 Многомерная структура субъекта государственного управления

 

При этом основными элементами системы государственного управления являются: субъект, объект, законы управления, его функции, методы и принципы, инструментарий (Рис. 2).

 

 

 
 

 


 

 
 

 

 


Рис.2 Система государственного управления

 

Специфика государственного управления заключается в том, что субъектом выступает уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции только на профессиональной основе.

В сфере государственного управления можно выделить следующие способы воздействия субъекта на объект: постоянное или эпизодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и опосредованное.

Социологические методы (осуществление массовых наблюдений). Обработка результатов предполагает использование статистических методов. Относительно быстрые результаты предполагает метод технического анализа труда. Этот метод состоит в детальном наблюдении за объектом труда (за прохождением поданного кем-либо заявлением), определении проходимого пути с точной фиксацией того, что происходит на каждом этапе.

Сравнительный метод (результаты исследований дополняются благодаря сравнению их с аналогичными результатами других исследований при соблюдении обязательного условия сравнимости).

Метод «кейс стади» – деловые игры. В наук административного управления он дает многое, широко распространен в школах государственного управления ведущих университетов США и европейских стран.

К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, различные социальные группы. Кроме этого объектом может являться любая составляющая самого субъекта. При этом объект сам способен обретать свойства субъекта (общественное самоуправление).

Предметом системы государственного управления является территориальное образование, которое может выступать в роли государства, региона, другого территориального поселения.

Основу системы государственного управления составляют горизонтальные и вертикальные связи (ветви и уровни власти).

Государственное управление возможно благодаря осуществлению государственной власти (орган легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса).

Государственное управление реализует следующие функции:

· институциональную (утверждение необходимых решений по социально-экономическим вопросам);

· регулятивную ((нормы, законы);

· целеполагающую (определение приоритетов социально-экономического развития);

· функциональную (разработка и реализация действий по поддержке инфраструктуры государства в лице ведущих отраслей);

· идеологическую (формирование национальной идеи).

 

Основными принципами государственного управления являются:

· разделение властей;

· принцип комплиментарности (непрерывность в структуре власти);

· субсидарности (распределение полномочий между уровнями власти);

· демократизма ();

· гомогенности (преимущество федерального права перед региональным).

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его институтов.

В структуре системы государственного управления можно выделить шесть компонентов или подсистем.

Институциональная подсистема, т.е. совокупность органов административного управления и должностей в штатном расписании государственных и муниципальных учреждений, создаваемых на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и т.д. (административный аппарат, гражданская служба, обеспечивающая функции институтов государственной и муниципальной власти).

Изучение институциональной подсистемы позволяет понять, кто уполномочен и реализует власть, доводит решения до осуществления.

Нормативно-правовая подсистема – совокупность норм административного и конституционного права, на основе которых строится и функционирует институциональная подсистема.

Коммуникативная подсистема – наличие субъектно-объектных, субординационных отношений в системе связей и взаимодействия государственных учреждений, должностных лиц. Наряду с официальными отношениями, регулируемыми положениями, регламентами, должностными инструкциями существуют неофициальные (деловые, неформальные) отношения. Только наладив систему связей, потоков документов, информации можно добиться эффективности управления (интеграция).

Функционально-структурная подсистема – совокупность управленческих функций различающихся по предмету (содержанию), объему, методам воздействия, позволяющая определить оптимальную структуру органа, его подразделений, предложить методику организационных изменений.

Кадровая подсистема – системообразующий компонент системы государственного и муниципального управления. Государственными и муниципальными служащими могут быть только подготовленные профессионалы управления.

Профессионально-культурная подсистема – во многом определяет целостность и зрелость государственных учреждений. Профессионально-управленческая культура – субъективный фактор управления, определенное слияние интелекта и действий служащих и организации, включает в себя правовую, политическую и профессионально-квалификационную культуру: культуру общения, принятия решений, мотивационную, информационную культуру.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура общественного строя, конституционно-правовые основы формирования основных его подсистем | Государственная социальная политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 24938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.