Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право 14 страница




Государственная программа геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006–2010 годы;

Государственная программа экологического оздоровления озера «Нарочь» на 2005–2008 годы.

Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды создаются государственные фонды охраны природы, которые являются целевыми бюджетными фондами. В Республике Беларусь создаются республиканский и местные (областные, Минский городской, районные и городские) фонды охраны природы. Согласно ст. 21 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» средства местных фондов охраны природы аккумулируются в республиканском фонде охраны природы.

В соответствии со ст. 84 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы могут быть:

• платежи за специальное природопользование;

• средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;

• штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

• средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;

• добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных.

Порядок формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Направления и размеры использования средств Республиканского фонда охраны природы в 2007 году утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2007 г., № 88. Контроль за целевым использованием средств фондов охраны природы осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Наряду с государственными фондами охраны природы за счет добровольных взносов юридических лиц и граждан могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.

Следует отметить, что законодательством предусмотрены случаи, когда средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, не направляются в фонды охраны природы, но используются для финансирования мероприятий по охране природных ресурсов. Так, в соответствии со ст. 41. Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» плата за лесные пользования, а также суммы неустоек за нарушение законодательства Республики Беларусь об использовании, охране и защите лесов остаются в распоряжении организаций лесного хозяйства и направляются на финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства.

§ 3. Платежи за природопользование

В соответствии с экологическим законодательством на платной основе осуществляется специальное природопользование. Закон устанавливает такие формы платы, как налоги, сборы (пошлины), арендная плата. Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим и плата может взиматься в форме других обязательных платежей.

Правовую основу экологического налогообложения составляет Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», в котором определены субъекты, объекты экологического налогообложения, порядок уплаты и зачисления налога в бюджет. Так, в соответствии со ст. 1 указанного Закона и ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками экологического налога являются: юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы; индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что в круг субъектов экологического налогообложения не включены организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), и индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)»
к объектам экологического налогообложения относятся:

• объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

• объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;

• объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

• объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

• объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;

• объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

• объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных
в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

В юридической литературе отмечается различие между налогообложением в сфере гражданского оборота и экологическим налогообложением69. В сфере гражданского оборота в качестве объектов налогообложения определяются вещи, являющиеся объектами имущественных правоотношений. В платном природопользовании объектами налогообложения признаются физические величины природных ресурсов, представляющие собой объекты природоресурсных правоотношений (например, объемы добываемых из природной среды природных ресурсов; объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ). Следует согласиться с Т.И. Макаровой, что природные ресурсы в силу их естественного происхождения не имеют стоимости, которая представляет собой, согласно экономической теории, количество вложенного в производство труда. Именно поэтому налог состоит из платежей за пользованиеприродными ресурсами, поскольку это действительно налог не на результат (доход, стоимость имущества и т. д.), а налог на процесс – воздействие на окружающую среду. Это означает, что размер налога в соответствии с белорусским законодательством не может быть обусловлен прибылью, получаемой от природопользования. Его величина вытекает непосредственно из «физических величин природных ресурсов», потребляемых природопользователем70.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» экологический налог состоит из платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, размещение отходов производства, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов и платежей сверх утвержденных лимитов.

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. В данном случае проявляется вторая отличающая его от иных налогов особенность экологического налогообложения – наличие непосредственной связи налога за использование природных ресурсов с экологическими ограничениями, обеспечивающими рациональность, устойчивость природопользования71.

Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, за исключением объектов животного мира, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию со специально уполномоченными государственными органами. Лимиты на изъятие объектов животного мира устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению специально уполномоченных государственных органов. Лимиты размещения отходов производства утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Третья особенность экологического налогообложения заключается в том, что экологический налог по своей природе не должен преследовать фискальные цели. Его задача – по возможности максимально (потому что в полном объеме это невозможно) возместить тот ущерб, который причиняется хозяйственной деятельностью. Средства, поступающие в уплату экологического налога, в своем большинстве направляются на финансирование природоохранных мероприятий.

Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» ставка налога за переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти или нефтепродуктов установлена в размере 2800 белорусских рублей.

Следует отметить, что за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога. За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.

Как отмечалось выше, плата за природопользование может взиматься в форме сборов. В целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя, а также создания экономических основ для его охраны при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, взимается республиканский сбор за предоставление права ввоза этих веществ. Плательщиками сбора являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, ввозящие на территорию Республики Беларусь данные вещества. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г., № 261 «Об установлении республиканского сбора при ввозе озоноразрушающих веществ» данный сбор не взимается при ввозе на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов, а также при транзитной перевозке озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь. Сбор зачисляется в республиканский фонд охраны природы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной пошлине» в области природопользования и охраны окружающей среды плата в форме государственной пошлины взимается за предоставление права на охоту. Уплата пошлины за предоставление права на охоту производится при выдаче и замене удостоверения на право охоты.

В соответствии со ст. 577 ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Особенности арендной платы за использование природных ресурсов на условиях аренды определены в специальном законодательстве. Так, согласно ст. 93 ЛК плата за участки лесного фонда, переданные в аренду для осуществления лесных пользований, взимается в размере, определяемом договором, и не может быть ниже действующих такс (минимальной платы) за соответствующий вид лесопользования. Арендатор имеет право на уменьшение размера арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, существенно ухудшились условия лесопользования, преду­смотренные договором.

К иным платежам за природопользование, предусмотренным законодательством, можно отнести платежи за лесные пользования, предусмотренные ст. 93 ЛК. Особенностью в данном случае является способ определения платы – специально установленные таксы.

§ 4. Экономическое стимулирование охраны
окружающей среды

Установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды осуществляется с целью создания условий экономической заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации природоохранных мероприятий.

В соответствии со ст. 82 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться на основе:

установления отдельным категориям юридических и физиче­ских лиц налоговых и иных льгот;

ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.

Налоговые и иные льготы устанавливаются при:

• внедрении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

• внедрении специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду;

• использовании отходов в качестве вторичного сырья;

• осуществлении иной природоохранной деятельности.

Указанные льготы устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь.

Так, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О на­логе на недвижимость» освобождаются от обложения данным налогом основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки. Перечень таких основных средств утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 7 марта 2006 г. № 142. К таковым отнесены: основные средства систем оборотного и повторного водоснабжения; основные средства, предназначенные для сбора, транспортировки, очистки сточных и дренажных вод; предотвращения выбросов озоноразрушающих веществ, рециклинга; снижения и устранения шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иных вредных физических воздействий на окружающую среду; сбора, разделения на виды (сортировки), размещения и (или) обезвреживания отходов, а также для использования отходов в качестве вторичного сырья; охраны заповедников и национальных парков, ведения в них научной деятельности и др.

Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 215 определены случаи льготного экологического налогообложения (например, при строительстве и (или) реконструкции собственниками отходов объектов размещения и (или) обезвреживания, использования отходов, при совершенствовании технологических процессов для уменьшения объемов образования отходов производства налог за размещение отходов производства уменьшается на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) на эти цели, но не более суммы данного налога, подлежащего перечислению в указанный период, и др.). Данным нормативным правовым актом предусмотрены и случаи, когда для плательщиков налога устанавливается понижающий коэффициент (например, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов в зависимости от видов используемого моторного топлива к ставкам налога применяются коэффициенты: дизельное топливо – 0,8, сжиженный и сжатый газ – 0,3, биодизельное топливо – 0,6).

§ 5. Экологическое страхование

Новеллой отечественного законодательства является введение правового понятия «экологическое страхование», которое в соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» рассматривается в качестве элемента экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, позволяющего сформировать финансово-экономическую основу для возмещения вреда.

Под экологическим страхованием согласно ст. 85 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» понимается страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическое страхование следует рассматривать в качестве специального вида страхования, которое в настоящее время является добровольным. Указанная норма декларирует, что экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании. Следует отметить, что в настоящее время в республике отсутствуют специальные акты, которые регламентируют отношения в области экологического страхования. В то же время правовой основой для формирования такого специального законодательства являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области страхования: глава 48 ГК Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О страховании». Отдельные нормы об экологическом страховании содержатся в Законах Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О перевозке опасных грузов». Международно-правовую основу экологического страхования составляет Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г.

Основанием возникновения отношений в области экологиче­ского страхования является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся
в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Например, в соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь
«О перевозке опасных грузов» объектом страхования является риск наступления гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате аварий при перевозке опасных грузов.

Страховым событием (случаем) может служить внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым подлежит возмещению, оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

Страховщиками (страховыми организациями) выступают страховые организации при наличии у них уставного, резервного фондов и иных резервов, прошедшие регистрацию и получившие лицензию на право проведения страхования или перестрахования. Страхователями признаются юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиком. Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном порядке, и включает в себя:

• компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

• расходы по восстановлению окружающей среды и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам;

• расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;

• расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов;

• иные расходы по рассмотрению исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика.

Нормативные правовые акты

1. О коренной перестройке дела охраны природы в стране: Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года, № 32 // Собр. Постановлений Правительства СССР. — 1998. — № 6. — Ст. 14.

2. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 31 дек. 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. — 2/1335.

3. Концепция государственной политики Республики Беларусь
в области охраны окружающей среды: Постановление Верхов. Совета Респ. Беларусь, 6 сент. 1995 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. — 1995. — № 29. — Ст. 382.

4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

6. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь,
14 июля 2000 г., № 420-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 27 февр. 2004 г., № 271-З; 4 авг. 2004 г., № 310-З; 9 июля 2005 г., № 42-З; 11 дек. 2005 г., № 66-З; 29 июня 2006 г., № 135-З; 29 июня 2006 г., № 137-З;
20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 70. – 2/195; 2004. – № 39. – 2/1020; № 123. – 2/1059; 2005. – № 121. – 2/1139; № 196. – 2/1163; 2006. – № 106. – 2/1229; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.

7. О государственной пошлине: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 1992 г., № 1394-XII (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

8. О бюджете Республики Беларусь на 2007 год: Закон Респ. Беларусь, 29 дек. 2006 г., № 191-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 3. – 2/1288.

9. Об использовании средств Республиканского фонда охраны природы в 2007 году: Указ Президента Республики Беларусь, 15 февр. 2007 г., № 88 (с изм. и доп.: Указ Президента Ресублики Беларусь, 5 июля 2007 г., № 306) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 43. – 1/8363; 2007. — № 161. – 1/8710.

10. О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог): Закон Респ. Беларусь, 23 дек. 1991 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 10 дек. 1993 г., 1 дек. 1994 г., 23 февр. 1996 г., 6 янв. 1998 г.,
31 янв. 2000 г., 29 дек. 2000 г., 8 янв. 2002 г., 24 июля 2002 г., 28 дек. 2002 г., 1 янв. 2004 г., 18 нояб. 2004 г., 31 дек. 2005 г., 29 дек. 2006 г.) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1992. – № 3. – Ст. 57; 1994. – № 3. – Ст. 24; 1995. – № 24—25. – Ст. 335; 1996. – № 7. – Ст. 86; Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 3. – Ст. 17; 1998. – № 7. – Ст. 89; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 13. – 2/142; 2001. –№ 4. – 2/228; 2002. – № 8. – 2/835; № 87. – 2/883; 2003. – № 3. – 2/915; 2004. – № 4. – 2/1009; № 18. – 2/1087; 2006. – № 6. – 2/1177; 2007. – № 3. – 2/1287.

11. О налоге на недвижимость: Закон Респ. Беларусь, 23 декабря 1991 г., № 1337-XII (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

12. О страховании: Закон Респ. Беларусь, 3 июня 1993 г., № 2343-XII (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 10 дек. 1993 г., № 2634-XII; 31 янв. 2000 г., 368-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1993. — № 22. — Ст. 276; 1994. — № 3. — Ст. 24; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 13. — 2/142.

13. О перевозке опасных грузов: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2001 г., № 320-З (с изм. и доп: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 9 июля 2007 г., № 247-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 56. — 2/775; 2006. — № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. — № 170. – 2/1344.

14. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 363-З (с изм и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 8. — 2/138; 2006. — № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.

15. О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2007 г., № 215 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 118. – 1/8564.

16. Об установлении республиканского сбора при ввозе озоноразрушающих веществ: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 апреля 2006 года, № 261 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. —
№ 69. – 1/7503.

17. О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производ­ства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 1 февраля 2005 г., № 119 (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — № 23. — 5/15559; 2006. — № 10. –
5/17117; 2007. — №16. – 5/24556.

18. Положение об аренде участков лесного фонда: утв. Постановлением Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Респ. Беларусь, 6 дек. 2001 г., № 19 (с изм. и доп.: 28 февр. 2005 г., № 20) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 15. – 8/7687; 2005. – № 43. – 8/12268.

19. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб: Конвенция, 21 мая 1963 г., ратифицирована Законом Респ. Беларусь, 11 нояб. 1997 г. // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1998. — № 18. — Ст. 207.

ГЛАВА X. ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования

§ 1. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования
(эколого-правовой ответственности)

Эколого-правовая ответственность выступает важным звеном правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. В юридической литературе признано, что ответственность проявляется как «обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушение»72. При этом для экологических правоотношений представляется важным рассмотрение юридической ответственности не только в традиционном (ретроспективном), но и в перспективном смысле.В последнем случаепод ответственностью понимается обязанность соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Такую ответственность в литературе иначе называют позитивной73. Ответственность в ретроспективном плане (негативная ответственность) представляет собой обязанность лица нести неблагоприятные последствия в случае нарушения законодательства. Если понимание юридической ответственности
в ретроспективном смысле, т. е. как правового последствия нарушения законодательства, традиционно для правовой науки, то ответственность в перспективном смысле согласно представлениям ученых базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в законодательстве правовых последствий, не связанных с нарушением нормы права74. В экологических отношениях такой подход означает возможность возмещения вреда, который причиняется окружающей среде в результате хозяйственной дея­тельности, осуществляемой в соответствии с экологическими требованиями. Общую правовую основу позитивной ответственности составляет ч. 3 ст. 933 ГК, устанавливающая, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, преду­смотренных законодательством. К таким случаям экологическое зако­нодательство относит, например, уплату экологического налога.

Кроме названной выше эколого-правовая ответственность имеет иные особенности. В результате совершения экологического правонарушения вред причиняется как окружающей среде в целом, экологическому благополучию населения (экологическая составляющая), так и конкретным лицам (экономическая составляющая).
В силу того, что природные ресурсы не имеют стоимости, применяются специальные способы исчисления вреда (таксы, методики, затра­ты на восстановление).

В случае нарушения законодательства эколого-правовая ответственность заключается в применении к нарушителям мер государственного принуждения и предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением экологического правонарушения. В соответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Привлечение лиц к ответственности за нарушение экологического законодательства не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду (граждан­ско-правовой ответственности). Таким образом, различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.