КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка подчиненных руководителем. Практика оценки подчиненных руководителем в настоящее время весьма распространена в западных фирмах
Практика оценки подчиненных руководителем в настоящее время весьма распространена в западных фирмах. Обычно оценку приурочивают к завершению какой-то крупной работы, ее важного этапа, существенному изменению результатов и осуществляют не реже раза в год, перемежая ее с текущими проверками Для лиц со стажем работы в организации до 3 лет целесообразно проводить лишь частичную оценку их работы раз в полгода или в любой момент в соответствии с изменением ситуации с целью корректировки деятельности и дополнительной мотивации. В этом случае большая часть времени уделяется информированию сотрудника. Для остальных оценка может проводиться раз в год. Постоянно общаясь с подчиненными в процессе работы, руководитель и без того лучше других знает их, но необходимость в регулярной оценке побуждает его быть особо внимательным к сотрудникам. Процедура аттестации руководителем по сравнению с аттестацией комиссией более проста, неформальна, допускает участие заинтересованных сторон, использование личных наблюдений. Она дает возможность: 1) руководителю: · осуществлять свободное общение, устанавливать более тесные контакты, обратную связь и налаживать конструктивные рабочие отношения с подчиненными; · анализировать и оперативно оценивать их деятельность, личные качества, слабые и сильные стороны, достижения и промахи, уточнять свои ожидания; · изучать мнения исполнителей по тем или иным вопросам, причины их неудовлетворенности работой, отношение к будущим направлениям деятельности, карьере; · эффективнее стимулировать; · сообщать о новых требованиях, ставить задачи и намечать пути их решения; · вносить необходимые коррективы в процесс управления; · предотвращать развитие конфликтов (но в случае конфликтной ситуации действенность оценки руководителем невелика); · укреплять свое положение как лидера и проч.; 2) подчиненному: · в спокойной обстановке побеседовать с руководителем и улучшить взаимопонимание с ним, всесторонне обсудить свои проблемы, получить необходимую помощь и поддержку; · определить, насколько хорошо он справляется с работой, по сравнению с тем, что от него ожидают; · раскрыть и продемонстрировать свой потенциал и возможности; · выявить слабые стороны и скорректировать свое поведение, с тем, чтобы добиться в будущем хороших результатов; · проверить собственные идеи, обсудить перспективные направления работы · оценить потребности в профессиональной подготовке и наметить пути самосовершенствования, развить навыки, способности, знания; 3) предприятию: · определить эффективность работы персонала в целом, его творческую активность, найти пути их повышения; · улучшить морально-психологический климат, укрепить дисциплину; · создать основу оценки самих руководителей; · получить информацию для уточнения целей и стандартов работы. Ключевыми моментами оценки подчиненных руководителями являются: · характеристика прошлых результатов и выводы; · определение будущих потребностей; · определение сроков и плана действий. Типичная процедура оценки персонала руководителем состоит из следующих основных элементов: 1. Разъяснение ее целей и порядка проведения. 2. Предварительный сбор информации о подчиненном с помощью изучения анкеты, результатов предыдущих собеседований, опроса коллег, партнеров, ли наблюдений, тестирования, экзаменов, анализа поведения в критических ситуациях, итогов участия в деловых играх, письменных и устных самоотчетов перед коллективом. 3. Изучение представленного подчиненным за 1-2 недели до аттестационной беседы письменного отчета (в том числе на специальных листах самооценки) о проделанной за истекший период работе, путях повышения ее эффективности, успехах и неудачах, планах на будущее и необходимой помощи. 4. Формирование и уточнение основных, дополнительных и вспомогательных критериев оценки. 5. Подготовка к беседе. 6. Ознакомление сотрудника с предварительными оценками его деятельности выдачей на руки копии аттестационного листа (кроме части, содержащей рекомендации по оплате). 7. Беседа с подчиненным, в рамках которой обсуждаются и оцениваются общие результаты деятельности в период между аттестациями (трудную работу лучше разделить на несколько частей и оценивать, как человек справлялся с каждой из IХ), рассматриваются пути ее улучшения, определяется необходимость дополнительного образования и повышения квалификации, обсуждаются планы на будущее. 8. По итогам беседы руководитель выставляет подчиненному оценку (при этом он может пользоваться как собственными критериями, так и официальными, но мотивами, принимать во внимание результат прежних аттестаций, участие в конкурсах и проч.) и сопровождает ее письменными комментариями, заносим в оценочный лист (индивидуальные планы и: оценочные формы должны утверждаться руководителями высшего уровня). Сложнее всего оценивать середняков: можно перехвалить или упустить. Поэтому следует помнить, что можно оценивать не всю деятельность, а конкретную работу. Собеседование всегда должно заканчиваться на оптимистической ноте. 9. Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития. 10. Дача заключения и заполнение оценочного листа (на основе этого листа служба персонала может контролировать деятельность самого руководителя, а работник – обжаловать полученную оценку). Кроме того, руководитель заполняет отчет, в котором отражаются: · обсуждавшиеся темы (профессиональные качества и их изменение за период направления совершенствования, предпринимаемые в этой области препятствия, необходимая помощь со стороны организации и руководства личные цели и проч.); · отношение сотрудника к высказанным критическим замечаниям; · новая информация, полученная о сотруднике, его перспективы; · общие выводы и конкретные, аргументированные, реалистичные, без эмоции комментарии к оценке. · новая информация, полученная о сотруднике, и изменение в связи с этим взглядов на него; · его перспективы; · общие выводы и конкретные, аргументированные, реалистичные, без эмоций комментарии к оценке. 11. Осуществление практических мероприятий. По итогам аттестации в западных фирмах принято проводить беседы с сотрудниками на основе с дующих подходов: · «Расскажи-продай». Работнику сообщаются результаты и конкретные рекомендации, как улучшить работу. Этот подход целесообразен, когда работник уважает руководителя, желает исправить недостатки, но не представляет, как и что надо делать. · «Расскажи-послушай». Работнику сообщаются результаты оценки, и дается возможность высказать собственное мнение. Этим снижается сопротивление переменам, улучшается, отношение к руководителю, увеличивается вероятность изменить взгляды работника. · Решение проблемы. Работника в процессе беседы убеждают в необходимости больше внимания уделять своему росту и развитию. Руководителей оценивают непосредственные начальники, коллеги (последние обычно оценку завышают), комитеты (оценивают объективно). Самооценка, как правило, завышается.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |