Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности физиологической адаптации человека к режиму работы




Важнейшим социальным и физиологическим свойством человека является работоспособность- возможность выполнять конкретную работу в течение заданно­го времени с определенной эффективностью. Она зависит от состояния здоровья и естественных ресурсов организма, особенностей нервной системы, тренирован­ности, а также во многом от адаптированности к условиям и характеру труда.

Работоспособность бывает преимущественно физической, преимущественно умственной и комбинированной. Физическая работоспособность определяется си­лой мышц и их выносливостью (возможность поддерживать мышечную систему на заданном уровне в течение длительного времени). Мышечная сила зависит от соб­ственно силы мышц, величины угла сгибания сустава, нервного возбуждения, ско­рости мышечных сокращений и проч.

По уровню работоспособность делится на высокую, нормальную и низкую.

Причины низкой работоспособности:

· иная, по отношению к выполняемой работе, психологическая установка (мысли о другом);

· незавершенность адаптации и восстановления забытых навыков;

· воздействие неблагоприятных внешних факторов;

· отрицательное или безразличное отношение к работе;

· специфические эмоциональные состояния (стресс, эйфория).

Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели, месяца, года. В течение дня ее динамика имеет несколько стадий:

· врабатываемость, характеризующаяся нарастающей работоспособностью, продолжается 1-1,5 ч;

· оптимальный ее уровень, сохраняющийся в течение 2- 2,5 ч, когда достигают­ся наилучшие результаты при минимальной затрате энергии;

· снижение к середине дня в связи с обеденным перерывом.

Та же картина повторяется во второй половине рабочего дня, но уровень эффек­тивности трудовых усилий несколько ниже, чем в первой, периоды врабатываемо­сти и устойчивой работоспособности короче, и ее снижение начинается раньше.

Аналогичная динамика имеет место по дням недели. Понедельник соответству­ет периоду врабатывания; наилучшие показатели наблюдаются во вторник, среду и четверг; в пятницу и субботу работоспособность падает. Это обусловлено утомле­нием и переутомлением, которые характеризуются не только ее временным сниже­нием, но и расстройством ранее сформированных навыков.

Утомление, возникающее в конце работы (общее и относящееся к отдельным частям организма), является нормальным, до определенных границ полезным, но его желательно отодвинуть на последние минуты трудового дня.

Утомление вызывает усталость, которая проявляется в раздражительности, снижении настроения, неоптимальных решениях, ошибках. Пытаясь их избежать, работник усилием воли концентрирует силы и внимание на выполнении задачи, и определенное время поддерживает работоспособность на необходимом уровне. Однако это требует дополнительных энергетических затрат, влекущих еще боль­шую усталость и более серьезные ошибки.

Усталость сигнализирует о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако она не всегда соответствует степени утомления, поскольку, если работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, даже, несмотря на ее тяжесть и неприятный характер.

Существуют следующие способы борьбы с утомлением:

1. Переключение на другой род занятий (так, если оно имеет нервно-психический характер, то единственный способ его преодоления - утомление физическое, причем чем оно больше, тем быстрее и полнее происходит восстановительный Процесс).

2. Обязательные перерывы, учитывающие как общую работоспособность чело­века, так и время, прошедшее с начала трудового дня (чем его больше прошло, тем стремительнее нарастает усталость).

3. Положительные эмоции, способствующие быстрому преодолению утомле­ния и вхождению в нормальный рабочий ритм; отрицательные эмоции ускоряют его наступление, вызывают чувство неуверенности в себе.

4. Учет индивидуальных биоритмов.

5. Ночной сон. Если чувство усталости сохраняется после ночного сна или уста­лость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении, которое сопровождается повышенной тревогой, страхом, возбудимостью, сонливостью днем, плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита, отсутствием настроения, депрессией, нерезультативной работой. Для его преодоления нужен длительный полноценный отдых, а порой - специальное лечение.

Знание всех обстоятельств позволяет наиболее рационально распределять труд­ные и легкие, простые и сложные, ответственные и неответственные дела в рамках рабочего дня и чередовать их необходимым образом в соответствии с колебаниями трудоспособности.

 

Контрольные вопросы

1) Объясните понятия «отбор» и «набор» персонала.

2) Назовите основные источники привлечения персонала.

3) Перечислите методы привлечения персонала.

4) Что такое «профессиограмма»?

5) Назовите внутренние и внешние источники набора персонала.

6) Перечислите этапы и методы отбора персонала.

7) Что такое «адаптация»?

8) Перечислите основные этапы процесса адаптации.

9) Какие виды адаптации вы знаете?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.