Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философского знания

1. Философия и мировоззрение.

Философия является мировоззренческой наукой.

1) Типы мировоззрения

Мировоззрение отражает социально-экономические,

политические и духовные реалии жизни данного общества.

В мировоззрении выражено общее отношение человека к действительности, которое обусловлено необходимостью целостного восприятия мира.

Целостность мировоззрения является результатом соотнесения, сочетания, связывания всех аспектов опыта. Это делает мировоззрение фактором, объединяющим все стороны и элементы сознания в сложный духовный мир.

Мировоззрение по своему содержанию может быть определено как научное или ненаучное; материалистическое или идеалистическое; революционное или реакционное; консервативное или прогрессивное; религиозное или либеральное и т.п.

Мировоззрение можно оценивать исходя из той формы общественного сознания, которая составляет его основное содержание.

Так, мировоззрение может быть мифологическим, религиозным или философским.

В познавательном отношении мировоззрение может быть догматическим или скептическим.

Догматизм утверждает и сохраняет незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо "расшатывать" по идеологическим, политическим или иным причинам.

Догматизм агрессивен. История знает не мало примеров преследования инакомыслящих.

Cкептицизм (но не агностицизм) способствует разрушению устаревших догм и, тем самым, формированию нового мировоззрения.

Мировоззренческие позиции человека, рассмотренные через призму целей и смысла жизни также могут быть различными:

- коллективистскими (альтруистическими); или

- индивидуалистическими (эгоистическими).

При этом "разумный эгоизм" в ряде случаев является более предпочтительным, чем "неразумный" коллективизм.

С точки зрения эмоциональной окраски, мировоззрение может быть:

- оптимистическим (жизнеутверждающее); или

- пессимистическим (трагическое жизнепонимание). Отдавая предпочтение оптимистическому мировоззрению,

надо помнить о существовании меры оптимизма, нарушение которой может привести к трагическим результатам.

Перечисленные черты мировоззрения могут быть дополнены и другими характеристиками.

Так, мировоззрение может быть:

- системным (основанном на одном каком-либо философском учении) и бессистемным (эклектичным);

- последовательным и непоследовательном;

- обыденным и научным;

- рациональным и интуитивным;

- заимствованным и сформированным самостоятельно и т.п. Демократическое общество, в отличие от тотолитарного,

не предъявляет жестких требований к мировоззрению конкретного человека, считая это личным делом.

Тоталитарные типы мировоззрения навязываются, как правило, сверху, через специальные каналы идеологического воздействия. Мощным средством идеологического воздействия являются средства массовой информации.

Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, понимания его и места в нем человека, а также жизненные позиции, программы деятельности и поведения людей.

********

2) Структура и функции мировоззрения.

а) Структура мировоззрения.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие.

Мировосприятие основано на чувственно-наглядном (эмоционально-образном) восприятии мира.

Мировосприятие выступает как совокупность

наглядно-познавательных образов мира. Оно определяет

эмоциональный настрой человека:

- восторженность или уныние,

- оптимистическое отношение к жизни или

пессимистическое,

- дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

Влияют на мировоззрение и нравственные чувства, такие как стыд, укор совести, чувство долга, чувство морального удовлетворения, страдание, милосердие т.п.

Миропонимание.

Миропонимание как познавательно-интеллектуальная

сторона мировоззрения.

Миропонимание формируется на основе познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются:

- истинные знания и заблуждения,

- опыт самого человека и практика всего общества.

Мировоззрение в целом - это духовный каркас личности, класса, общества.

В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации.

Важнейшие элементы мировоззрения:

- Истинное знание и заблуждение.

Основа мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

Знания возникают как на базе опыта конкретного человека, так и в результате обобщения практики всего общества. Знание - это способ, каким существует сознание. И это нечто духовное знает, что оно существует.

- Взгляды - определенная совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения. Эти общие положения и принципы превращаются в убеждения - особое состояние знаний, характеризующееся твердой уверенностью.

- Оценка. В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть, мировоззрению присуща не только информативная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Оценка - это определение значимости тех действий или явлений, которые оказывают влияние на духовный мир человека. Для оценки необходимо наличие шкалы ценностей.

- Убеждения. Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которую видится действительность. Убеждение - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

Убеждения - это вера человека в свои идеалы. Убеждения бывают научными и не научными. Принято считать, что ненаучные убеждения выступают как личные мнения людей, а научные убеждения - как знания истины. Фанатические убеждения и мнения - это путь к вере.

- Сомнение. В процессе жизни человек пересматривает свои убеждения и меняет мнения, у него возникают сомнения. Сомнение - это критическая переоценка своих идеалов. Сомнение как антипод убеждения и как фактор совершенствования мировоззрения.

- Идеалы. В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражающую действительность, но и ориентирует на ее изменение.

Идеал - это духовный ориентир, придает осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности.

Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

Мировоззренческие положения и принципы содержат оценки явлений действительности, определяющие жизненные позиции человека. Мировоззрение включает настроения, чувства, переживания, составляющие эмоционально-психическую основу.

Две стороны мировоззрения: эмоционально-психическая и рациональная.

Знания, ставшие убеждениями - основа мировоззрения. Существует мировоззрение человека и мировоззрение

общества. Личностное мировоззрение - зависит от характера, социального положения, и т.п.

Мировоззрение человека охватывает установки, мотивы и принципы его деятельности.

При внимательном анализе структуры мировоззрения каждой отдельно взятой личности можно обнаружить наличие всех или большинства отмеченных черт мировоззрения, вместе с тем, обнаружится и то обстоятельство, что один из них занимает приоритетное, а другие - второстепенное, подчиненное положение в системе взглядов человека на мир.

В результате этого "мировоззренческая палитра" общества оказывается не усредненно-серой, а "многоцветной".

Различная степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности всех частей мировоззрения, определяя характер формирования и способ функционирования можно выделить уровни или пласты мировоззрения:

- повседневно-практический и

- теоретический.

Повседневно-практический уровень часто называют жизненной философией. Жизненно-практический уровень - религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто присутствуют предрассудки.

К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит философия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний действительности, а также норм, ценностей, идеалов.

Философия в таком случае выступает как теоретическое ядро мировоззрения, как предельно общая мировоззренческая теория.

б) Функции мировоззрения.

(а) Мировоззрение выполняет регулятивные и организующие функции в деятельности каждого человека и жизнедеятельности всего общества или, как говорят, обладает особой методологической функцией (от греч. methodos - способ, путь; logos - учение).

(б) Наиважнейшая функция мировоззрения - объяснения мира и определение в нем места, которое занимает (или должен занимать) человека.

(в) Благодаря наличию мировоззрения человек сознает цели и смысл своей жизни, достигает целостного видения реальности, определяет свою роль в историческом процессе.

Мировоззрение призвано раздвигать рамки повседневности, соотносить данного человека с другими людьми, накапливать опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни.

Итак, мировоззрение нельзя однозначно определить. Это многомерное понятие. Мировоззрение как комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта: общие черты духовного настроя той или иной эпохи, веру и сомнение, осмысления прошлого и видения будущего, теоретический опыт.

3) Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

Каждой эпохе соответствует свое мировоззрение и своя философия.

Чтобы понимать, познавать, изменять и улучшать существующий порядок вещей, нужно иметь какой-то общий взгляд на мир, включающий в себя и человека, и земную природу, и космос, и прошлое, и настоящее, и мыслимое будущее.

Именно по линии мировоззрения и происходит первое и самое глубокое соприкосновение философии с действительностью, с современностью.

Мировоззрение обычно складывается стихийно,

бессознательно, и поэтому соответствующий ему взгляд на мир,

общее представление о его устройстве, или картина мира,

бывают противоречивы, а детали этой картины часто не

стыкуются друг с другом, оказываются "разномасштабными".

Чтобы выбрать верную стратегию жизни, человеку необходимо продуманное, обоснованное, свободное от противоречий мировоззрение. Выработать его помогает философия. В этом и заключается одна из ее важнейших функций.

Наш личный и общественный опыт обобщается в форме наиболее важных знаний, которые издревле называли мудростью. Философия с самого начала выступает как размышление о мудрости, как ее исследование и обоснование. Для того чтобы мировоззрение, выросшее из такой "переработанной" и концентрированной мудрости, охватывающей наиболее ценные знания данной эпохи и достижения данной культуры, было максимально убедительным, следует его обосновать и выработать аргументы в его защиту. Это - одна из важнейших задач философии. И в этом смысле философия образует основу мировоззрения.

Итак, философия - наука мировоззренческая. Мировоззрение - как целостный взгляд на мир шире, чем

философия, а философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

Жизнь человека во многом зависит от того, как он относится к миру.

Философия - это теоретическое обоснование отношения к себе, обществу, миру.

2. Истоки философии.

1) Мифологическое мировоззрение.

На протяжении сотен и тысяч лет люди жили в мире фантастического видения мира.

Это видение мира было своеобразным выражением и хранением исторической памяти народов, регулятивом их социальной ориентации и организации. Такой тип мировоззрения называется мифологическим (миф в переводе с греческого - предание, сказание; логос - слово, учение).

Мифология была начальным пластом духовной культуры.

В мифах человек выражал свою слитность с природой, на которую он переносил собственные свойства, то есть очеловечивал ее.

На этом уровне осознания человек не выделял себя из природы и не противопоставлял себя ей. Человек воспринимал мир на уровне простейших ассоциаций.

Антропоморфность - характерная черта мифологического мировоззрения. В известном смысле она является предпосылкой абстрактного мышления.

Миф характеризуется образность языка, она возникла из необходимости фиксация и устной передачи информации. Образный язык способствовал закреплению знаний.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, сохранялись и передавались от поколения к поколению духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования, секреты различных видов искусств, ремесел и т.д.

Миф определял границы мировоззрения древнего человека. Миф отвечал на вопрос "как?" Как возникла земля? как

приготовить пищу? Как возникло общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии, каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества.

Мифу присущи не только плоды воображения, но и описание реальных событий прошлого. Мифы и сейчас являются важным источником по дописьменной истории.

В мифологии выражалась насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощена в многообразных вариантах фантастической картины реального мира.

В древних мифах о происхождении мира и людей часто определяются две идеи:

(1) идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом - Богом, великим колдуном и т.п.) и

(2) идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.).

Составные части большинства мифов:

(1) Космогония - возникновение мира природы.

(2) Теогония - возникновение мира людей (представлено через мир богов).

Примером могут служить индийская "Рамаяна", карело-финский эпос "Калевала" и другие.

Мифологическое мировоззрение не ушло окончательно в прошлое. До сих пор в сознании масс сохраняются иллюзорные идеи о национальном или расовом превосходстве, о непогрешимости политических партий и их вождей, о бесконечной мудрости руководителей, о светлом будущем человечества и т.д.

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них.

Миф объясняет все, для него нет непознанного и неизвестного. Мифологическое мировоззрение является наиболее ранней, а в современных условиях - архаичной формой мировоззрения.

Миф явился исходным элементом религиозной культуры.

2) Религиозное мировоззрение.

Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бытия искала религия.

Религия - следующий этап развития мировоззрения. Религиозные воззрения широко представлены уже в

мифологии. Изначальными формами религиозного воззрения явились анимизм, тотемизм, шаманство, язычество и политеизм.

Вслед за политеизмом возникает монотеизм (с возникновением буддизма - и позднее - христианства). Монотеизм связан с возникновением монархических государств.

Вера в религии играет большую роль, чем в мифе.

Религия строится более логично и принимает форму учения.

Если для мифа характерно единство человека с природой, то в религии фиксируется (пусть неосознанно) противопоставление человек и природы (душа и тело, плоть и дух, божественное и земное).

Религия помимо ответа на вопрос "как?" дает ответ на вопрос "зачем?", наполняя "бессмысленную" жизнь человека смыслом ("ради бога").

Религиозное мировоззрение является наиболее близким к мифологическому, оно также апеллирует к фантазии и чувствам. Но в отличие от мифологического, религиозное мировоззрение не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Бытие Бога переживается человеком как откровение.

В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, а также то, что эти ценности и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю, вечную жизнь.

Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры считает выше истин разума.

Марксизм: религия - это изначальная форма идеализма, а идеализм - это учение о развитии чистого мышления, рафинированная форма религии (например, философия Гегеля).

Религия - святость - благочестие.

Философия - любовь к мудрости - целостные знания.

3. Философия: ее предназначение, смысл, функции.

1) Особенности философского мировоззрения и личность философа.

Возникновение философии - переворот в стиле мышления. По мере усложнения практики людей мифологический стиль

мышления и религиозные верования перестали удовлетворять потребности общества. Возникла новая

потребностью в научном (причинном) объяснении

мира.

Философия и возникла как ответ на эту потребность; в основу познания она положила рациональность.

При всей наивности рассуждений древних мудрецов они совершили великий подвиг, начав осмысление и изучение явлений природы, исходя из нее самой, обратившись от сверхъестественного к силам естественным.

В отличии от мифологии и религии философия пытается обосновать свои основные принципы. Она является теоретической формой мировоззрения.

Философское мировоззрение это система знаний, дающая возможность понять предмет и мир в целом.

Компонентами философского мировоззрения являются:

- научно-теоретическое знание,

- духовная практика,

- ценностная ориентация.

Для человека самым удивительным и важным является он сам. Человек посредством философского мировоззрения видит себя как существо вечное, как существо космическое.

Философия есть мысль о вечном. Философия как мировоззрение перешагивает через время.

Как всякое теоретическое знание, философия развивается, обогащается новым содержанием, в ней сохраняется преемственность познанного.

Плюрализм требует уважения к другим мнениям и права на защиту своего мнения и права за другими отстаивать их мнения. Философский мировоззренческий плюрализм - прямая противоположность догматизму и фанатизму, он является методологической основой демократизма.

Философия возможна лишь в постоянном процессе самообращения, самовоспоминания, самосознания. И все это совершается как акт рефлексии. Поэтому каждый философ мыслит не только от своего имени, не только от имени своего времени, но и от имени философии прошлых веков, от философии в целом. История философии - не часть ее, а основа, сущность, самосознание философии.

Отличительной чертой философского миропонимания является то, что оно глубоко личностно. Личность и образ философа не отделимы от его дел, мыслей.

Слово "philosophos" (от греч.philosophos - друг мудрости) впервые встречается у Гераклита, первоначально так назывался всякий человек, занимающийся исследованием природы вещей.

Позднее под словом "философ" стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Можно сказать, что в определенной мере целевая установка сближает философа с художником, религиозным подвижником, ученым, но только отчасти.

От художника философ отличается тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека его отличает то, что философ стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности.

Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется).

Философ в подлинном смысле этого слова всегда представляет собой значительную личность. Поскольку философствование есть постановка вопроса о конечном, последнем смысле, который может быть придан данному, мы вправе требовать от философа единства его теории и бытия; он должен в своей жизни осуществлять свою философию.

Существенной для философа является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определенная дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает так называемая отрешенность философов от мира.

******

2) Предмет и проблемное поле и функции философии

(1) Основной вопрос философии

В диалектическом материализме вопрос о предмете философии традиционно решался через призму "основного вопроса философии", классическое истолкование которого дал Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии": "великий и основной вопрос всей прошлой и новейшей философии - есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи."

Основной вопрос связан с проблемой сущности человека, которая являет собой противоречивое единство материи и сознания, плоти и духа.

Значимость основного вопроса философии определяется тем, что человек в своей практической и познавательной деятельности сталкивается с двумя классами явлений:

1) материальными процессами, протекающими вне субъекта и в нем самом;

2) понятиями об этих процессах, как идеальных или духовных сущностях носящими субъективный и объективный характер.

Исходя из решения основного вопроса и сейчас философские учения делятся на два направления: идеализм и материализм.

Идеализм основывается на признании существования некого мирового разума (духа) - создателя (демиурга) всего существующего (так называемое учение креационизма - лат. creare). Идеализм проявляется в различных формах (направлениях).

Мировоззренческий материализм связан с признанием первичности окружающего нас мира (материи, объективной реальности), и вторичности по отношению к нему человеческого разума (духа). Существовали различные школы материализма.

Основной вопрос, в диалектико-материалистической трактовке, имеет:

1. Онтологическую сторону;

2. Гносеологическую сторону;

Онтологическая сторона основного вопроса характеризует, что первично материя или дух, сознание.

Гносеологическая сторона: познаваем ли мир, и если познаваем, то как?

В решении основных проблем философии выделяют два метода: метафизический и диалектический.

Метафизика (именно как метод) предполагает

рассматривать все явления статично, неизменно, изолировано,

а понятие движения сводится либо к простой эволюции, либо к

количественному увеличению или уменьшению.

Диалектика, напротив, рассматривает все процессы в движении, развитии и связи.

В теории познания также можно выделяют два противоположных подхода:

гносеологический оптимизм и

агностицизм.

Агностики полагали, что сущность вещи непознаваема. (И.Кант, английские философы: Д.Юм, Томас Гексли (он ввел понятие агностицизм) и др.)

Среднее положение между этими подходами занимает (гносеологический) скептицизм.

(2) Предмет философии.

Философия - это особая форма общественного сознания, отображающая сущностное предназначение человека в этом мире, она представляет собой гигантский пласт духовной культуры человечества.

Первые философские учения возникли в Индии, Китае и Греции в глубокой древности - более 2500 лет назад.

Пифагору приписывают честь введения в научный обиход термина "философия" (от греч.phileo - любовь и sofia - мудрость) дословно означает "любовь (стремление) к мудрости". Истолкование и закрепление в европейской культуре этого термина связывают с именем Платона, который впервые использовал его для обозначения науки о бытии, познании, человеке.

Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным.

Попытаемся выделить наиболее распростаненные и значимые характеристики философии, данные ей в разное время выдающимися мыслителями.

Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего;

по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей.

Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности,

эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума.

В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение.

Фрэнсис Бэкон и Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму.

Христиан Вольф называет философию наукой о всех возможных вещах - как и почему они возможны.

Кант отличает философию в ее школьном понимании - как систему всех философских знаний - от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Он разрабатывал трансцендентальный идеалистический метод познания, где философия и ее предмет рассматривались как принципология.

Фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией.

Шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa ("чистой доске"), а тот, кто благодаря опыту познал всю глубину и широту того, что подлежит пониманию.

Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя.

Согласно Шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях - в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме.

Гете признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое.

Л.Фейербах полагал, что философия есть антропология или учение о человеке.

Согласно Н.Гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя.

Современный философ Карл Попер полагал, что философия - есть наука о рациональном знании.

Английский философ, лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел считал что философия - это наука о чистом языке.

Философия определяется, например, и как наука наук, или как синтетическое знание о всеобщем.

Итак, определение предмета философии представляет серьезную проблему. Для одних - предмет философии - это общие законы природы (или общества или бытия вообще), взятые сами по себе, вне их отражения мыслью, вне отношения к знанию и познанию. Для других, например, для позитивистов, наоборот, философия - учение лишь о знании, точнее о языке теории вне связи с тем, каковы объективные закономерности, этой теорией изучаемые. Все это есть не противоречивые, а скорее, дополняющие друг друга взгляды на предмет философии.

Чтобы подойти к определению предмета философии нужно выяснить ее место в ряду других наук. Есть два рода явлений: мир вещей и и мир идей. Соответственно существуют и науки. Одни из них изучают вещи, предметы. Это науки о бытии. Сюда относятся прежде всего естествознание, и в некоторой мере - науки об обществе.

Можно предположить, что место философии среди наук о вещах. Нередко ее так и понимают, сводя предмет философии к общим (всеобщим) законам бытия.

Тогда получается, что законы любой из фундаментальных наук названной области, поскольку они общие, лишь благодаря одному этому обстоятельству оказываются философскими.

При таком понимании философии, она оказывается рядом с естествознанием вообще, с науками о бытии избыточной, ибо решает те же вопросы (выявление общих свойств, общих закономерностей), что и конкретные науки. Зачем особая наука об общих свойствах природы, если их успешно описывают математика, физика, биология?

Если искать место философии среди наук о духовных явлениях, об идеальном, то и здесь она оказывается излишней, поскольку эти науки сами способны решать свои общие задачи.

Позитивизм потому и потерпел поражение, что пытался свести философию только к исследованию идеального - к логике и языку науки. Итак, как среди наук о бытии, так и среди наук о явлениях идеального, философия оказывается избыточной, она вынуждена заниматься повторением того, что уже ими сказано.

Место философии - это "ничейная земля", связь материальной и идеальной реальности.

Идеальное существует пока есть сознание. Сознание присуще человеку. Следовательно философия, изучая момент связи между идеальным и материальным, не может рассматривать их вне связи с человеком.

С точки зрения системного метода предметом философии является всеобщее в системе человек - мир. Предназначение философии познать как целое, как единое эту систему. Мир состоит из материальных объектов. Человек - это часть мира. Для того, чтобы познать эту систему, нужно выделить человека и снять в познании и в практике противоречие между человеком и миром.

Философское видение мира с необходимостью предполагает различение чувственного и мыслимого бытия. Объектами рассмотрения философии могут быть самые разные явления материальной или идеальной реальности, но философским их анализ будет только тогда, когда он направлен на исследование познавательного отношения. Это означает, что философией изучается не объект сам по себе, а взаимоотношение объекта и познающего и преобразующего его субъекта.

Философия охватывает не изолированную вещь или отдельный предмет, а систему субъектно-объектных отношений.

Под объектом в философии понимают не только явления природы, которые преобразуются под воздействием человеческой деятельности и становятся предметом познания в ходе решения задач производственной практики, но и реалии духовного (идеального) мира.

Под субъектом понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания.

Под субъектно-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с объектом в процессе его преобразования и познания.

Под субъектно-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия человека с другим человеком в ходе общения, человека с другими людьми в ходе реализации общественных отношений, повседневного поведения.

В итоге вся окружающая нас действительность предстает для философа как система отношений субъекта к объекту и к другим субъектам.

(3) Проблемное поле философии

Для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому.

В XVIII в. немецкий философ И.Кант так сформулировал главные философские проблемы:

что я могу знать?,

что я должен делать?,

на что я могу надеяться?;

что есть человек?

В настоящее время проблемное поле философии значительно расширилось. Духовная жизнь общества предполагает рассмотрение проблем социальной антропологии во всем многообразии человеческих аспектов: нравственного, политического, эстетического и др.

Социокультурный способ человеческого развития позволяет ввести в проблемное поле философии воспитание и образование человека как цель человеческой деятельности и главное средство (образование) этого развития через приобретенную способность производить и осваивать культуру. Научная, нравственная, эстетическая деятельность последовательно вводят в философию проблемы истины, добра, красоты в их конкретно-историческом измерении.

Можно сказать что на путь к философии (философствованию) человека поставили те вопросы и явления, которые завораживают человека своим величием и таинством.

Философия всегда пыталась определить сущность человека, и современных условиях актуальной являются проблема человека, его будущее.

Сейчас философами разрабатывается глобалистика, которая нацелена на изучение сложно разрешимых противоречий: войны и мира, экологические проблемы, информационные, демографические изменения, расшатывание климата на планете Земля, исчерпание природных ресурсов, медицинские проблемы и т.п.

Проблемы философии можно распределить по ее основным разделам:

Онтологическая проблема - это проблема бытия. Антропологическая - проблема человека, его сознания,

психики.

Аксиологическая - проблема ценностей.

Гносеологическая - проблема познания.

Праксиологическая - проблема деятельности человека.

(4) Функции философии.

Функции философии можно вывести из ее проблематики:

1) Мировоззренческая - обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

2) Методологическая - разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

3) Синтезирующая (теоретическая) - синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

4) Гносеологическая - рассмотрение познавательных возможностей человека, различных форм познания.

Можно назвать и другие функции:

5) Этическая;

6) Эстетическая;

7) Эвристическая;

8) Аксиологическая;

9) Дидактическая.

10) Социально-коммуникативная и др.

При этом следует заметить, что основными функциями философии являются: мировоззренческая и - тесно связанная с ней и зависимая от нее - методологическая.

3) Философия как система знаний.

Философия - особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно-научном исследовании, и в историческом познании, и в повседневной практике частной жизни и в общественной, политической деятельности.

Содержательное наполнение термина философия

первоначально было представлено синкретическим (т.е.

нерасчлененным, слитным) знанием о мире и человеке,

размышлениями об устройстве мира и природе человека, о месте

человека в мире (философия - царица наук, наука наук).

В рамках диалектического материализма принято следующее определение: "то, что сегодня зовут философией охватывает диалектику, логику и теорию познания - это у Маркса в "Капитале" одно и тоже" (Ленин).

Иногда выделяют общие разделы философии:

Метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию);

Теорию познания (логика, гносеологию, эпистемологию) и др.

Сейчас, как правило, выделяют следующие разделы современной философии:

Онтология - учение о наиболее общих принципах бытия и отношении человека к этому бытию (описывает всеобщие свойства и структуру объекта)

Гносеология - теория познания, сформировавшаяся несколько позже онтологии и на ее основе (она исследует всеобщие стороны человеческого познания, общие закономерности познавательного процесса, наиболее общие методы движения к истинному знанию);

Логика формулирует законы правильного, то есть связного, последовательного и доказательного мышления, наука о формах мышления (формальное, математическое и т.д.).

Методология - теория общенаучных методов познания (анализ, индукция и т.д.).

Философия истории (и культуры) - учение о наиболее общих принципах, законах, причинах, лежащих в основе общественной жизни и исторического процесса (и развития культуры)

Социальная (и экономическая) философия - разрабатывает социальные (и экономические) аспекты бытия.

Философия права,

Этика

Эстетика (и философия искусства),

Религиозная философия,

Натурфилософия - философия природы

Психология - учение о душе и душевном.

Следует подчеркнуть, что выделенные разделы не являются самостоятельными дисциплинами философии. Решение тем или иным философом теоретико-познавательных проблем, вопросов общественного развития во многом зависело от понимания общих принципов бытия, которые он принимал за основу.

Все названные разделы объединяет то, что все они в конечном счете подчинены задаче изучения человека и мира.

Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познает этот мир, как относится к обществу и другим людям. Разумеется, сам характер такого осмысления зависел от исторических условий, социальной позиции философа и потому менялся от эпохи к эпохе.

Наличие общей проблематики, то есть изучение всеобщих принципов бытия и познания, связывает различные школы и течения в общую, единую науку.

Философия, как единая система научного знания, рефлексируя, разрабатывает свою историю.

История философии - важнейший раздел философского знания.

**************

4. Проблемы научности философского мировоззрения.

1) Роль философии в жизни человека и общества

В современном динамичном мире роль философии возрастает по нескольким причинам:

- во-первых, философия служит пониманию современного состояния мира (природы и общества);

- во-вторых, философия призвана отстаивать идеалы социальной справедливости, пропагандировать общечеловеческие ценности, обосновывать принципы гуманизма.

- в третьих, философия дает перспективу развития человечества. Она обосновывает оптимум, утверждающее кредо для разрешения сложнейших противоречий современности.

В этом основное предназначение философии.

В сознании некоторой части людей философия отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. Нет ничего ошибочнее такой точки зрения.

На протяжении длительной истории развития философия лишь постепенно обретала свой предмет, выявляя круг проблем, специфичных именно для данной науки. Часть вопросов, первоначально входивших в общее нерасчлененное знание о мире, вычленялась затем в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные естественные науки - механика, математика, астрономия, медицина. Каждая из естественнонаучных или общественных дисциплин исследует законы каких-то конкретных сторон или областей природы и общества и тем самым служит человеческой практике.

Мир людей - это не простая сумма разнообразных природных и общественных структур. Подобно тому как, например, отдельные физические объекты причиняются общим физическим законам, так и различные стороны природного и общественного бытия подчиняются наиболее общим законам. Наличие такого рода всеобщего как раз и было объективной основой формирования философского знания и постепенного отделения от него знания частнонаучного. Поэтому, несмотря на то что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои системы конкретный естественнонаучный материал (например, Аристотель), тем не менее ни физика, ни геометрия, ни астрономия никогда не были философскими науками.

Философия с самого начала складывалась как наука о всеобщем, хотя знания о нем выделялись не сразу и первоначально тесно переплетались со сведениями более частного характера.

Астрономия помогала путешественникам и торговцам, механика - в строительстве и военном деле, геометрия - в землемерии, но всеобщее - зачем оно? Аристотель выводил науки из любознательности, а занятия философией объяснял мудростью, присущей лишь немногим.

Человек строит свое поведение в соответствии с собственными представлениями о добре, зле, долге, идеалах и т.д. Характер этих представлений зависит в конечном счете от того, каким образом решает он для себя вопросы: что же такое мир как нечто целостное, единое и каково место человека в нем? Философия как раз и осмысливала эти вопросы и тем самым помогала человеку в познании и практическом преобразовании мира.

Естественные науки до конца XVIII века носили в основном эмпирический характер, а задачу теоретического объяснения природы брала на себя философия. Она решала ее в целом умозрительно, исходя из некоторых общих принципов, методами, отличными от естественнонаучных. Нередко при этом высказывались гениальные догадки (достаточно вспомнить атомистику Демокрита, рефлекторную дугу Декарта и т.д.), определявшие в значительной мере пути развития естественных наук. Но создавались и многочисленные весьма далекие от науки конструкции.

Таким образом, складывалось такое положение, когда философия выступала в роли науки, обеспечивающей теорией опытный (эмпирический) базис естествознания, то есть играла роль "науки наук". В этих условиях естествознанию отводилось место вторичное, зависимое от философии; оно было обязано согласовывать добытые результаты с общефилософскими принципами. А если этого не происходило, то, как говорил Гегель, тем хуже для фактов.

В XIX веке повзрослевшие и развившиеся естественные науки уже больше не нуждались в философии, стоявшей над ними. Между тем традиционная философия не смогла разрешить данного противоречия.

Возникла другая крайность - тенденция вообще очистить конкретные науки от философии, а ее превратить из науки о наиболее общих принципах и законах бытия и познания в частнонаучную дисциплину, изучающую язык науки. Но это было не решение проблемы, а только видимость решения, и оно не могло удовлетворить ни теорию, ни практику.

У философии есть свой предмет - наиболее общие принципы и законы бытия и познания. Она может помочь и помогает конкретным наукам не тем, что подменяет их, а тем, что вооружает эти науки знанием общих методов познания. Именно в этом своем качестве, как наука, дающая представление о мире в его целостности и о законах познания мира, философия вступает в прочный и плодотворный союз с конкретными науками. Она уточняет и развивает свои положения, опираясь на теоретические обобщения частнонаучного знания.

Но естественные и общественные науки не исчерпывают базиса философии. В ее категориях и законах обобщается культура и, что особенно важно, практика определенной исторической эпохи. По выражению Гегеля, философия - это сама эпоха, выраженная в мыслях.

Надо учитывать, что человек не только познает, но и изменяет мир в процессе практики. Более того, теоретическая деятельность только сторона основной формы деятельности - практической. Поэтому будет правильнее сказать, что философия исследует на основе общих законов бытия не только общие законы и принципы познания, но и всеобщие принципы человеческой деятельности вообще.

Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук.

2)...

Ученым двигает познание нового, истина. Ученый использует систему доказательств.

Наука и философия отличаются предметом. [ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ]

3) Категориальный инструментарий философии.

Каждая наука рассматривает свой круг проблем. Для этого вырабатывает специальные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии, не занимается специально вопросом, что такое "необходимость", "случайность" и т.п., хотя может использовать их в своей области.

Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.

Не оспаривая право философии называться наукой, укажем существенное различие науки и философии. Понятия науки должны быть точными. Философия в своей основе не имеет такой концептуальной определенности. Философские категории, выступая предельно общими понятиями, обладают широтой, которая делает их достаточно неопределенными в своих значениях, но именно эта "размытость" границ, неопределенность содержания позволяет исследователю свободно использовать категории в качестве орудий эвристического поиска истины.

4) Специфика философского знания.

Философские суждения есть суждения всеобщего (об этом говорил еще Аристотель, а позднее Кант). Аристотель говорил о философии как об учении о сверхчувственном бытии, а Кант указывал, что философский разум не непосредственно связан с чувственностью, а опосредованно, через рассудок.

Философию, как умозрение, действительно отличают от "опытных" наук, если опыт понимать как наблюдение или эксперимент. Однако возможен и существует другой уровень опыта - опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духа) есть самый высший, развитый и сложный опыт. Познавая этот мир, его глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая перевороты в духовной жизни, в сознании, философия познает всеобщее, так как в высших проявлениях мирового развития осуществляется действительно всеобщая потенция мира. Только этим можно объяснить огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения нередко намного опережали открытия науки.

Философское знание есть знание о месте и роли человека в мире. Философская истина объективна, но переживается каждым по-своему, глубоко личностно, наполнена определенным смыслом.

Философское знание - это убеждение. Философия как убеждение есть стратегия жизни.

Философия не ограничивается объективной картиной мира. Она вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - это вечный вопрос философии. Задача и цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами и ценностями.

Философия - сознание элитарное, требующее таланта и профессионального знания. Органическое соединение научно-теоретического и духовно-практического определяет специфику философского мировоззрения, что особенно заметно в ее истории. Философские направления, школы, учения - грани, моменты единого целого.

_

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фиктивный капитал | По экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.211 сек.