КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ориген (185-254)
Он утверждал, что до создания мира Бог создал бессмертных и бестелесных духов. К сфере духов принадлежат ангелы и человеческие души. Причем, духи имеют свободу воли, проявляющуюся как свобода выбора. Это связано с наличием у них разума. Эти рассуждения понадобились ему, чтобы снять с Бога ответственность за то зло, которое существует в мире. Они легли в основу христианской теодиции – богооправдания. …Он считал, что Бог создает мир постоянно. Мир приходит в упадок и опять Бог создает новый мир. Позже взгляды Оригена были осуждены церковью…
= Патристика (разные мнения: IV-VI вв. или II-VIIIвв.). Название происходит от греч. Слова «отец». Т.е. это учения отцов церкви, епископов, которые формировали теологические доктрины в борьбе с ересями (ересь – отступление от учения). Августин Блаженный (354-430 гг.). …к христианству пришел не сразу. Воспитан был на лучших образцах римской литературы, затем обратился к манихейству (манихеи считали, что в мире есть два самостоятельных начала – добро и зло, а по христианству, зло – не самостоятельное начало, а отсутствие добра). И лишь позже, по настоянию фанатичной матери-христианки обратился в христианскую веру (предварительно прогнав любимую жену с единственным сыном). Потом Августин будет утверждать, что любовь к Богу должна заменить любовь к человеку… (Причислен к лику святых и в католицизме, и в православье). С его точки зрения, Бог создал мир и человека по своей воле. Судьба – это не игра случая, как было у греков, она определяется божьим промыслом, провидением. Бог – личность. Такие взгляды ведут к иррационалистическому объяснению реальности. За явлениями скрывается воля творца. …иррациональное – это не неразумное постижение мира, а вне разумное постижение верой… Богу характерна статичная вечность. Материальный мир изменчив, временен. Время создано Богом. Время – мера движения и изменений, которые характерны вещам. Время он связывал не с движением небесных светил, как греки, а с человеческой душой. Ей присущи ожидание будущего, внимание к настоящему и память о прошлом. В итоге, и прошлого нет, и будущего нет, а настоящее – исчезающее малый миг… т.е. мир иллюзорен. Так надо ли привязываться к этому миру или надо стремиться в жизни вечной, к Богу?.. Схоластика. Дискуссии о природе универсалий (реализм, номинализм).
Следующий этап назывался схоластикой (от слова «схола» или «школа» - в школах при монастырях изучалась Библия, велись философско-религиозные споры. Наибольшее философское значение имел спор о природе универсалий – общих философских понятий. Как они существуют – до вещей или после? Реалисты говорили, что понятия первичны, а вещи вторичны. Это объективный идеализм, продолжение учения Платона, который говорил, что первичен мир идей (понятий) и он творит материальный мир. Это неоплатонизм. Номиналисты говорили, что вещи первичны, а понятия вторичны по отношению к вещам (конечно, будучи богословами, они утверждали, что вещи создал Бог, а то бы их ждал костер…). Понятия – это только имена, которые мы даем вещам (например, понятие «белизна»: мы говорим «белый снег», "белая бумага», но нет какой-то отдельно взятой «белизны»; «белизна» - это только нами придуманное понятие для обозначения какого-то явления). Это линия материализма. В поздней схоластике особо выделяется Фома Аквинский (13 век). Он разработал учение о двойственности истины. Смысл его в том, что к Богу можно придти не только верой (это традиционное утверждение религии: «по вере вашей будет дано вам»), но и разумом, ибо изучая сотворенную Богом природу, мы постигаем мудрость творца, т.е. приходим к убеждению, что есть Бог. Это учение оказалось особо востребованным начиная с конца 19 в., когда начинает доминировать научное мировоззрение. Учение Формы позволяло примирить религию и науку и было принято в качестве официальной философии католической церкви под названием «неотомизм» (от имени Фомы – Thoma, и «нео» - новый, т.е. продолжение развития учения Фомы Аквинского).
4.Философия эпохи Ренессанса 15-16 вв. (Идея возрождения культуры античности: их понимание человека как микрокосмоса, гераклитова учения о диалектике, рассматривавшей борьбу противоположностей как источник развития и др.) 1. Характерные черты философии Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения. 2. Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский). 3. Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса (Парацельс, Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник и др.). 4. Социально-политические идеалы философской мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Н.Макиавелли). Несколько фактов «Возрождение» понималось как возрождение идеалов античности после средневековья. 1453: Иоганн Гутенберг изобрел наборное книгопечатание.
Монах Бертольд Шварц переоткрыл порох (снач.в Китае) из смеси селитры и ртути и пришел конец рыцарям и замкам (стрелковое оружие, артиллерия).
1453: гибель Византии от турок-османов (Осман – основатель династии). А в 1389 на Косовском поле османы разгромили сербов). Пала Болгария. Католическая Европа в 1396 и 1444 предприняла крестовые походы против османов, но они закончились поражением.
В России было татаро-монгольское иго (пало в 1480).
На Западе начались великие географические открытия (был изобретен компас и астролябия, построены первые коравеллы). 1492: Колумб открыл Америку. 1519-1522: первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.
В 16 в. начинается Реформация. Лютер(1483-1546) перевел Библию на немецкий язык и считается основоположником современного немецкого языка. Ф.Скорина (1490-1551) перевел Библию на белорусский язык. Сымон Будный (1533-1593) использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру. Он подчеркивал роль знаний, говорил о разумности общества, основанного на частной собственности. Библию можно познать с помощью разума (был кальвинистом). Католическая церковь начинает контрреформацию против Лютера, Меланхтона, Цвингли и Кальвина. Одновременно это и контрвозрождение. Контрреформация коснулась и Беларуси. Принимается Уния (1590г., которая была отменена в 1946г.), по которой догматы были католическими, а обряды – православными. В 1697 г. белорусский язык был официально запрещен в государственном делопроизводстве и книгопечатании Речи Посполитой.
1534 (1540?) учрежден Орден иезуитов (общество Иисусово). 1542: учреждена римская инквизиция. 1600: сожжен Джордано Бруно (был доминиканским монахом, как и Фома Аквинский). 1633: поставлен на колени Галилей.
В 17 в. Италия стала задворками Европы… Характерные черты философии Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения. 1. Философия Возрождения характеризуется антропоцентризмом – в центре мировоззренческой картины мира стоит человек 2. Гуманизм – это воззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу и развитие. Их идеал – всесторонне развитая личность 3. Человек понимается как со-творец мира вместе с Богом. Из этого вытекала установка на преобразование природы 4. Умеренный утилитаризм – это учение, отождествляющее цель жизни и добродетель с пользой. Особенно это проявилось в социальных теориях (Н.Макиавелли). 5. Натурфилософия – это умозрительное толкование природы в ее целостности. Натурфилософия выступила основой зарождавшейся науки. 6. Пантеизм – бог во всем, он сливается с природой, а природа обожествляется (это ступень к материализму). Природа воспринимается как источник красоты. 7. Секуляризация – от лат. «светский», т.е. это освобождение от влияния церкви на экономическую, политическую жизнь и т.д. (Богу – богово, Кесарю – кесарево). Представители гуманизма эпохи Возрождения Возрождение открыло человеческую индивидуальность как творческую личность. Ценятся именно творческие личности (а не простолюдины - «плебс»). Человек творит в рамках, отведенных ему Богом. Под «человеческим» они понимали изысканность вкуса, красоту манер и речи (поэты Данте, Петрарка, Боккаччо, Шекспир. Т.е. гуманизм у них носит эстетическую окраску (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.).
Эразм Роттердамский Эпоха Возрождения породила идеи гуманизма. Но в Риме, Париже, Лондоне, Женеве людей заживо сжигали за их убеждения. Поэтому у Эразма Роттердамского(1469 - 1536 Нидерланды ) развивается скептицизм по отношению к человеку: действительно ли он умён и добр? И Эразм написал сатирическую книгу «Похвала глупости». Он писал: «Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась». Культ святых, чудотворные иконы, индульгенции он относил к области заблуждений. С его точки зрения, главное содержание христианства – его этические принципы: -Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить. -Любовь — это всё, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку. Он был против войн, против национального самодовольства. Его сочинения были занесены в индексы запрещенных книг. Изречения: -Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость. -Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением. -Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека.
Скептицизм 16 в. Выдвигал требования свободы исследования, свободы мысли, свободы совести. Требовал развивать опирающиеся на опыт рациональные знания. Эти взгляды прокладывали путь к опытной науке Нового времени, подводя к идеям Ф.Бэкона (17 век).
Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский). Пико дела Мирандола (1463-1494) был неоплатоником – объективным идеалистом. В трактате «О достоинстве человека» пишет, что «человек есть синтез всех областей бытия». Человек – это микрокосмос. Жизнь – это творение человеком самого себя. Творчество – это путь раскрытия способностей человека. Интересно, что все это вело к развитию установки на индивидуализм, без которого не было бы капитализма, строя, основанного на индивидуальной инициативе, что эффективнее и рабства, и крепостничества. В эпоху Возрождения своеобразно развивался диалектический метод, как метод восхождения мысли от простого к сложному, метод исследования сложных предметов в их многосторонности. Примером является философия Николая Кузанского (1401-1464). ( Богослов. Так же был неоплатоником – объективным идеалистом). В трактате «Об ученом неведении» (сравни: Сократ – знание о незнании!) рассуждает: наше знание состоит в сопоставлении того, что неизвестно с тем, что известно. Бога (бесконечное) можно «усмотреть», изучая конечные вещи. Ибо конечные вещи не только противостоят бесконечному, но и включают его в себя. Он развивает учение о диалектическом тождестве противоположностей: говорит о совпадении противоположностей в бесконечном, т.е. в Боге.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |