Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ожидания людей в отношении будущих цен на товары, будущих доходов и будущих возможностей приобрести товары




Вкусы

С изменением вкусов, или предпочтений изменяется спрос. По­явление новых товаров-субститутов вызывает падение спроса на искомый товар. Появление новой информации о товарах, переход населения в другую референтную группу, реклама и мероприятия по стимулированию сбыта, другие факторы вызывают изменение спроса.

Ожидения могут изменить спрос на товар, так как люди будут стремиться предохранять себя от возможных будущих потерь. Например, предположение об ожидаемом повышении цен на автомобили в будущем году может способствовать увеличению текущего спроса на машины (кривая спроса сдвигается вправо), в то время как ожидаемое повышение цен на бензин может привести к снижению цен на автомобили.

5. количество покупателей.

Важным аналитическим показателем чувствительности спроса к изменению влияющих на него факторов является показатель эластичности. Рассмотрим две кривые спроса, представленные на рис. 8.5.

Рисунок 8.5 Эластичность проса по цене: а) неэластичный спрос б) эластичный спрос

Из рис. 8.5 а видно, что изменение цены с Р1 до Р2 ведет к относительно незначительному падению спроса с Q1 до Q2, а из рис. 8.5 б ясно, что такое же увеличение цены приводит к значительному падению спроса с Q1 до Q2. В последнем случае говорят, что спрос чувствителен, или эла­стичен по цене.

Спрос будет менее эластичен по цене в том случае, если:

1) товару нет замены или отсутствуют конкуренты;

2) покупатели по той или иной причине «не замечают» повышения цен

3) или не меняют своей приверженности;

4) покупатели считают, что повышение цены оправдано высокими потребительскими свойствами, качеством товара или объективными причинами (ростом инфляции и т.д).

Ценовая эластичность спроса определяется как процентное изменение величины спроса под воздействием изменения цены на 1%. Например, если снижение цены на 1% вызовет прирост величины спроса на 2%, ценовая эластичность спроса будет равна двум. Заметим, что хотя снижение цены вызывает рост величины спроса, обычно знак ценовой эластичности принимается как положительный.

Концепция эластичности в экономической теории является очень важной. Понимание того, что ценовая эластичность спроса на нефтепродукты на мировом рынке является весьма низкой, позволило странам ОПЕК в 1993 году без особого экономического риска вчетверо увеличить цены на нефть, получив при этом баснословный доход при незначительном падении спроса. Эластичный спрос имеет место тогда, когда процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены, т.е. когда ценовая эластичность больше единицы. Когда ценовая эластичность меньше единицы, то говорят, что спрос неэластичен.

При единичной эластичности процентное изменение спроса равно процентному изменению цены.

Точечная эластичность спроса предполагает рост ценовой эластичности в определенной точке кривой спроса:

 

 

Эр = (8.2)

 

 

где Q - величина спроса,

Р - цена,

∆P/∆Q - наклон кривой спроса.

Дуговая эластичность спроса используется для расчета ценовой эластичности между двумя точками кривой спроса. В формуле дуговой эла­стичности используется среднее значение цены и количества:

Перекрестная эластичность спроса на товар i в зависимости от це­ны на товару рассчитывается для взаимосвязанных товаров по формуле:

(8.3)

Рисунок 8.6 Совершенно неэластичный (D1) и совершенно эластичный спрос (D2)

Совершенно неэластичный спрос имеет место, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции (спрос больных острой формой диабета на инъекции инсулина).

Совершенно эластичный спрос имитирует ситуацию продажи товара на рынке чистой конкуренции, когда большое количество фирм продает одинаковые товары.

Ценовая эластичность товара определяет изменение общей выручки (табл. 8.2).

Таблица 8.2 - Изменение выручки

 

Изменение цены Изменение общей выручки
Эластичный спрос Неэластичный спрос Единичная эластичность спроса
рост снижение рост без изменений
снижение рост снижение без изменений

 

Предложение характеризует количество товара, которое производится и предлагается рынку производителями. Оно зависит от издержек

производства, включающих затраты ресурсов, издержки амортизации оборудования, и прибыли.

Шкала предложения показывает количество товара, которое производитель мог бы произвести и продать в зависимости от изменяющихся цен в течение определенного времени (дня, недели, месяца, года) (табл. 8.3).

Таблица 8.3 - Шкала предложения мяса одним производителем за

месяц

Цена (грн/кг) Величина предложения (кг)
   
   
   
   
   
   

Кривая предложения представляет шкалу предложения (рис.8.7).

Р

'

Рисунок 8.7 Кривая предложения мяса товаропроизводителем

Закон предложения утверждает, что с ростом цены величина предложения возрастает.

Чем выше цена, тем больше стимулов для перемещения ресурсов из других сфер экономики и производства большего количества данного товара. Однако закон убывающей отдачи свидетельствует о том, что с ростом объемов производства издержки на производство единицы продукции возрастают при неизменном основном капитале и земельных ресурсах. Таким образом, возникает необходимость в установлении более высоких цен для возмещения возрастающих издержек.

Изменение факторов, воздействующих на величину предложения (помимо цены), таких, как: новые технологии, цены на ресурсы, цены на взаимосвязанные товары, число конкурентов, ожидания приводят к изменению в предложении (рис.8.8).

Рисунок 8.8 Изменения в предложении товара

Ценовая эластичность предложения определяется как процентное изменение величины предложения при изменении цены на 1%. Точечная эластичность предложения:

(8,4)

Дуговая эластичность предложения:

(8,5)

Рыночное равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения (

Рисунок 8.9 Равновесная цена РР и равновесное количество продукта Qp на рынке

 

При ценах ниже равновесной цены возникает дефицит: величина спроса будет превосходить величину предложения. Эта несбалансированность повлечет за собой рост цены в направлении равновесия. Когда дефицит будет побуждать продавцов повышать цены, будет происходить сокращение запасов. При исчерпании запасов цена ниже равновесной цены приводит к очередям. Очереди являются сигналом заниженной цены: продавец получает стимул к повышению цены, а покупатель будет соглашать­ся на повышение цены, чтобы избежать очереди.

Когда цены превысят уровень цены равновесия, будет возникать из­быток. Величина предложения будет превосходить величину спроса, бу­дет происходить накопление запасов, что, в свою очередь, станет сигналом для поставщиков необходимости снижения цен. При невозможности соз­дания запасов может возникнуть очередь продавцов, ищущих покупателей, подобно таксистам, ожидающих пассажиров в аэропорту.

Рисунки 8.10 и 8.11 иллюстрируют влияние смещения кривой спроса и кривой предложения на равновесную цену и равновесное количество.

 

 

Рисунок 8.10 Влияние сдвигов кривой спроса на цену равновесия

 

 

Рисунок 8.11 Влияние сдвигов кривой предложения на равновесную цену

 

Потолки цен имеют место тогда, когда государство устанавливает максимум цены ниже уровня цены равновесия. При установлении потолка цены спрос превышает предложение, возникает дефицит. Стабильный де­фицит вызовет необходимость распределения ограниченного предложения и регулирования эффективного спроса.

Существует два наиболее популярных способа регулирования спро­са: очереди и собственно нормирование товаров (талонная система, приви­легии и др). Поскольку нормирование не является абсолютно эффектив­ным регулятором спроса, возникает черный рынок с равновесной ценой, значительно превосходящей потолок цен, а, возможно и выше цены равновесия из-за более высоких издержек производства и «платы за риск» лю­дей, действующих на черном рынке.

Гарантированный нижний уровень цен представляет собой мини­мальные или субсидируемые цены (выше равновесной цены), устанавли­ваемые государством с целью стимулирования производства продукции, которую государство считает необходимой (собственная сельскохозяйст­венная продукция, местные производители продуктов питания и проч.). Гарантированные цены приводят к избыткам, при которых государство должно покупать продукцию, а затем продавать ее по более низким ценам на внешнем рынке или избавляться от нее другими способами. Субсидиро­вание цен в сельскохозяйственном секторе обходится потребителям весьма дорого. Другим примером гарантированной цены на ресурсы является за­конодательное определение минимальной заработной платы.

При покупке определенных товаров взимается акцизный налог. Пра­вительства устанавливают акцизные налоги с целью увеличения доходов бюджета или для того, чтобы снизить нежелательный спрос на определен­ные товары. Поскольку налог взимается с продавцов, кривая предложения смещается вверх на величину акцизного сбора. Издержки производителя при этом возрастают. Однако чем менее чувствителен спрос к цене товара (спрос неэластичен по цене), тем больше акцизные сборы ложатся на по­требителя: большая часть налога включается в цену. На рисунке 8.12 про­иллюстрировано влияние акцизного налога при эластичном спросе, когда при относительно небольшом увеличении цены количество покупок пада­ет, доход и прибыль производителя существенно снижаются.

Рисунок 8.12 Влияние акцизного налога при эластичном спросе

Рисунок 8.13 иллюстрирует ситуацию, типичную для переходной экономики. Устанавливаемые государством цены, которые были значи­тельно ниже рыночных равновесных цен на продукты питания, энергию, транспорт, жилье и др., помимо неправильного распределения ресурсов, приводили к субсидиям, бюджетному дефициту и убыткам.

Рисунок 8.13 Влияние субсидируемых цен

Результатом установления цен значительно ниже равновесной цены были огромные субсидии (АВ) и недостаток стимулов производителя по­вышать эффективность производства (рис.8.13).

Ценовые субсидии, обусловленные заниженными ценами, которые установлены государством, являются одной из важнейших причин макро­экономической нестабильности, возникающей в странах с переходной эко­номикой. В свою очередь рост субсидий и сокращение поступлений от на­лога приводят к росту бюджетного дефицита.

Таким образом, основными факторами формирования спроса и по­требления населения являются: уровень производства товаров и услуг, уровень денежных доходов отдельных категорий населения, уровень и со­отношение розничных цен и тарифов, потребление из личного подсобного хозяйства, уровень денежных сбережений населения, уровень запасов предметов потребления, национальные привычки и традиции, природно-климатические условия и др.

Экономические факторы очень мобильны, особенно распределение населения по уровню денежных доходов. Естественные факторы, напро­тив, меняются сравнительно медленно. В течение небольшого периода они обычно не оказывают заметного влияния на потребление. Исключением является, пожалуй, распределение работающих по характеру трудовой дея­тельности, поскольку изменение в соотношении численности работающих, занятых различным трудом, происходит по существу непрерывно.

Потребление является функцией от влияющих на нее факторов. На­бор их различен в зависимости от товара, потребление которого анализи­руется, и от периода расчета. Если учитываются факторы, значения кото­рых зафиксированы во времени, то речь идет о статических моделях; если же значения факторов принимаются изменяющимися во времени, то о ди­намических. Кроме того, модели потребления различаются в зависимости от используемых в них методов (структурные, корреляционные и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.