Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ спроса и предложения




Спрос - это совокупность требований на товары, которые потребитель или потребители купят по той или иной цене в данный период при Спрос может быть индивидуальным и рыночным, отражая предпочтения покупателей на рынке.

Шкала спроса - таблица, показывающая количество товаров, которое было бы куплено по данной цене в данный период времени.

 

Таблица 8.1 - Шкала спроса одного покупателя на мясо за

Цена (грн/кг) Величина спроса (кг)
  8,3
  7,2
  6,1
  5,5
  4,9

Кривая спроса выражает взаимосвязь между ценой товара и величиной спроса. Это график, представляющий шкалу спроса.

Рисунок 8.1 График спроса на мясо

Таблица 8.1 и график (рис. 8.1) характеризуют индивидуальный спрос на мясо на сельскохозяйственном рынке.

Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей, его легко рассчитать на основе данных об индивидуальном спросе на конкретный товар.

Закон спроса выражает существующую обратную взаимосвязь между ценами и величиной спроса: величина спроса на товар изменяется пропорционально его цене при прочих неизменных условиях (доход, цены на сопутствующие товары, товары-заменители, ожидания). Исключениями из этой обратно пропорциональной зависимости между ценой и количеством являются так называемые «товары Гиффена» (рис. 8.2.)

 

Рисунок 8.2 Два возможных варианта кривой рыночного спроса

Причины нисходящего наклона кривой спроса:

1. эффект замещения: снижение цены на товар вызывает увеличение

2. спроса, так как товар становится более предпочтительным для потребителей по сравнению с другими товарами;

3. эффект дохода: падение цены на товар позволяет потребителям приобрести большее его количество;

4. закон убывающей предельной полезности, который действует в большинстве случаев: каждая последующая приобретенная единица товара

5. в глазах потребителя имеет все меньшую полезность, пользу;

6. более низкие цены привлекают все большее число покупателей.

Изменение величины спроса характеризуется движением по кривой спроса при изменении цены и прочих равных условиях: при снижении цены пропорционально растет спрос.

При изменении одного или группы факторов спроса (кроме цены), которые до этого оставались неизменными, возникает изменение в спросе. Иллюстрацией этого явления является сдвиг кривой спроса, ее смещение влево или вправо, как это показано на рисунке 8.3

Рисунок 8.3 Изменения в спросе на мясо

Наиболее важными факторами спроса, кроме цены товара, являются:

1. доход покупателя

Для большинства нормальных товаров рост дохода приводит к увеличению спроса, кривая спроса смещается вправо, а с его снижением - влево. Однако имеются исключения.

Когда доход достигает определенной точки, потребление товара:

1) не увеличивается, достигается так называемый уровень насыщения

2) (рис. 8.4, а);

3) снижается, например, это относится к так называемым малоценным

4) товарам (рис. 8.4, б).

а) б)

Рисунок 8.4 Влияние дохода на изменение спроса:

а) при наличии уровня насыщения

б) при наличии точки изгиба

Например, при достижении определенного уровня дохода люди меньше прибегают к услугам ремонта обуви и покупают больше новой обуви, снижают приобретение колбас и приобретают больше мяса и т.д.

2. цены на взаимосвязанные товары

Рассмотрим два вида товаров: взаимозаменяемые в процессе потребления, которые способны удовлетворять одну и ту же потребность (например, соки и фруктовые напитки, масло и маргарин), и взаимодополняющие, потребление которых происходит совместно и одновременно (автомобили и бензин, светильники и электролампы). Такие товары еще называются сопутствующими.

Когда цена на один из взаимозаменяемых товаров растет, спрос на другой товар повышается и кривая спроса сдвигается вправо. Увеличение цен на мясо вызывает рост спроса на колбасные изделия, а рост цен на кофе определяет возрастание спроса на чай. Спрос на один товар прямо пропорционален цене другого товара. Спрос на один из взаимодополняющих товаров обратно пропорционален цене другого товара. Так, с ростом цен на автомобили падает спрос на бензин и кривая спроса сдвигается влево.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.