КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объемов продаж при планировании
Ерохина Товарооборот: сущность, состав и структура, показатели и закономерности развития Товарооборот является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения. Товарооборот продукции отечественного производства отражает уровень ее востребованности на рынках. Товарооборотом называют объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени (п. 123 ГОСТ Р 51303-99 Группа Т02 ОКСТУ 0131 «Торговля (Термины и определения)», утвержден постановлением Госстандарта России от И августа 1999 г. № 242-ст. (далее — стандарт «Торговля»). Определения товаров даются несколькими нормативными документами. Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (п. 64 стандарта «Торговля»). Товары — это физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности (п. 2.6 Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 ноября 2001 г. № 89 (далее - Инструкция ГКС № 89). Наиболее точным определением товарооборота является то, которое дано в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ): товар — это продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарооборот классифицируется по ряду признаков. 1. По видам выделяют розничный, оптовый товарооборот и оборот общественного питания (далее рассматриваться не будет). Розничный товарооборот — это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в сферу потребления. Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена: 1) юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых коммерческая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.); 2) юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых коммерческая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др); 3) физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, которые проводятся региональными статистическими органами в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным постановлениями Госкомстата России от 14 октября 1995 г. № 206 и. от 21 августа 1995 г. № 134. Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена: 1) продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.); 2) продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов — товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничные цены включают в себя торговую наценку, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, налог с продаж. В соответствии с Инструкцией ГКС № 89 в состав товарооборота розничной торговли включается: 1) стоимость проданных населению потребительских товаров: а) за наличный расчет, б) по кредитным карточкам, в) по расчетным чекам банков, г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет); 2) стоимость товаров, проданных по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи); 3) стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю),— в объеме полной стоимости товара; 4) стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи),— в объеме комиссионных вознаграждений, если предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если предприятие выступает собственником товаров; 5) стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); 6) полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.); 7) стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки); 8) стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; 9) стоимость проданной порожней тары. Не включается в оборот розничной торговли: 1) стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; 2) стоимость проездных билетов и талонов на все виды транспорта. В розничном товарообороте выделяют реализацию за наличный расчет и реализацию в кредит. Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в форме сырья, материалов, комплектующих и т.д. В результате оптового товарооборота товары не выходят из сферы обращения. Плехановка 3.1.1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям, как правило населению, для удовлетворения личных потребностей. На этом процесс обращения товара завершается — товар поступает в сферу потребления и перестает быть товаром. Таким образом, экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом денежных доходов населения на товары. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети. В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации2 под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как за наличный, так и безналичный расчет. Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все канаты реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. По классификации ООН, розничный товарооборот входит в число показателей, характеризующих уровень жизни. 2 Раздел «Торговля... Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка. Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении, качественная — связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж: — выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле; — товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку; — выручка от реализации медикаментов в аптеках; — выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др. Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина — из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |