Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы процесса ценообразования. 1. Выявление внешних по отношению к предприятию факторов ценообразования




1. Выявление внешних по отношению к предприятию факторов ценообразования

Основное назначение цены с позиции производителя – возмещение издержек производства и реализации продукции и получение прибыли. Для выявления “границ свободы” в ценообразовании необходимо учесть действие внешних факторов ценообразования (рис. 21)

Рис. 21. Внешние факторы ценообразования

Говоря о потребителях, необходимо учесть все, что о них известно из экономической теории и других курсов: виды, платежеспособность, формирование спроса и т. д. В самом общем виде речь идет о том, насколько цена ограничивается спросом.

Определение спроса производится путем изучения зависимости спроса, цен и предложения. Для этого применяются следующие основные методы измерения спроса и предложения:

- проведение опроса потребителей;

- прямой рыночный эксперимент на основе пробной продажи на рынке товара по новым ценам;

- стратегические методы, оценивающие кривые спроса и предложения на основе динамики изменения цен за определенный период времени.

Анализ спроса позволяет определить максимальную цену, которую может запросить фирма за свою продукцию.

При анализе рыночной среды важно помнить правила поведения в каждой из четырех моделей рынка: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии, т. к. одни и те же действия предприятия могут приводить к совершенно различным результатам в области ценообразования и всей деятельности. Главным является установление возможности и степени контроля над ценами.

Государство может фиксировать цены, вводя государственные прейскурантные цены, “замораживая” свободные рыночные цены на определенное время или фиксируя цены монополистов и предприятий, доминирующих на рынке и злоупотребляющих этим. Кроме того, государство может по своему усмотрению увеличивать (например, с помощью косвенных налогов на товары) или уменьшать (например, выделяя дотации) отдельные виды цен.

Для понимания роли участников каналов товародвижения необходимо представить “технологическую цепочку” производства и реализации конкретного товара у рассматриваемого производителя. Повышение цен в любом из “звеньев” цепочки приводит к росту цен, по которым будет продаваться товар, что может существенно ограничить спрос, а, следовательно, и возможности производства. Чтобы лучше представить указанные обстоятельства, целесообразно рассмотреть структуры цены (табл. 9).

 

Таблица 9

Структура цены

Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля; оптовая торговля – розничная торговля; розничная торговля – потребитель. Каждую из стадий “обслуживает” своя разновидность цены. Каждый последующий вид цены включает в качестве составляющей предыдущий. Если предприятие само реализует продукцию в розничной торговле или непосредственно потребителю, то оптовая цена предприятия может совпадать с оптовой ценой промышленности (торговли) или розничной ценой.

2. Определение целей ценообразования

Речь идет о долгосрочных и краткосрочных целях, которыми может руководствоваться предприятие: максимизация прибыли, обеспечение выживаемости, достижение или удерживание определенной доли рынка, максимизация выручки и т. д.

3. Анализ издержек производства продукции. Расчет себестоимости

Валовые издержки производства чаще всего определяют минимальный уровень цены. При формировании цены необходимо проанализировать все затраты предприятия на производство и реализацию продукции и постараться их максимально сократить. Анализ данных, полученных в результате исследования взаимозависимостей объема производства, затрат и прибыли, позволяет находить оптимальные управленческие решения в области повышения конкурентоспособности предприятия.

4. Выбор метода ценообразования

Метод “себестоимость ”, или затратный.

При расчете цены на товар за основу цены принимается себестоимость изделия плюс норма прибыли, определяемая желаемым уровнем рентабельности:

где р – цена товара;

с – себестоимость товара;

– норма прибыли;

d – рентабельность товара.

При выборе уровня рентабельности предприятие учитывает свои потребности в массе прибыли и ограничения по рентабельности.

Этот метод наиболее распространен среди российских предприятий, особенно в дореформенный период. Несомненными его достоинствами являются простота и универсальность. Однако затратный метод обладает одним принципиальным недостатком: во многих случаях величину издержек на единицу продукции невозможно определить до того, как цена будет установлена. Нет никаких гарантий, что данная цена обеспечит тот объем продаж, исходя из которого она была рассчитана. Если реальный объем продаж ниже желаемого уровня, то для сохранения рентабельности необходимо дополнительно повысить цену. При эластичности спроса это ведет к дальнейшему сокращению объема продаж. Постоянные издержки при этом распределятся на меньшее количество товара, и получится, что при ориентации на фиксированную рентабельность необходимо будет вновь повысить цену.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.