Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционально-стоимостный анализ




Основная цель проведения функционально-стоимостного анализа (ФСА) — обеспечение потребительских свойств объекта с минимальными затратами на их проявление. Для достижения этой цели в рамках ФСА предполагается:

♦ определение ценности анализируемого объекта, его полезности и условий наиболее полного использования;

♦ выявление уровня выполнения объектом функций и соответствие их фактических параметров требуемым;

♦ разработка предложений по приведению потребительной стоимости и затрат к оптимальному уровню.

ФСА изделий может проводиться как путем одновременного охвата всех стадий жизненного цикла продукции (главным образом при разработке новых изделий и, как правило, при существенной модернизации уже освоенных изделий), так и путем более детального анализа каждой из этих стадий. Разработке нового изделия на основе ФСА обычно предшествует проверка обоснованности технических требований, выданных заказчиком.

В результате проведения ФСА должны снизиться затраты па единицу полезного эффекта, что достигается путем: улучшения потребительских свойств объекта при одновременном сокращении затрат, а также при их сохранении или экономически оправданном увеличении; сокращения затрат при сохранении или обоснованном снижении функциональных параметров объекта до необходимого уровня.

Метод ФСА базируется на том, что затраты, связанные с созданием и использованием любого объекта, выполняющего заданные для него функции, состоят из минимума, необходимого для его изготовления и эксплуатации, и дополнительных, функционально не оправданных, «излишних» издержек, которые не имеют прямого отношения к назначению объекта и вызваны несовершенством конструкции, технологических процессов, применяемых материалов и методов организации производства и труда.

Суть метода ФСА состоит в том, что функциональный подход, на котором основан метод, предполагает рассмотрение объекта (изделия, услуги, системы и т. д.) как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественной структуры. Например, автомобиль рассматривается как носитель функции «средство передвижения», а не как совокупность конструктивных элементов (карбюратор, бампер, тормозная система, колеса и т. д.).

При ФСА ставятся и решаются одновременно две задачи: получить наилучшее качество выполнения объектом своих функций и обеспечить минимальные затраты на их реализацию и обслуживание.

ФСА основывается на ряде принципов:

♦ системность предполагает исследование объекта как системы, состоящей из отдельных элементов (подсистем) и являющейся,

в свою очередь, частью некой системы более высокого порядка; в рамках ФСА подлежит рассмотрению весь комплекс внутрисистемных связей;

♦ комплексность предусматривает исследование всех факторов, определяющих потребительские свойства анализируемого объекта, и затрат на его создание, функционирование и утилизацию;

♦ функциональность предполагает рассмотрение исследуемого объекта не в конкретной предметной форме, а как комплекс функций, которые он выполняет или должен выполнять; под функциями при этом понимаются проявления свойств объекта в определенных условиях, его действия или способности к выполнению действий; соответственно необходимой процедурой ФСА является классификация функций и их оценка;

♦ соответствие значимости функций и затрат предусматривает, что затраты на реализацию тех или иных функций должны распределяться пропорционально их значимости; сопоставление значимости каждой функции с затратами на ее реализацию предоставляет возможность провести эффективную диагностику объекта, выявить и поставить экономически обоснованные задачи но его созданию или совершенствованию;

♦ соответствие реального параметра (ресурса) требуемому связано с реализацией функционального подхода; для функций объекта определяются количественные параметры, способные однозначно характеризовать степень выполнения (невыполнения) этих функций;

♦ прогнозирование развития исследуемого объекта подразумевает выявление объективных тенденций изменения принципов действия, областей применения и конкретных параметров.

Алгоритм проведения ФСА:

Проведение исследований, результаты которых используются при построении задач по созданию или совершенствованию объекта, поиске способов выполнения функций

=>

Решение задач, сформулированных на предыдущей стадии

=>

Реализация полученных решений

В каждом конкретном случае проведение ФСА может включать одну, две или три стадии, причем обязательно наличие первой, так как она содержит процедуры, присущие исключительно ФСА.

В большинстве нормативных материалов, разработанных в разных отраслях промышленности бывшего СССР, типовой рабочий план проведения ФСА представлен семью последовательно выполняемыми этапами:

1) подготовительный этап — предварительная проверка обоснованности поставленной задачи, ее уточнение в случае необходимости и организационное обеспечение работ по проведению ФСА;

2) информационный этап — сбор, систематизация и изучение информации по объекту ФСА;

3) аналитический этап — построение функционально-идеальной модели объекта, выявление и постановка задач но ее реализации;

4) творческий этап — решаются задачи, намеченные па предыдущем этане, и разрабатывается комплекс предложений, обеспечивающих совершенствование исходного объекта;

5) исследовательский этап — определение максимального эффекта от найденных решений и прогнозирование дальнейшего развития объекта;

6) рекомендательный этап — анализируются предложения ФСА, отбираются наиболее эффективные и даются рекомендации по их реализации с утверждением решения руководством предприятия;

7) этап внедрения — ведутся работы, обеспечивающие внедрение принятых рекомендаций ФСА.

 

ФСА активно использовался в различных отраслях промышленности СССР в 70-90-х гг. Так, в результате внедрения и использования ФСА только в электротехнической промышленности СССР экономический эффект на предприятиях отрасли в 1977-1985 гг. составил 325 млн руб., в том числе была снижена себестоимость продукции на 159 млн руб., сэкономлено 53 тыс. т проката черных металлов, 20 тыс. т цветных металлов, сбережен труд 7473 человек. В 1986-1990 гг. себестоимость продукции была снижена уже на 330 млн руб. При этом на каждый рубль, вложенный в обучение специалистов методу ФСА и применение его в их дальнейшей деятельности, получена экономия за счет снижения себестоимости от 5 до 15 руб. ФСА активно использовался и за рубежом. По оценкам специалистов, прибыль, полученная за последние 40-50 лет от использования ФСА, в основе которой лежат функции, составила миллиарды долларов, сэкономленных в строительстве, на производстве, в государственных и муниципальных проектах и в организации работ как в США, так и в других странах. В 90-х гг. международные консалтинговые фирмы открыли для себя ФСА (в зарубежной проектной и организационно-управленческой практике решения задач этот метод известен как методология стоимости) и стали рекомендовать своим клиентам использовать возможности этой методологии. В индустрии скоростных автострад США методология ФСА применяется более 20 лет. В 1995 г. Конгресс США потребовал включать проведение ФСА во все проекты, доля финансирования которых из федерального бюджета превышает $25 млн. Департаменты скоростных автострад и транспорта США за счет использования методологии стоимости сэкономили налогоплательщикам из средств федерального бюджета, выделенных на строительство дорог, только в 1998 г. $750 млн, что на 47% больше, чем в 1997 г. В 1999 г. экономия составила $845 млн.

 

Сбалансированная система показателей (доклад)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.