КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическое право 7 страница
В юридической литературе высказывается мнение о том, что в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» должны быть отражены только те обязанности граждан, которые связаны § 6. Права и обязанности общественных объединений, В соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: • разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; • участвовать в разработке проектов государственных (республиканских, отраслевых, местных и иных) программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и способствовать их выполнению; • за счет собственных и привлеченных средств осуществлять мероприятия по воспроизводству природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности; • вносить в государственные органы и направлять должностным лицам предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; • принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, в частности путем проведения общественных слушаний; • организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; • создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные фонды охраны природы и расходовать их средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды; • оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды; • осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; • обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; • обращаться в государственные органы и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу своих членов (участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду; • выступать в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды. Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работу по пропаганде Общественные объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Содержание прав и обязанностей общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды, корреспондирует содержанию прав и обязанностей граждан в указанной области отношений в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Законодатель закрепляет открытый перечень прав и обязанностей общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды. В связи с этим важным, как с точки зрения определения возможностей осуществления прав общественных объединений, так и с точки зрения перспектив нормотворчества в указанной области, является закрепление в Орхусской конвенции права общественности (в том числе общественных объединений) на участие в процессе принятия экологически значимых решений и права на доступ к правосудию в данной области отношений. Нормативные правовые акты 1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032. 2. Декларация по окружающей среде и развитию: Декларация Организации Объединенных Наций, 14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Изд-во Моск. Независим. ин-та междунар. права, 1997. — Т. 3. — 3. Декларация Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде, 14 июня 1972 г. // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Изд-во Моск. Независим. ин-та междунар. права, 1997. — Т. 3. — С. 682–687. 4. Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 дек. 1999 г., № 726 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 1. – 1/837. 5. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: Постановление Верхов. Совета Респ. Беларусь, 6 сент. 1995 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 29. – Ст. 382. 6. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2002 г., № 205 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 46. –1/3636. 7. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. 8. Об информатизации: Закон Респ. Беларусь, 6 сент. 1995 г., № 3850-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., № 162-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1995. — № 33. — Ст. 428; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. — № 122. — 2/1259. 9. О санитарно-эпидемическом благополучии населения: Закон Респ. Беларусь, 23 нояб. 1993 г., № 2583-XII: в ред. Законов Респ. Беларусь, 23 мая 2000 г., № 397-З; 29 июня 2003 г., № 217-З; 16 мая 2006 г., № 109-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 52. — 2/172; 2003. — № 79. — 2/966; 2006. — № 8. — 2/1206. 10. О перечне сведений, относящихся к экологической информации: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 29 мая 2003 г., № 22 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 69. — 8/9631. 11. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г., № 407-XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 1 нояб. 2004 г., № 240-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1996. — № 21. — Ст. 376; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. — № 189. — 2/1089. 12. О государственной экологической экспертизе: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2442-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г., № 419-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – 13. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 370-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 4 июля 2000 г., № 406-З; 4 янв. 2003 г., № 183-З; 6 окт. 2006 г., № 166-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 25. — 2/145; № 64. — 2/181; 2003. — № 8. — 2/932; 2006. — № 166. – 2/1263. 14. О республиканских и местных собраниях: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2000 г., № 411-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 67. — 2/186. 15. Об утверждении Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 июня 2005 г., № 30 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 110. – 8/12855. 16. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 июня 2005 г., № 30 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 110. – 8/12855. ГЛАВА V. Право собственности § 1. Понятие права собственности Право собственности на компоненты природной среды представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества (компонентов природной среды) соответствующим субъектам (государству, физическим, юридическим лицам), определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника (право собственности в объективном смысле). Как правовой институт право собственности на компоненты природной среды объединяет нормы конституционного, гражданского, природоресурсного, налогового, уголовного, административного права, т. е. является комплексным институтом права. Правомочия собственника имущества владеть, пользоваться Следует отметить, что право собственности на компоненты природной среды имеет специфику, по сравнению с правом собственности в классическом, гражданско-правовом смысле, что обусловлено особенностями объекта рассматриваемых правоотношений. Так, компонентами природной среды в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Самостоятельными объектами права собственности выступают: земля, недра, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир. С одной стороны, данные объекты являются вещами, имуществом в гражданско-правовом смысле и выполняют экономические функции в качестве средств производства. С другой стороны, они характеризуются также особым свойством, которое проявляется в их экологическом, рекреационном, оздоровительном, эстетическом назначении. Так, являясь пространственным базисом для размещения зданий, сооружений и т. п., земля остается единственным местом для проживания человека, и в этом смысле ее значение неоценимо. Атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство как компоненты природной среды не обладают признаком овеществленности и не могут находиться в собственности. § 2. Формы собственности на компоненты природной среды Конституция Республики Беларусь, ГК устанавливают две формы собственности на компоненты природной среды: государственную и частную. В статье 13 Конституции Республики Беларусь декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения согласно указанной статье Конституции находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не могут приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства. Так, Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливает, что только в государственной (республиканской) собственности находятся: • земли сельскохозяйственного назначения, а также иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность (например, согласно ст. 38 КоЗ земли общего пользования; земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нужд обороны; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.); • недра; • воды; • леса; • особо охраняемые природные территории и объекты; • животные и растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь. Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами. Объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» находятся в государственной собственности. Такие объекты, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих иным субъектам на праве частной собственности, принадлежат гражданам или юридическим лицам — собственникам земельных участков. Объекты растительного мира, на законном основании посаженные и культивируемые пользователями земельных участков или водных объектов, являются их собственностью. Объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены.Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах. Таким образом, компоненты природной среды по общему правилу отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т. е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению в порядке, установленном законодательными актами. § 3. Субъекты права собственности Управомоченный субъект правоотношения собственности именуется собственником. Ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1 ст. 210 ГК). Обязанными субъектами в правоотношении собственности являются все другие субъекты гражданских прав. Они обязаны воздерживаться от любых нарушений прав собственника (ст. 282 и 285 ГК). Субъектом права государственной собственности является государство Республика Беларусь. В законодательстве не закреплено право коммунальной собственности на компоненты природной среды, находящиеся в пределах административно-территориальных единиц. Правомочия по распоряжению компонентами природной среды от имени государства-собственника осуществляют уполномоченные государственные органы — Президент Республики Беларусь, местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы. Например, согласно ст. — 6 КоЗ местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передают их в собственность, а также изымают земельные участки в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь в соответствии со ст. 5-1 КоН, в частности, принимает решения: об изъятии и предоставлении участков недр в пользование, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, о необходимости концессии в отношении участков недр. В соответствии со ст.11 КоЗ в частной собственности граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь или приравненных к постоянно проживающим, могут находиться земельные участки, приобретенные для: • ведения личного подсобного хозяйства (в размере до 1 гектара с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома); • строительства и обслуживания жилого дома (в размере в городах от 0,05 до 0,15 гектара; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа от 0,15 до 0,25 гектара); • ведения коллективного садоводства (в размере до 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества); • дачного строительства (в размере до 0,15 гектара на одного члена дачного кооператива). Юридические лица Республики Беларусь,в том числе предприятия с иностранными инвестициями, вправе приобрести земельные участки в частную собственность при: приватизации объектов государственной собственности либо при осуществлении инвестиционных проектов. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь. Решение о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам также принимается Президентом Республики Беларусь (ст. 12 КоЗ). Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 81 передача данных земельных участков в собственность юридических лиц производится на платной основе. Средства от продажи земельных участков из собственности Республики Беларусь юридическим лицам направляются в республиканский бюджет и используются на охрану земель, повышение их качества, землеустройство. Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь, иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если: • в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести • одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей. Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Советом Министров Республики Беларусь. При этом местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Порядок предоставления земельных участков дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульским учреждениям иностранных государств в Республике Беларусь урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г., № 563. § 4. Содержание права собственности В соответствии со ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т. е. правомочия, определяющие содержание права собственности. Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над вещью. Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления имущества. Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определять судьбу имущества, например, отчуждать его другому субъекту. Правомочия владения, пользования, а в некоторых случаях и распоряжения имуществом могут осуществляться не только собственником, но и другими лицами. Так, владеть и пользоваться земельным участком могут арендаторы земельного участка, не являющиеся собственниками. Вместе с тем специфической особенностью правомочий собственника имущества, в том числе компонента природной среды, является то, что собственник осуществляет их по своей воле, опираясь только на законодательство, тогда как другие лица могут осуществлять их в зависимости не только от предписаний законодательства, но и от воли собственника. Владение, пользование и распоряжение землей и другими компонентами природной среды в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно. В то же время не следует абсолютизировать свободу собственника компонента природной среды в осуществлении своих полномочий. Согласно ст. 44 Конституции Республики Беларусь осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Ограничения в осуществлении права собственности на компоненты природной среды обусловлены требованием о целевом характере их использования и кругом субъектов, в собственности которых могут находиться компоненты природной среды в соответствии Кроме правомочий в содержание права собственности на компоненты природной среды включаются и определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 211 и 212 ГК). Кроме того, он не должен выходить за пределы осуществления гражданских прав, установленных ст. 9 ГК. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, собственник земельного участка, другой недвижимости обязан предоставлять право ограниченного пользования его имуществом другим лицам (ст. 268 ГК). § 5. Основания возникновения и прекращения права Возникновение и прекращение права собственности на компоненты природной среды связывается с определенными юридическими фактами (основаниями), установленными законодательством. Так, в соответствии со ст. 35 КоЗ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность граждан Республики Беларусь по заявлению гражданина решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок. Передача земельных участков в собственность юридических лиц производится по их ходатайству за плату по решению Президента Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г., № 58 определено, что право на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог. В решениях о предоставлении земельного участка в собственность указывается цель, для которой он передается. Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь, а также в порядке наследования. При этом сделки с земельными участками совершаются при наличии документов, удостоверяющих право на эти участки. Право частной собственности на земельный участок может быть также прекращено путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях: • добровольного отчуждения земельного участка сельскому (поселковому), городскому (городов областного подчинения и города Минска), районному исполнительному и распорядительному органу; • ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица Республики Беларусь, которому был передан земельный участок в собственность; • принудительного изъятия земельного участка; • реализации земельного участка (при сохранении целевого назначения) от имени залогодателя банком-залогополучателем в случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства (ст. 89 Кодекса о земле) и др. Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда (ст. 53 КоЗ): • для государственных или общественных нужд; • при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь (с удержанием задолженности по налогам); • в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу; • в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства; • при использовании земельного участка не по целевому назначению; • при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях; • при невыполнении требований природоохранного режима использования земель; • при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки; • при прекращении юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность; • при конфискации земельного участка. Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений. § 6. Защита права собственности В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Согласно ст. 44 Конституции принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Способы защиты гражданских прав определены ст. 11 ГК. Право собственности на компоненты природной среды является разновидностью гражданских прав, соответственно его защита осуществляется путем: • признания права; • восстановления положения, существовавшего до нарушения права; • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности; • признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; • самозащиты права; • присуждения к исполнению обязанности в натуре; • возмещения убытков; • взыскания неустойки; • прекращения или изменения правоотношения; • неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; • иными способами, предусмотренными законодательством. Природоресурсное законодательство предусматривает возможность признания недействительными сделок, нарушающих право государственной (исключительной государственной) собственности на компоненты природной среды (ст. 159 КоЗ, ст. 55 КоН, ст. 94 ВК, ст. 74 Закона Республики Беларусь «О растительном мире»
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |