Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, цели и формы развития персонала




Конспект лекции

Тема 8. Обучение и развитИе персонала

Аннотация

В данной теме раскрывается значение развития персонала и его влияние на работу предприятия, а также основные виды обучения персонала.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-эконо­мических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профес­сионального мастерства персонала, стимулирования творчества и т. п. Возмож­ность развития должна предоставляться всем, ибо в результате не только совер­шенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью при­способиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации, задачей освоения дополнительных видов дея­тельности. Сегодня более 85% опрошенных японских менеджеров на первое место среди своих задач ставят развитие человеческих ресурсов, в то время как введение новых технологий - 45%, а продвижение на новые рынки - около 20%. И это не случайно, ибо фирмы, осуществляющие развитие сотрудников, имеют в целом вдвое более высокие показатели, чем остальные.

Развитие способствует:

· раскрытию творческого потенциала, росту интеллектуального уровня, акти­визации стратегического мышления;

· предоставлению всем работникам равных возможностей получения достойных заработков и служебного продвижения;

· снижению текучести кадров;

· повышению качества трудовой деятельности;

· формированию и закреплению организационных ценностей;

· облегчению делегирования полномочий и преобразований;

· улучшению морально-психологического климата и т. п.

Поэтому, осуществляя развитие персонала, надо определить:

· чего хочет компания и какой персонал для этого необходим;

· какова ситуация сейчас;

· насколько персонал подвержен обучению;

· поможет ли обучение улучшить результаты деятельности работников;

· способна ли фирма наладить обучение и развитие персонала.

Международная практика показывает, что на развитие персонала необходимо тратить 5-10% фонда заработной платы.

 

 

В крупных западных фирмах деятельность по развитию персонала включает:

· выработку его стратегии;

· прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации, карьеры и профессионального роста;

· профессиональную ориентацию;

· организацию адаптации;

· обучение, тренинги, повышение квалификации, самообразование;

· работу с кадровым резервом;

· изобретательство и рационализаторство;

· совершенствование личностных качеств работников;

· формирование организационной культуры.

Ответственность за развитие несет администрация, линейные руководители (их обязанность - быть, с одной стороны, образцами для подчиненных в этой об­ласти, а с другой - грамотно направлять их усилия), а также сами работники.

Развитие персонала осуществляется на индивидуальном и институциональном уровнях и бывает общим и профессиональным.

Профессиональное развитие - это подготовка сотрудников к выполнению но­вых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, на­правленных на преодоление расхождения между требованиями к работнику и каче­ствами реального человека. Оно требует значительных усилий со стороны людей, поэтому невозможно без заинтересованности с их стороны.

Мотивами здесь могут быть:

· желание поскорее освоить новую работу или получить более высокую должность;

· обеспечить рост доходов;

· приобрести новые знания;

· расширить личные контакты;

· стать более независимыми и конкурентоспособными на рынке труда;

· преодолеть препятствия и неудачи, добиться высоких результатов.

Эти мотивы действуют тогда, когда есть гарантии, что результаты будут востре­бованы и затраченные усилия окажутся ненапрасными.

Необходимые мероприятия для конкретного работника определяются его непо­средственным руководителем на основе наблюдений, анализа должностных функ­ций и решаемых проблем, индивидуального плана развития. Такими задачами могут быть выработка профессиональных навыков, формирование определенного типа мышления и поведения, получение дополнительных знаний.

Важную роль в развитии работника играет самосовершенствование на основе осознания себя.

Специалисты называют следующие методы самосовершенствования:

· Фиксация, анализ и оценка происходящих событий, развивающие самодис­циплину.

· Ведение дневника и размышление над записями об основных событиях, успе­хах, неудачах, их причинах, своих решениях, мыслях, чувствах, высказываниях ок­ружающих.

· Анализ своей интуиции, мыслей и поступков, что помогает сконцентрирова­ться в условиях напряженной ситуации, при принятии важных, трудных или альтернативных решений.

· Обсуждение с другими своих идей.

· Экспериментирование с новым типом поведения (изменить одежду, оставить себя в избегаемую прежде ситуацию и проч.).

· Укрепление силы воли путем регулярных упражнений (сдерживаться, де­лать что-то сразу, когда не хочется, сосредоточиваться, молчать).

· Тренировка способностей восприятия нового на основе определения причин негативного отношения к нему.

· Развитие и использование достоинств и борьба с недостатками на основе их списка (число тех и других лучше одинаковое). При любой возможности необходимо сдерживать негативные проявления или пытаться найти им применение в пози­тивных целях.

· Систематическое чтение литературы.

· Анализ причин хорошего или неблагоприятного отношения к тем или людям, выполнения или невыполнения заданий, проявления или непроявление силы воли, легкости или трудности принятия решений, восприятия или невосприятия нового.

· Запоминание материала с помощью записей, тренировки концентра внимания, аналогов, зрительных ассоциаций и проч.

· Тренировка логического мышления путем составления блок-схем действ (логическое дерево), размышлений о последовательности формирования того иного объекта, абстракциях (например, анализ значимости для себя того или иного качества), конкретных темах.

· Обучение на курсах и самообразование.

· Участие в ассоциациях, профессиональных объединениях, конференциях, дискуссиях.

· Написание книг, статей.

· Обучение других.

· Совершенствование физического и духовного здоровья.

· Развитие способности правильно воспринимать свою внешность, реакцию окружающих на себя.

· Выработка способности идти на компромисс.

· Формирование индивидуального стиля поведения.

· Тренировка способностей общения, умения слушать, сопереживать, воздер­живаться от критики, поддержки других.

· Участие в групповом обучении.

На идее самосовершенствования основывается получающая все большее рас­пространение в России форма обучения «Коучинг» (тренерство, наставничество). Е главная задача - помочь руководителям и специалистам самостоятельно находить и принимать сложные решения в контексте особенностей самой компании и специ­фики ее бизнес-окружения, повышать квалификацию, достигать наивысших лич­ных результатов.

Коучинг представляет собой своего рода творческое партнерство по развитию личности, в рамках которого тренер (коуч) помогает человеку максимально рас­крыть и развить свой потенциал и решить существующие проблемы.

Коучинг обеспечивает эффективность и высокое качество работы, самоуваже­ние. Особенно важно это для высших менеджеров, от умения и способностей кото­рых в первую очередь зависит процветание компании.

Программа самосовершенствования должна увязываться с интересами лично­сти потребностями организации.

Ее успех обусловлен способностью субъекта:

· устанавливать для себя эффективные цели;

· правильно оценивать себя и результаты собственной деятельности;

· познавать себя, понимать свои потребности;

· видеть, слушать, воспринимать;

· принимать помощь других;

· быть самокритичными;

· рисковать;

· анализировать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.