КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и цели профессионального обучения
Обучение - метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет: · повысить эффективность и качество работы; · сократить потребность в контроле; · быстрее решить проблему дефицита кадров (обучение привлекает нужных людей); · сократить текучесть и затраты, вызванные ею. Современному производству необходим уровень образования не менее· -13 лет. В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5-6 лет, через 10-12 лет работы по специальности стартовые профессиональные и управленческие знания успевают на 50%, через 24 года - на 75%, к концу работы - на 90%. В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессией - 46, творческими возможностями - 22, профессиональным ростом - 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении. 84 % опрошенных считают, что для большей эффективности труда им нужны дополнительные знания, 79 - регулярное повышение профессионального уровня. 82% руководителей и 77% специалистов стремятся повышать квалификацию. Основные задачи профессионального обучения персонала фирмы: · обучение для овладения новыми направлениями деятельности; · обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций; · обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым условиям. Им охватываются как вновь принятые, так и уже работающие сотрудники. Конкретные цели обучения персонала: · повышение общего уровня квалификации; · получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности; · обновление и поддержание прежних навыков, если изменений нет; · подготовка к занятию новой должности; · приобретение профессии вообще; · ускорение процесс адаптации; · экономия средств, теряемых из-за некачественного выполнения работ; · улучшение морально-психологического климата. Как отмечают специалисты, в результате обучения у людей происходят определённые изменения в деятельности: · результативность растет быстрее затрат; · ускоряется темп работы и достигается нужный ее ритм; · совершенствуются и автоматизируются движения; · снижается утомляемость; · повышается ответственность; · развивается чувство времени; · улучшаются методы выполнения отдельных работ и т. п. Кроме того, обучение подчиненных приводит к экономии времени руководителя. Потребность в обучении может быть выяснена в процессе отбора кандидатов, во время аттестации, из текущих бесед. Кроме того, она определяется бизнес-планами, предполагаемыми изменениями в содержании рабо,1, в штатных расписаниях, внешними воздействиями. Первым шагам в организации обучения является анализ работы и создание ее спецификации (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения). Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы (отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения. Для этого используются опросы, наблюдения и проч. Третий шаг - определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться - на рабочем месте без, отрыва от работы, в организации; с отрывом (курсы в рамках организации) и вне ее (разного рода центры, школы). Внутренние курсы дают информацию малыми дозами, позволяют адаптировать 5учение к потребностям конкретной группы, помогают осуществлять практику. Внешнее обучение целесообразно, если обучаемых мало, срок далекий, нужны специальные знания и навыки, ставятся только образовательные задачи. Основными разновидностями обучения работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка. При индивидуальном методе обучающегося либо прикрепляют к квалифицированному работнику (в том числе руководителю - тогда речь идет о стажировке) либо включают в группу (бригаду), где с ним занимается работник высокой квалификации (бригадир или другой член бригады). Необходимый теоретический курс изучается самостоятельно (при консультации с соответствующими специалистами). Групповая (бригадная) форма подготовки предусматривает объединение обучающихся (стажирующихся) в специальные группы, занятия с которыми проводят работники высокой квалификации. Формы индивидуальной и групповой подготовки: 1. Ученичество предполагает прикрепление лиц, не имеющих специальности, с целью обучения к опытным рабочим, которые передают им свои знания и формируют необходимые навыки. 2. Наставничество представляет собой передачу знаний и навыков от более опытного и компетентного человека к менее опытному в процессе их личного общения, обсуждения проблем, ответов на вопросы. В его рамках новичков втягивают в принятие решений, что предполагает предоставление им некоторой самостоятельности в текущих делах. Обычно требует немалых затрат времени с той и другой стороны и взаимного доверия, а также четкого планирования. Наставничество используется на любом уровне и на любом этапе управленческой карьеры. Наставники могут иметь более низкое служебное положение, чем обучаемые. 3. Инструктаж - регулярное или разовое разъяснение и демонстрация приемов работы опытным сотрудником для наиболее эффективного выполнения задач новичками. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг их обязанностей. Инструктаж лучше проводить утром или перед окончанием работы. Нормальная продолжительность для группы - 30 мин. Все группы, проходящие инструктаж, должны фиксироваться в специальных тетрадях (начало, окончание, отсутствующие, обсуждавшиеся вопросы), а участники - вести записи. Этапы инструктажа: · определение цели; · выбор места проведения; · проверка имеющихся у новичков знаний; · пробуждение интереса к работе; · объяснение способов ее выполнения в целом и в деталях, выделение ключевых моментов, выдача четких указаний и рекомендаций; · проверки усвоения информации и исправление ошибок; · выполнение пробного задания; · контроль повседневной работы. Инструктаж не требует больших затрат и эффективен для простых видов деятельности (обычно используется для обучения ручному труду). Условия эффективности инструктажа: · возможность выполнения самим инструктором требуемых нормативов; · невмешательство его в последующие действия ученика; · учет индивидуальных различий людей и роли практического опыта; · четкое постановка целей; · выбор подходящего места и создание необходимых условий; · достижение регулярных, пусть и маленьких успехов; · нацеленность на решение долгосрочных задач. 4. Стажировка. Предполагает, что специалистов и руководителей направляют для приобретения нового опыта в другие организации (в том числе зарубежные), где они с помощью консультантов (руководителей стажировки) осваивают незнакомые для себя направления и методы деятельности. S. Ротация, т. е. последовательная работа на разных должностях, в том числе в других подразделениях организации. 6. Ассистирование заключается в том, что лицо, которому предстоит занять руководящую должность, помогает в выполнении повседневных обязанностей руководителю- наставнику. 7. Объединенное руководство представляет собой совместное (параллельное) выполнение обязанности обучающим руководителем и обучаемым. 8. Дублирование является высшей Формой индивидуального обучения. Состоит в том, что кандидат на занятие руководящей должности исполняет обязанности своего наставника, а тот консультирует и оказывает необходимую помощь. Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным профессиям. Это происходит в два этапа: сначала в учебной группе под руководством специалиста (например, мастера производственного обучения) на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного центра (комбината), а затем - на рабочих местах в группе под руководством консультанта (инструктора производственного обучения). Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке осуществляется на предприятиях в учебных группах, в учебных центрах (комбинатах, пунктах, корпоративных университетах) и на специальных курсах. Обучение проходит в процессе тренингов, наставничества, ознакомления, инструктирования и проч. Оно выходит за рамки текущих служебных обязанностей и сопровождается развитием личных профессиональных качеств, формированием навыков концептуального мышления. Важным моментом в организации обучения является выбор его оптимального стиля. Таких стилей существует несколько: 1. Лекционный характеризуется принудительным односторонним воздействием (при минимуме обратной связи) преподавателя на обучаемых (которые оказываются пассивными субъектами восприятия информации)., 2. Коммуникативно-обучающий предполагает активное включение обучаемого в процесс (преподаватель показывает, как делать; обучаемый самостоятельно выполняет задание), средний уровень инструктажа. Поощрение и обратная связь используются здесь для улучшения результатов. 3. Экспериментально-обучающий состоит в открытом общении, обмене информацией, самостоятельных тренировках, тестировании преподавателем и постоянной обратной связи. Здесь присутствует низкий уровень инструктажа. 4. Обучающий действием предполагает самостоятельное выполнение заданий, широкий обмен опытом с коллегами, при необходимости - консультирование. Сегодня все большее распространение получает так называемое развивающее обучение, которое, в отличие от обучения конкретным навыкам, направлено: · на изменение образа мыслей и отношения человека в целом к себе, к делу; · более глубокое понимание ситуации; · самостоятельное решение задач; · развитие коммуникативных способностей; · формирование конкретных навыков; · умение реалистично оценивать себя; · понимание важности групповой работы; · осознание своей социальной ответственности и проч. Но при этом надо иметь в виду, что развитие в равной мере всех профессиональных и управленческих качеств нереально. Предпосылками развивающего обучения являются: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки. Прежде всего, такое обучение нацелено на молодых работников и должно быть частью общей программы их развития. При ее составлении принимаются во внимание: · последовательность, насыщенность, разнообразие представляем ого материала; · способы установления обратной связи между обучаемыми и обучающими; · число и тип обучаемых работников; · цели, методы, место и время обучения; · характеристика преподавательского состава и т. п. Индивидуализация и рационализация обучения позволяют снизить его сроки. Работники могут осуществлять также самообучение знакомством с соответствующей литературой (дополняемого инструктированием), которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий. Оценивать результаты обучения можно на основе тестов, наблюдения за поведением сотрудников, их реакцией в ходе обучения, анкетирования. При этом оценки могут быть как разовыми, так и регулярными; полезны, как подсказывает практика, и повторные оценки. Критерии оценки должны быть определены и доведены до обучаемых перед началом программы. После завершения обучения с работниками целесообразно проводить интервью. Получаемая информация предназначается: · для внедрения результатов обучения в практику; · помощи в закреплении работников в организации; · улучшения ее имиджа; · выявления недостатков при отборе персонала; · анализа эффективности конкретных обучающих программ. По окончании профессионального обучения на производстве на основе квалификационных экзаменов рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |