Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итальянский маньеризм

Николай Коперник (1473-1543). Доказал, что не Земля находится в центре, а Солнце. Земля – одна из планет Солнечной системы. Это названо коперниканским переворотом в науке. Это надо было осмыслить: не человек (Земля) центр мира… Но человек все равно хочет остаться в центре. Возникает идея, что благодаря разуму, творческой способности, свободе воли человек всё равно - центр. Отсюда, - ценится разум, наука.

Итак, это продолжение мыслей Гераклита о том, что все развивается в борьбе противоположностей.

Н.Кузанский пишет о человеке: «он – микрокосм … В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все… соответственно у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека … в нем существует целый мир».

 

Вообще устремленность в бесконечность – черта культуры эпохи Возрождения. В пределе все сливается в неразличимое единство. Они разработали прямую перспективу – объемное изображение оформленное на фоне линий, уходящих в бесконечность.

 

Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса (Парацельс, Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник и др.).

 

Наука имеет черты натурфилософии и пантеизма.

Природа понимается как целостный организм. Отсюда – говорят об органицистской модели природы. Правда, природу они рассматривали вне развития, т.е. не исторически, не диалектически.

Представители: Парацельс, Коперник, Джордано Бруно, Кардано, Галилей и др.

 

 

Взгляды Коперника развил Джордано Бруно (1548-1600). В мире вообще нет центра, нет границ. Миров бесчисленное множество. Бог не вне мира, а в самом мире, во всех его частях. Значит, материя – самодвижущееся бытие. Т.е. он – пантеист. Весь мир – нечто живое (гилозоизм). Мерилом нравственнос и является труд.

Сожжен на костре.

 

Парацельс (1493-1541) – врач и естествоиспытатель. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Ему присущи элементы диалектики. Так он пишет: «Всё есть яд и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

 

Социально-политические идеалы философской мысли Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).

В эту эпоху идет преодоление ставшей экономически неэффективной феодальной раздробленности. Формируются крупные монархии.

Одним из теоретиков необходимости крупных государств стал Н.Макиавелли. В работе «Государь» он утверждал, что благо государства – это главная цель и она оправдывает любые средства (его идеал герцог Цезарь Борджиа сын Папы Римского Александра 6 (1492-1503). На счету которого было множество убийств в борьбе за власть).

Макиавелли говорил, что политика несовместима с моралью (макивеаллизм).

То, что недопустимо в семье – предательство, жестокость, вероломство и т.п., приемлемо в политике.

Итак, мы можем констатировать утилитаризм в его политических взглядах.

Следует также отметить, что его этике характерна сосредоточенность на интересах отдельного человека, что выражало стремление эпохи к развитию индивидуальной инициативы.

В это время развивались взгляды о том, что государство должно быть независимым от церкви (секуляризация ). Общество рассматривалось как механическая сумма индивидов.

Представители утопизма

Слово «утопия» понимается по-разному. Распространено толкование «утопии» как «места, которого нет».

Томас Мор (1478-1535) «Утопия», (казнен). Томазо Компанелла «Город солнца».

Их волнует возможность общества, в котором бы все люди были счастливы. Но то общество, которое они рисуют, характеризуется сильной упорядоченностью. Это ведет к тому, что индивид имеет подчиненное, несвободное положение.

Мор изображал строй, при котором господствует общественная собственность. Основная хозяйственная ячейка свободного государства – семья. Производство основано на ремесле. Утопийцы живут в условиях демократического управления, равенства в труде. Люди работают по 6 часов в день, а остальное время отдают наукам и искусству. Большое значение придавал разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с трудом.

Католик, но за веротерпимость, вплоть до атеизма. Друг Эразма Роттердамского. Был казнен королем по ложному обвинению. (Король выступил за отделение англиканской церкви от Папы Римского, чтобы не платить Папе).

16 век – эпоха Реформации

Итальянское Возрождение ставит в центр личность. Северный же гуманизм привел к суровому морализму, благочестию, аскетизму. Это было не случайно. Католические монастыри превращались в вертепы.

Церковная десятина душила третье сословье. Католическая церковь переживала кризис. В результате от нее отделилось направление христианства, получившее общее название протестантизма (лютеранство, кальвинизм, баптизм и др.).

Мартин Лютер (1483-1546). Считал, что философия мешает вере. Единственный авторитет – текст Священного писания. Перевел Библию на немецкий язык (считается основоположником современного немецкого языка).

Католицизм: человек спасается не только верой, но и добрыми делами. На деле же это сводилось к «арифметике заслуг» - грехи отпускались за деньги (индульгенции).

Священник человек и не может определить меру заслуг перед Богом, чего достоин человек – решит Бог.

Мерой заслуг может быть лишь вера, за которую несет ответственность сам человек. Т.е. формировался новый тип человека.

М.Лютер: «Если мне скажут, что завтра конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево».

Жан Кальвин (1509-1564). Главное, с его точки зрения, внутренняя вера, а не внешнее благочестие. В его учении большая роль отводится аскетизму. Расхлябанность, распущенность осуждается. Собранность, бережливость, компетентность и т.п. – поощряется. Богатство не грех, если им умеренно пользоваться. Право на богатство имеет тот, кто заработал его своим трудом (а церковники – нет). Труд – не наказание за грехи, а молитва Богу.

Кальвин жил в Женеве и осуществлял там теократическое правление в 1541-1564 гг. (23 г.). Ему удалось перестроить городскую жизнь под контролем местного самоуправления, добиться порядка, чистоты на улицах. Ему характерен суровый морализм, аскетизм.

Социолог начала 20 века М.Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» рассматривает протестантизм как идеологию нарождавшегося капитализма, как условие перехода к капиталистическому рынку. Черты капитализма – рациональность, упорядоченность, целесообразность, личная инициатива.

Конец Возрождения

Католицизм начинает контрреформацию. Усиливает дисциплину и централизацию католической церкви.

Игнатий Лойола в 1534 г. Создает «Общество Иисусово» (орден иезуитов). 1542 г. Создается римская инквизиция…

Вообще можно сказать, что человек испугался свободы…

 

Постепенно стала обнаруживаться нормативность и надуманность красоты Ренессанса. В его произведениях ощущалось отсутствие эмоциональной глубины и тенденция к усилению холодного рассудочного начала. Мироощущение, из которого выросло Возрождение с его неограниченной верой в неограниченные возможности человека, во второй четверти ХVI в. Было разрушено. Ясное сознание человека, формирующего свои отношения с миром, уже не могло уловить и объяснить то новое, что надвигалось с культурой будущей эпохи. В дело вступала интуиция, внося свои коррективы в методы искусства. С одной стороны, в живописи оживали средневековые готические традиции в искании «духа», а с другой – появился интерес к усложненным иносказательно-аллегорическим композициям. Художественная деятельность, в основу которой легли эти принципы, воспринималась современниками как «манерничанье», и поэтому данный стиль искусства был назван ими маньеризм (от слова манера).

Первое поколение флорентийских маньеристов появилось – Понтормо, Россо – появилось во второй четвертиXVI века. Изящество и утонченность их работ, скрывали утаенную горечь, скептицизм. Они поражали излишней надуманностью своих работ, им недоставало теплоты и естественности.

Вторая половина XVI века охарактеризовалась зарождением так называемого «второго маньеризма». Виртуозная техника исполнения, риторичность образов, их духовная сущность, необычный колорит, искажение пропорций и перспективы, вот что отличает маньеризм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ориген (185-254) | Племенные союзы германцев во 2-3 вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.