КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, цели и формы развития персонала
Конспект лекции Тема 8. Обучение и развитИе персонала Аннотация В данной теме раскрывается значение развития персонала и его влияние на работу предприятия, а также основные виды обучения персонала. Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества и т. п. Возможность развития должна предоставляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится. Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации, задачей освоения дополнительных видов деятельности. Сегодня более 85% опрошенных японских менеджеров на первое место среди своих задач ставят развитие человеческих ресурсов, в то время как введение новых технологий - 45%, а продвижение на новые рынки - около 20%. И это не случайно, ибо фирмы, осуществляющие развитие сотрудников, имеют в целом вдвое более высокие показатели, чем остальные. Развитие способствует: · раскрытию творческого потенциала, росту интеллектуального уровня, активизации стратегического мышления; · предоставлению всем работникам равных возможностей получения достойных заработков и служебного продвижения; · снижению текучести кадров; · повышению качества трудовой деятельности; · формированию и закреплению организационных ценностей; · облегчению делегирования полномочий и преобразований; · улучшению морально-психологического климата и т. п. Поэтому, осуществляя развитие персонала, надо определить: · чего хочет компания и какой персонал для этого необходим; · какова ситуация сейчас; · насколько персонал подвержен обучению; · поможет ли обучение улучшить результаты деятельности работников; · способна ли фирма наладить обучение и развитие персонала. Международная практика показывает, что на развитие персонала необходимо тратить 5-10% фонда заработной платы.
В крупных западных фирмах деятельность по развитию персонала включает: · выработку его стратегии; · прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации, карьеры и профессионального роста; · профессиональную ориентацию; · организацию адаптации; · обучение, тренинги, повышение квалификации, самообразование; · работу с кадровым резервом; · изобретательство и рационализаторство; · совершенствование личностных качеств работников; · формирование организационной культуры. Ответственность за развитие несет администрация, линейные руководители (их обязанность - быть, с одной стороны, образцами для подчиненных в этой области, а с другой - грамотно направлять их усилия), а также сами работники. Развитие персонала осуществляется на индивидуальном и институциональном уровнях и бывает общим и профессиональным. Профессиональное развитие - это подготовка сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленных на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека. Оно требует значительных усилий со стороны людей, поэтому невозможно без заинтересованности с их стороны. Мотивами здесь могут быть: · желание поскорее освоить новую работу или получить более высокую должность; · обеспечить рост доходов; · приобрести новые знания; · расширить личные контакты; · стать более независимыми и конкурентоспособными на рынке труда; · преодолеть препятствия и неудачи, добиться высоких результатов. Эти мотивы действуют тогда, когда есть гарантии, что результаты будут востребованы и затраченные усилия окажутся ненапрасными. Необходимые мероприятия для конкретного работника определяются его непосредственным руководителем на основе наблюдений, анализа должностных функций и решаемых проблем, индивидуального плана развития. Такими задачами могут быть выработка профессиональных навыков, формирование определенного типа мышления и поведения, получение дополнительных знаний. Важную роль в развитии работника играет самосовершенствование на основе осознания себя. Специалисты называют следующие методы самосовершенствования: · Фиксация, анализ и оценка происходящих событий, развивающие самодисциплину. · Ведение дневника и размышление над записями об основных событиях, успехах, неудачах, их причинах, своих решениях, мыслях, чувствах, высказываниях окружающих. · Анализ своей интуиции, мыслей и поступков, что помогает сконцентрироваться в условиях напряженной ситуации, при принятии важных, трудных или альтернативных решений. · Обсуждение с другими своих идей. · Экспериментирование с новым типом поведения (изменить одежду, оставить себя в избегаемую прежде ситуацию и проч.). · Укрепление силы воли путем регулярных упражнений (сдерживаться, делать что-то сразу, когда не хочется, сосредоточиваться, молчать). · Тренировка способностей восприятия нового на основе определения причин негативного отношения к нему. · Развитие и использование достоинств и борьба с недостатками на основе их списка (число тех и других лучше одинаковое). При любой возможности необходимо сдерживать негативные проявления или пытаться найти им применение в позитивных целях. · Систематическое чтение литературы. · Анализ причин хорошего или неблагоприятного отношения к тем или людям, выполнения или невыполнения заданий, проявления или непроявление силы воли, легкости или трудности принятия решений, восприятия или невосприятия нового. · Запоминание материала с помощью записей, тренировки концентра внимания, аналогов, зрительных ассоциаций и проч. · Тренировка логического мышления путем составления блок-схем действ (логическое дерево), размышлений о последовательности формирования того иного объекта, абстракциях (например, анализ значимости для себя того или иного качества), конкретных темах. · Обучение на курсах и самообразование. · Участие в ассоциациях, профессиональных объединениях, конференциях, дискуссиях. · Написание книг, статей. · Обучение других. · Совершенствование физического и духовного здоровья. · Развитие способности правильно воспринимать свою внешность, реакцию окружающих на себя. · Выработка способности идти на компромисс. · Формирование индивидуального стиля поведения. · Тренировка способностей общения, умения слушать, сопереживать, воздерживаться от критики, поддержки других. · Участие в групповом обучении. На идее самосовершенствования основывается получающая все большее распространение в России форма обучения «Коучинг» (тренерство, наставничество). Е главная задача - помочь руководителям и специалистам самостоятельно находить и принимать сложные решения в контексте особенностей самой компании и специфики ее бизнес-окружения, повышать квалификацию, достигать наивысших личных результатов. Коучинг представляет собой своего рода творческое партнерство по развитию личности, в рамках которого тренер (коуч) помогает человеку максимально раскрыть и развить свой потенциал и решить существующие проблемы. Коучинг обеспечивает эффективность и высокое качество работы, самоуважение. Особенно важно это для высших менеджеров, от умения и способностей которых в первую очередь зависит процветание компании. Программа самосовершенствования должна увязываться с интересами личности потребностями организации. Ее успех обусловлен способностью субъекта: · устанавливать для себя эффективные цели; · правильно оценивать себя и результаты собственной деятельности; · познавать себя, понимать свои потребности; · видеть, слушать, воспринимать; · принимать помощь других; · быть самокритичными; · рисковать; · анализировать.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |