Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы влияющие на величину валового дохода. Методы анализа

Плехановка

3.7.1. СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЛОВОГО ДОХОДА

Валовой доход торгового предприятия — это показатель, характери­зующий финансовый результат торговой деятельности. Определяют его как выручку от продажи товаров и услуг (товарооборот) за выче­том затрат на их приобретение за определенный период времени.

Валовой доход состоит:

1) из суммы денежных средств, полученных от реализации това­ров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборо­том) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представ­ляет собой торговую надбавку;

2) поступления за оказанные услуги и выполненные работы (под­гонка верхней одежды, раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.);

3) прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других организаций, от ценных бумаг, принадлежа­щих фирме, и др.).

Вместе с тем следует отметить, что в Положении по бухгалтер­скому учету1 доходы торговой организации имеют несколько отлич­ную от приведенной классификацию, в которой выделяют:

а) доходы от обычных видов деятельности, включающие выруч­ку от продажи продукции и товаров, а также поступления, связан­ные с выполнением работ и оказанием услуг;

б) операционные доходы (поступления за предоставление во вре­менное пользование активов организации, за участие в уставных ка­питалах других организаций, включая доходы по ценным бумагам, от продажи основных средств и другие виды операционных доходов);

в) внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки за на­рушение условий договоров, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, курсовые разницы, суммы кредиторской и дебитор­ской задолженности, по которым истек срок исковой давности, про­чие внереализационные доходы);

г) прочие поступления (чрезвычайные доходы — страховое воз­мещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от спи­сания непригодных к восстановлению и дальнейшему использова­нию активов, и т.п.).

Экономическое назначение валового дохода — возмещение из­держек обращения, уплата налогов, сборов и образование прибыли. Основная часть валового дохода формируется за счет торговой дея­тельности.

В общем виде валовой доход (ВД) рассчитывается по формуле

ВД = Н + У+ П,

где Н — надбавка (наценка) торгового предприятия;

У — стоимость оказанных услуг;

П — прочие доходы.

3.7.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВАЛОВОЙ ДОХОД

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень вало­вого дохода, относят:

— объем, состав и ассортиментную структуру товарооборота;

— условия поставки товаров;

— экономическую обоснованность торговой надбавки;

— количество и качество дополнительных услуг.

Названные факторы по-разному влияют на валовой доход. Так, увеличение объема товарооборота означает рост массы валового до­хода, т.е. чем больше продано товаров, тем больше совокупная сум­ма средств, полученных от торговой надбавки.

Влияние состава товарооборота не так очевидно, но имеет мес­то. Связано это с различным уровнем наценки на товары, реализу­емые в розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети над­бавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует до­полнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот дает меньше дохода, чем складской, поскольку небольшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торго­вой надбавке.

Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам обусловливает связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода. Взвешенный выбор поставщика опре­деляет не только пену поставки товаров в торговую сеть, но и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы торгового предприятия, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и ком­плектность поставок, размер партии и др.

Рыночная модель экономики позволяет торговым организациям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Здесь важно, во-первых, помнить, что торговая надбавка (на­ценка, накидка) — это элемент цены, обеспечивающий возмещение затрат продавца по продаже товаров и получение прибыли, а во-вто­рых, стремиться найти такую грань, чтобы, с одной стороны, не до­пустить убытка, с другой — сохранить конкурентоспособные цены.

Широта предоставления дополнительных услуг зависит от про­филя организации и профессионализма руководства. Реальные по­ступления за оказанные услуги в валовой доход имеют существенные колебания — от полного отсутствия до 1,5—2% в обшей сумме. Од­нако косвенное влияние, связанное, например, с привлечением по­купателей, как показывает опыт экономически развитых стран, зна­чительно весомее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лебедева | Определение и экономическая сущность издержек обращения предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.