КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформирование системы стандартизации
Известно, что стандартизация является инструментом, позволяющим найти оптимальное решение научно-технических проблем. Стандартизация выполняет следующие функции: - экономическая – стандарты заданный уровень качества продукции и услуг, снижение себестоимости, повышение производительности труда, содействие конкуренции, экономию ресурсов, снижение барьеров в торговле; - социальная – стандарты обеспечивают нормирование и выполнение на практике требований безопасности, здравоохранения и санитарии, охраны природы; - коммуникативная – стандарты обеспечивают единство представления и восприятия, прозрачность и доступность информации, внедрение современных информационных технологий. В Меморандуме о взаимопонимании между Правительством Великобритании и Британской организацией по стандартизации (BSI) от 20 июня 2002 года заявлено: «Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и т.д. Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне». Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования обеспечивает весомый вклад в экономическое развитие страны. При этом роль и принципы стандартизации должны быть адекватны происходящим в экономике переменам и соответствовать международной практике. Система взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года изложена в соответствующей концепции, одобренный распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р (см. приложение 4). Национальную систему стандартизации образуют участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил. Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют Конституция Российской Федерации и другие законы и подзаконные акты. Одним из основных среди них является федеральный закон «О техническом регулировании». В соответствии с Законом стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Целями стандартизации являются: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); содействие соблюдению требований технических регламентов; создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Согласно закону «О техническом регулировании» осуществляется в соответствии с принципами: - добровольного применения стандартов; - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; - применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против международного стандарта или отдельного его положения; - недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; - недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; - обеспечения условий для единообразного применения стандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: - национальные стандарты; - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; - применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций; - своды правил. Приоритет в работах по стандартизации должен быть отдан применению международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Важнейшей задачей является гармонизация отечественных стандартов с международными. Речь идет о всем фонде государственных стандартов, который составляет около 25 тысяч документов. Структура фонда представлена на рис.3.9. Как видно из этой диаграммы, две трети фонда представляют стандарты на продукцию различных отраслей (машиностроение, пищевая промышленность, металлургия и т.д.). Остальная треть фонда - это стандарты общетехнического и организационного характера (методы контроля, метрология, основополагающие стандарты). По уровню гармонизации отечественных стандартов Россия сравнялась с Евросоюзом (41%). Но если посмотреть уровни гармонизации стандартов по отдельным видам продукции (рис.3.10), то оказывается, что уровень гармонизации имеет разброс от 70-74% стандартов на автомототехнику, станки и инструмент, до 20-25% - по стандартам на различные виды продуктов питания. По мере разработки технических регламентов государственные стандарты должны стать добровольными. Но применение регламентов без наличия отвечающих их требованиям стандартов может вызвать трудности у производителей, прежде всего, малого бизнеса. Поэтому наряду с разработкой технических регламентов необходимо разрабатывать согласованные с ними добровольные стандарты, которые могли бы применяться производителями в качестве ориентира при изготовлении продукции. Законом вводятся понятия национального стандарта, стандарта организаций (корпоративного стандарта) и свода правил, которые обретают добровольный статус применения. Положения стандартов формируют доказательную базу для выполнения требований технических регламентов. Сертификация и испытания продукции, которые производятся в соответствии с этими стандартами, становятся добровольными процедурами дорыночного контроля, осуществляемого органами по сертификации по заказу производителя. Потребительские свойства продукции, то есть характеристики ее качества в широком смысле, будут нормироваться добровольными стандартами. При введении добровольных нормативных документов, содержащих технические требования, направленные на повышение конкурентоспособности продукции, встает вопрос о том, кто будет нести ответственность за точность соблюдения этих требований. В новом Законе, при добровольном подтверждении соответствия, ответственность за соблюдение требований ложится на производителя. При этом на одно из основных мест выходит вопрос подтверждения компетентности производителя.
Рисунок 3.9. Фонд государственных стандартов
Одним из решающих факторов будет являться наличие у производителя сертифицированной системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000. В законе «О техническом регулировании» все нормативные документы делятся на обязательные и добровольные. Обязательные требования, установленные законом, должны беспрекословно выполняться, а их невыполнение преследуется в административном, гражданско-правовом и уголовном порядке. Документы, которые содержат обязательные для применения и исполнения требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, - это технические регламенты. А стандарты всех видов, также содержащие характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг – могут разрабатываться, приниматься, применяться и исполняться на добровольной основе. Сами требования (или характеристики) стандартов обязательны для исполнения, а вот следует или не следует применять данный стандарт – это решается добровольно каждым. Слово «требование» означает «правило, условие, обязательное для выполнения», поэтому понятие добровольности нуждается в комментарии. Само пo себе понятие «добровольный» трактуется словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова как «сделанный по своей воле, совершаемый по собственному желанию, не принудительно», т.е. понятие «добровольности» не распространяется не неодушевленные материальные объекты, которые не могут изъявлять волю (например, стандарты). Широкое использование в печати словосочетания «добровольный стандарт», вместо «стандарт, используемый (применяемый) на добровольной основе», многих вводит в заблуждение. Кроме того, неправомерное словосочетание «добровольный стандарт» многими воспринимается как «рекомендуемый, необязательный для исполнения», хотя в тексте закона понятие «рекомендуемый» не употребляется. Вместе с тем, принцип добровольного применения стандартов говорит о волеизъявлении любого лица — субъекта хозяйственной деятельности: применять и исполнять конкретный стандарт или не применять и, соответственно, не исполнять его требования. При таком подходе просматривается логическая и естественная связь между добровольностью применения и обязательностью выполнения требований добровольно принятого к исполнению стандарта. Это подтверждается реальной действительностью, в которой мы постоянно сталкиваемся с добровольным выбором того или иного решения и обязательностью выполнения добровольно принятых нами «правил игры». Так, каждый добровольно заключивший контракт на военную службу обязательно выполняет служебные уставы, приказы и приказания командиров и начальников. Невыполнение добровольно принятых к обязательному исполнению «правил игры» несет за собой ответственность различного вида. Это же касается и обязательности добровольно принятых к исполнению стандартов. Если государство в процессе надзорных работ на рынке обнаружило, что продукция отклоняется от требований, установленных в добровольных стандартах, но на них есть ссылки на этикетке, то за обман потребителя производитель может быть привлечен к ответственности. Действительно, трудно представить себе картину, при которой добровольно принятые к исполнению стандарты будут толковаться произвольно, а невыполнение их требований будет аргументироваться волей лица — субъекта хозяйственной деятельности, добровольно применившего стандарт, но не выполнившего его требований. Вряд ли достижимы при этом такие цели стандартизации, как техническая и информационная совместимость, сопоставимость результатов исследований, испытаний и измерений, взаимозаменяемость продукции. Совершенно абсурдным становится подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации (ст.21) на соответствие требованиям стандартов, принятых заявителем на добровольной основе, если эти требования не обязательны для исполнения. А разве можно себе представить произвольное, необязательное выполнение стандартов коммерческих организаций в этих же организациях? Международная и национальная практика экономически развитых зарубежных стран свидетельствует о том, что выполнение принятых добровольно обязательств, в том числе требований стандартов, — основа существования в условиях рыночной экономики. Если в контракте между потребителем и организацией, организацией и поставщиком имеются ссылки на стандарты (в тексте или отдельном приложении) на продукцию, производственные процессы, требования к системе менеджмента качества, то они становятся обязательными в силу договорно-правовых отношений этих субъектов права. Организация, исходя из условий контракта, конкурентной среды и ожиданий рынка, вырабатывает требования к будущей продукции, в том числе и по используемым стандартам, реализует и контролирует их исполнение по стадиям создания продукции. Можно ли представить себе возможность производства продукции, если убрать из проектной, конструкторской и технологической документации ссылки на нормативно-технические документы? А ведь необязательность исполнения добровольно принятых стандартов равносильна этому условию. Поэтому можно сделать вывод, что все виды стандартов, которые добровольно были приняты в проектной, конструкторской и технологической документации, носят также обязательный характер, реализуются и контролируются на стадиях создания и обращения продукции на рынке. Принцип добровольного применения и обязательного исполнения документов по стандартизации обладает свойствами универсальности, гибкости и адаптивности. Универсальность заключается в том, что принцип добровольного применения распространяется не только на все стандарты, но и на все их требования, в отличие от существующего статуса. Гибкость — гарантируется волеизъявлением лица, принимающего решение: не применять или применять (и в каком объеме) стандарт при условии обязательного соблюдения принятых обязательств. Варианты объема применения могут быть: стандарт, раздел или даже пункт стандарта. Это свойство принципа добровольного применения стандартов особенно ценно тем, что из действующего фонда нормативных документов позволяет выбрать те стандарты, их разделы и пункты, которые не потеряли своей актуальности, и отказаться от устаревших, непригодных. Адаптивность - способность принципа добровольности применения стандартов приспосабливать существующую нормативную базу к условиям и требованиям нового закона, целям и принципам стандартизации в переходный период и последующую трансформацию его в национальные стандарты, стандарты организаций и другие документы. Сочетание этих свойств принципа добровольности применения стандартов позволяет решить задачу безболезненного и экономически оптимального перехода от действующих на новые принципы использования (применения) стандартов, системного и планомерного формирования национальной системы стандартизации. Таким образом, убедительно доказано, что принцип добровольности применения стандартов реализуется только при выборе решения о применении или не применении стандарта (раздела, пункта). Положительное решение о применении, независимо от формы (договор, ссылка в конструкторской, технической или эксплуатационной документации), обязывает организацию выполнять требования в принятом объеме. Добровольные стандарты призваны помочь производителю правильно понять и выполнить требования технических регламентов, то есть любой добровольный документ «идет» в поддержку документа обязательного. Такова международная практика. Как было показано в разделе 2.1 настоящей части учебника, в Европе техническое регулирование осуществляется при помощи директив Европейского Союза, которые вводятся через национальные законодательные акты. Есть директивы «нового подхода», содержащие только существенные требования к продукции и дающие производителю свободу выбора: каким образом выполнить установленные требования и оценить соответствие продукции этим требованиям. Директивы «нового подхода» реализуются странами-членами Европейского Союза посредством национальных законов, под которые разрабатываются соответствующие стандарты. Это дает, во-первых, возможность субъектам рынка «выяснять отношения» на базе законодательства. Во-вторых, стандарты, разрабатываемые заинтересованными сторонами, помогают бизнесменам «расшифровать» обязательные требования директивы, подсказывают, как их можно выполнить, задают алгоритм: делай вот так-то и так-то. Да, стандарты не обязательны, но если их требования исполняются, к производителям нет никаких претензий, поскольку тем самым автоматически выполняется сама директива, а значит, предприниматель действует в рамках закона. В противном случае производитель должен доказать контролирующим органам соответствие данного изделия техническому регламенту. Система технического регулирования и участники этого процесса (как это понимается в российском законе «О техническом регулировании») представлены на рис.3.11. Левая часть этой схемы относится к обеспечению безопасности. И здесь исключительная роль государства. Правая часть связана с нормированием показателей качества и конкурентоспособности, здесь работа строится на добровольных началах. Еще один вопрос связан с организацией информационного обеспечения работ по техническому регулированию, как это предписано международными принципами. Они заключаются в открытости и прозрачности всей деятельности в этой области. С целью выполнения требований Соглашений ВТО в части уведомления о проектах нормативных документов принят и введен в действие с 1 января 2002 г. ГОСТ Р 1.13-2001 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомления о проектах нормативных документов». Стандарт устанавливает порядок подготовки и общие требования к оформлению уведомлений о разработке ГОСТ, ГОСТ Р, норм и правил федеральных органов исполнительной власти РФ или субъектов РФ, а также нормативных документов, устанавливающих процедуру подтверждения соответствия продукции и услуг нормативным требованиям. Данным стандартом утверждены формы уведомлений на русском и английском языках. Начиная с 2000 года, регулярно (ежеквартально) Госстандартом России издается Вестник Российского информационно-справочного центра с публикацией в нем нормативных документов и информационных материалов, определяемых Соглашениями ВТО. (Теперь этой деятельностью руководит Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – как правопреемник Госстандарта России). Таким образом, создание национальной системы технического регулирования в России базируется на международных соглашениях и позволяет обеспечить: - презумпцию соответствия требованиям технических регламентов при условии соответствия национальным стандартам; - участие в работах по стандартизации как государства, так и потребителей стандартов; - совершенствование организационной структуры и планирования стандартизации на федеральном уровне; - внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий; - сокращение сроков разработки российских национальных стандартов; - максимальное применение международных и региональных стандартов.
Рис. 3.11. Соотношение обязательных и добровольных элементов в системе технического регулирования Формы и процедуры подтверждения соответствия
Наряду с реформированием системы стандартизации Законом «О техническом регулировании» предусматривается также коренное изменение подхода к сертификации продукции и услуг. Следует напомнить, что в России до недавнего времени подлежало обязательной сертификации в законодательно регулируемой сфере порядка 80% всей выпускаемой и ввозимой продукции (см. рис.3.12.), тогда как в странах ЕС это соотношение диаметрально противоположное, то есть, обязательную сертификацию проходят около 20% всей номенклатуры промышленной продукции. Стоит задача в корне изменить это соотношение.
Рисунок 3.12. Реформирование форм подтверждения соответствия
Примечания: 1. Проценты взяты от всей номенклатуры продукции и услуг, имеющихся на рынке России. 2. Одновременно с ростом количества видов продукции, подпадающих под декларирование (взамен обязательной сертификации) будет сокращена номенклатура продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (примерно с 80 до 50% всего объема рыночной массы). Для устранения необоснованных препятствий в развитии предпринимательства (и производства, и торговли) необходимо значительно сократить объемы продукции, подлежащей обязательной сертификации. Кроме того, Законом допускается подтверждение соответствия продукции обязательным требованиям не только путем обязательной сертификации, но и декларированием соответствия. А этот новый способ, позволяющий получить пропуск на рынок, гораздо привлекательнее, чем оформление сертификата. Изготовитель сам оформляет декларацию, экономя деньги и время. В перспективе декларации соответствия будет отдаваться предпочтение, и эта форма подтверждения характеристик продукции будет преобладающей. В соответствии с Законом подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. Объектами подтверждения соответствия могут являться продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, системы менеджмента качества, системы управления охраной окружающей среды. В отношении этих объектов техническими регламентами, стандартами и договорами должны быть установлены обязательные требования, добровольные правила, общие принципы или характеристики и (или) формы подтверждения соответствия этим требованиям, правилам, общим принципам или характеристикам. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер (рис. 3.13). Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Добровольное подтверждение соответствия проводиться по инициативе заявителей на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. В Законе предусмотрено осуществление добровольного подтверждения соответствия только в форме добровольной сертификации и должно проводиться органом по сертификации, входящим в систему добровольной сертификации. Порядок проведения работ по добровольной сертификации устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия этой системе. Обязательное подтверждение соответствия, в соответствии с законом, проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Рисунок 3.13. Формы подтверждения соответствия
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только в техническом регламенте с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: - принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); - сертификации (далее - обязательная сертификация). В Законе предусмотрены правовые нормы, регулирующие подтверждение соответствия посредством принятия декларации о соответствии, которая в международной практике и, в частности, в Европейском Сообществе, является основной формой обязательного подтверждения соответствия. Предусмотренные в Законе требования к декларации о соответствии гармонизированы с Руководством ИСО/МЭК 22 и Европейским стандартом EN 45014. Декларирование соответствия, если оно предусмотрено техническим регламентом, осуществляется: - принятием изготовителем (продавцом) декларации о соответствии на основании собственных доказательств; - принятием изготовителем (продавцом) декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны. Способ декларирования в отношении конкретной продукции устанавливается только соответствующим техническим регламентом. Участие третьей стороны в декларировании соответствия допускается лишь в случаях, когда отсутствие третьей стороны может привести к недостижению целей соответствия. Закон устанавливает требования к формированию доказательной базы в целях подтверждения соответствия. При декларировании на основе собственных доказательств лицо, принимающее декларацию, самостоятельно формирует доказательную базу с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательств могут использоваться техническая документация, результаты собственных исследований и испытаний и (или) другие документы, послужившие основанием для заявления о соответствии декларируемой продукции требованиям технических регламентов. При декларировании соответствия на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, лицо, принимающее декларацию, по своему выбору использует одну из следующих схем: - в дополнение к собственным доказательствам лицо, принимающее декларацию, включает в комплект технической документации протоколы испытаний декларируемой продукции, проведенных в испытательной лаборатории (центре), аккредитованной в порядке, установленном Правительством РФ; - в дополнение к собственным доказательствам лицо, принимающее декларацию, представляет сертификат системы менеджмента качества, выданный в соответствующей системе добровольной сертификации, предусматривающей контроль выдавшего сертификат органа по сертификации за объектом сертификации. Сертификат системы менеджмента качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации в отношении любой продукции кроме случаев, когда для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: - наименование и место нахождения изготовителя (продавца); - информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать его; - наименование технического регламента, соответствие требованиям которого подтверждается; - указание на способ декларирования, примененный для подтверждения соответствия; - заявление лица, принимающего декларацию, о том, что продукция при использовании в соответствии с ее целевым назначением является безопасной и изготовителем (продавцом) были приняты меры по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; - срок действия декларации. Срок действия декларации определяется самостоятельно лицом, принимающим декларацию, если техническим регламентом не предусмотрено установление определенного срока действия декларации. В Законе также установлены требования к регистрации декларации о соответствии лицом, принимающим декларацию, и порядок ведения реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, порядок хранения декларации. Обязательная сертификация осуществляется по обращению заявителя органом по сертификации. Схема сертификации, применяемая для сертификации конкретной продукции, определяется соответствующим техническим регламентом. В сертификате соответствия указываются: - наименование и местонахождение заявителя; - наименование и местонахождение изготовителя продукции, проходившей сертификацию, кроме случаев, когда изготовителя установить невозможно; - наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; - информация об объекте сертификации, позволяющая идентифицировать его; - наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; - срок действия сертификата соответствия. Сертификат соответствия также включает информацию о проведенных испытаниях, оценке системы менеджмента качества, предусмотренных соответствующей схемой подтверждения соответствия, а также информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям соответствующего технического регламента. В Законе использован положительный опыт законодательства Европейского Сообщества о применении Единого знака соответствия. Предусмотрен единый российский знак обращения на рынке, который предназначен для маркирования продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном в данном Законе. С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» с 1 июля 2003 года утратил силу Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Таковы принятые решения о перспективах развития стандартизации и механизма подтверждения соответствия, которые без сомнения, облегчат и ускорят преодоление проблемы качества, обеспечат повышение уровня жизни людей и конкурентоспособности страны. Введение указанных норм законодательства предусматривает переходный период, но подготовку к работе в новых условиях необходимо начинать уже сейчас. Более того, чтобы уверенно чувствовать себя в мировой экономике, одних законодательных мер недостаточно. Необходимо осуществить комплекс многоплановых мероприятий на предприятиях.
Принципы технического регулирования Предусмотренное Законом правовое регулирование отношений всех участников, задействованных на процедурах технического регулирования, должно осуществляться в соответствии со следующими принципами. Прокомментируем их. Первый принцип: применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Единые правила при установлении требований (характеристик, параметров) должны включать: - общепринятые единицы измерения; - единая терминология и система обозначений (сокращений); - единая система допусков и посадок и другие методы определения допустимых погрешностей и точности измерения. Требования должны выражаться конкретным числом. Должен быть определен статус органа, устанавливающего требования, а сами требования не должны зависеть от отрасли или вида продукции (процесса). Принцип единства правил установления требований к объектам, на которые утверждаются обязательные требования, и к объектам, на которые устанавливаются рекомендуемые требования, является необходимым условием возможности включения в технические регламенты требований, разработанных в процессе стандартизации. Тем самым обеспечивается совместимость самих требований и форм их изложения в технических регламентах и документах в области стандартизации. Перенос обязательных требований, содержащихся в нормативных документах (включая государственные стандарты) в область технического законодательства – в технические регламенты, имеющие статус федеральных законов, и придание стандартам статуса с добровольным их применением влечет за собой необходимое условие гармонизации стандартов с техническими регламентами. Это позволит товаропроизводителю правильно понять и выполнить требования технических регламентов и благодаря соблюдению требований добровольных стандартов подтвердить соответствие своей продукции обязательным требованием технических регламентов. Второй принцип: соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально - технической базы, а также уровню научно-технического развития. Одной из важнейших целей реформирования системы технического регулирования является повышение конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечение устойчивого положения на мировом рынке. Исходя из такой установки, необходимо было бы формировать требования технических регламентов на самом высоком уровне. Но это нежелательно, поскольку может привести к кризису в производственной сфере в связи с невозможностью и недостижимостью для изготовителей чрезмерно жестких показателей. Более того, в условиях демократических открытых, прозрачных процедур разработки и принятия нормативных документов появление необоснованных и нереальных для исполнения требований просто исключено. Поэтому в работе по техническому регулированию целесообразно руководствоваться теми возможностями, которые определяются состоянием нашей экономики и научно - технического прогресса. Третий принцип: независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей. Под независимостью органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей продукции, продавцов, исполнителей работ и услуг, приобретателей продукции следует понимать отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой или любой иной формы зависимости. Независимость указанных органов является необходимым условием их аккредитации. При перечислении органов, на которые распространяется принцип независимости, упущены испытательные лаборатории (центры), действующие в области оценки соответствия, которые также должны соответствовать этому требованию. Четвертый принцип: единая система и правила аккредитации. В отличие от предыдущего принципа данное требование является для российской действительности совершенно новым и пока не реализованным даже частично. В настоящее время в России нет единой системы аккредитации. Организации, претендующие на право проведения работ в области подтверждения соответствия и сертификации, аккредитуются соответствующими ведомственными органами по своему профилю. Единый подход должен обеспечиваться для всех испытательных лабораторий и всех органов по сертификации независимо от их области аккредитации. Должна быть создана единая общероссийская система аккредитации по аналогии, к примеру, с Германией, где функционирует национальная система аккредитации DAR c разветвленной организационной структурой, покрывающей все виды аккредитации и все сферы экономики. Для реализации данного принципа потребуется решение организационных вопросов на уровне Правительства РФ. Еще более сложным окажется процесс выработки единых правил и процедур проведения аккредитации. Пятый принцип: единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Указание на применение принципа единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений только при проведении процедур обязательной оценки соответствия нельзя рассматривать как невозможность или необязательность учета этого принципа при проведении добровольной оценки соответствия. Наоборот, исходя из концепции Закона о неразрывной связи и единстве правового регулирования отношений в областях установления обязательных и необязательных требований, сформулированной в ст. 1 Закона и в понятии «техническое регулирование», единство в области исследований и измерений должно быть обеспечено независимо от характера возникающих правоотношений. Нарушение этого принципа чревато катастрофическими последствиями во всех отраслях экономики. Поэтому одной из целей стандартизации, которая, в сущности, является не целью, а необходимым ее условием, в ст. 11 Закона предусмотрено обеспечение сопоставимости результатов следований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных. Использование инструментальных методов и средств для оценки различных показателей продукции и процессов должно проводиться при строгом соблюдении метрологических правил и норм. Только при таком условии можно добиться достоверности, повторяемости и воспроизводимости результатов измерений и испытаний. Необходимые метрологические требования вытекают из положений федерального закона «Об обеспечении единства измерений» (1993 г.) Этот закон распространяется на отношения, возникающие во всех областях деятельности, где производятся измерения. Шестой принцип: единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок. Согласно Словарю русского языка, «сделка – двусторонний договор о выполнении чего-нибудь». Исходя из этого определения ясно, что технический регламент, единожды принятый, не может быть изменен под ту или иную ситуацию. Требования технического регламента будут действовать неизменно при любом виде сделок. Договоры (двусторонние и многосторонние сделки) могут заключаться на выполнение различных работ, оказание услуг разного вида. И во всех случаях следует руководствоваться соответствующими техническими регламентами в полном объеме, без корректировок, изъятий и сокращений. Поскольку технические регламенты устанавливают требования к продукции, процессам производства, процессам эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, то возможны самые разнообразные сделки на выполнение работ и операций. Данный принцип требует единства применения утвержденных технических регламентов. Седьмой принцип: недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации. Федеральный закон «О техническом регулировании» является одним из важных шагов в деле развития предпринимательства, снятия административных барьеров и дебюрократизации. Результатом этого процесса должно стать создание свободной конкурентной среды в России и развитие цивилизованного рынка. Исходя из этого, не должно быть никаких ограничений конкуренции по всем сферам деятельности, в том числе и тех, которые обеспечивают нормальное функционирование рыночных механизмов. Созданию условий свободной конкуренции способствует упрощение порядка создания и регистрации органов по сертификации. Данный принцип подразумевает необходимость поддержания конкуренции между субъектами, претендующими на аккредитацию в качестве органов по сертификации или испытательных лабораторий, в процессе их аккредитации и осуществления деятельности в процессе сертификации. Этот принцип подчеркивает коммерческий характер деятельности указанных органов, равенство прав и возможностей для лиц и организаций, намеренных проводить соответствующую работу, недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо органов в этой области. Реализация данного принципа обеспечивается в соответствии с требованиями Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями, последнее из которых внесено Федеральным законом от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ). Восьмой принцип: недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации. Данный принцип отражает принципиальные различия в правовом статусе органов госконтроля, являющихся государственными органами, и органами по сертификации, функции которых выполняются лицами и организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В то время как государственный контроль (надзор) относится к мерам регулирования отношений с бизнесом со стороны государства, сертификация является сугубо рыночным механизмом. Указанные отличия предопределяют различный характер выполняемых этими органами задач, функций, методов работы и предоставленных прав, которые не могут совмещаться в одном органе. Более того, на процесс сертификации (особенно на выбор заявителем органа по сертификации) не должны влиять такие факторы, как воздействие контролирующих органов на товаропроизводителя и принуждение к той или иной схеме подтверждения соответствия. При совмещении функций госнадзора и сертификации в одном юридическом лице создается опасность использования «административного ресурса», что недопустимо в условиях рыночной экономики. Рассматриваемый принцип уже реализован в системе Ростехрегулирования – центры стандартизации и метрологии в субъектах РФ реформированы, из них выведены органы по сертификации. За этим шагом должны последовать аналогичные меры по другим федеральным ведомствам, имеющим в своем составе органы, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора). Это такие ведомства, как Госсанэпиднадзор, Ветеринарный надзор, Госпожнадзор и др. Девятый принцип: недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. Высказанные в отношении восьмого принципа соображения относятся и к принципу недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию, поскольку аккредитация является функцией государственной. Данный принцип не позволяет одной и той же организации заниматься аккредитацией и сертификацией. Как известно, основными «действующими лицами» сертификации являются органы по сертификации и испытательные лаборатории. От их компетентности и оснащенности зависит объективность оценки продукции при сертификации. В мировой практике придается важное значение проверке этих организаций, особенно испытательной базы. Их аттестация считается ответственной операцией, проведение которой доверяют только самым авторитетным организациям, входящим в национальную систему аккредитации. В России пока такой самостоятельной системы аккредитации нет. Каждое федеральное ведомство имело свою систему аккредитации и не отделяло ее от систем сертификации. Естественно, при этом ни о каком едином подходе к процедурам и правилам аккредитации речи быть не могло. С введением в действие ФЗ «О техническом регулировании» предстоит создать национальную систему аккредитации. Десятый принцип: недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Как уже отмечалось в комментарии на восьмой принцип, госнадзор не должен зависеть от рыночных отношений. Государственная функция должна обеспечиваться финансированием из государственного бюджета. В то же время полное финансирование госнадзора из средств госбюджета приводит к тому, что заработная плата государственных инспекторов является недостаточной, квалифицированные специалисты могут уйти из госнадзора в другие организации, имеющие более высокие оклады. Увеличение же госбюджетного финансирования госнадзора в настоящее время слишком обременительно и поэтому нереально. В связи с этим, должна быть предоставлена возможность доплаты госинспекторам за счет выручки от предоставляемых организациями госнадзора услуг (таких как, консультирование, методическая помощь в проведении мероприятий по улучшению качества и др.). И наконец последний, одиннадцатый принцип: недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Этот принцип прекращает распространенную ранее практику многочисленных проверок различными ведомственными инспекциями одних и тех же предприятий. Особенно накладно такое обилие проверок для малого бизнеса. Поэтому указанный принцип, провозглашенный Законом, безусловно, будет содействовать развитию предпринимательства и подъему экономики. Рассмотренные принципы технического регулирования положены в основу тех документов (подзаконных актов, методических и иных материалов), которые приняты в рамках реализации закона «О техническом регулировании».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |