Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По экономике

Й учебный вопрос - Требования к разработке учебных программ

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Локализация источника звука.

ТЕМА № 2 «Методические основы разработки учебных программ по экономике»

 

 

Рабочие программы учебных курсов и дисциплин являются составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражают методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:

1) требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

2) обязательного минимума содержания учебных программ;

3) максимального объема учебного материала для обучающихся;

4) требований к уровню подготовки выпускников;

5) объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов.

Рабочие программы по всем учебным предметам, образовательным модулям, спецкурсам разрабатываются каждыm учителем самостоятельно на один учебный год для каждого класса (параллели) на основе
примерной или авторской учебной программы.

Разработанные программы рассматриваются на заседании методического объединения (кафедры) учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), а затем, при условии их соответствия установленным тре-
бованиям, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются директором образовательного учреждения. Программы хранятся у учителей.

Рабочие программы имеют, как правило, следующую структуру:

1) титульный лист (наименование образовательного учреждения; «рабочая программа учебногокурса (дисциплины) по (названиеучебного предмета), для класса»; фамилия, отчество учителя - составителя рабочей программы; год составления рабочей программы; реквизиты и даты рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы);

2) пояснительная записка (сведения: об учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа (примерная или авторская), с указанием наименования, автора и года издания; количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований; об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе, форме промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (согласно Уставу и/или локальному акту образовательного учреждения); о внесенных изменениях в Примерную или авторскую учебную программу и их обоснование);

3) основное содержание предмета (дисциплины) с распределением учебных часов по разделам и темам курса. Вариативность программы допускает вместо основного учебного содержания курса вводить календарно-тематический план;

4) требования к уровню подготовки учащихся.

В качестве примера в приложении приведены варианты Рабочих программ по экономике для 5-9 классов (приложение № 1). Каждая из предлагаемых в приложении программ имеет свою структуру (изложена выше и допускает их вариативность), но в то же время все имеют одну общую черту - строгое соответствие ГОСу 2004 г. Содержание изучаемого материала определяется согласно Примерной программе, авторские программы определяют лишь порядок изучения тем. Требования к уровню подготовки учащихся взяты из соответствующего раздела стандарта. Измерители, как правило, подбираются из заданий и упражнений, имеющихся в учебнике или в дополнительной литературе тех же авторов, что обеспечивает их открытость для всех обучающихся.

Особенности учебных программ для высшего профессионального образования.

Для системы ВПО структура и содержание учебных программ несколько отличается от системы общего образования. Рабочие учебные программы по дисциплинам предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов.

Рабочая учебная программа разрабатывается кафедрой самостоятельно на основе требований ГОС по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименование и основное содержание разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий. Структура и форма учебной программы приведены в приложении № 2.

Учебная программа рассматривается на заседании кафедры, проходит рецензирование на смежных кафедрах своего и других вузов (не менее двух рецензий), согласовывается с проректором по учебной работе и УМУ и утверждается ректором, как правило, не позднее, чем за 1 год до начала обучения по дисциплине. После утверждения учебные программы хранятся в УМУ и на кафедрах и должны быть доступны студентам.

Учебные программы по дисциплинам блока профессиональной (специальной) подготовки в обязательном порядке проходят рецензирование в соответствующем Учебно-методическом объединении вузов.

По дисциплинам, общим для нескольких вузов, могут разрабатываться примерные учебные программы, рекомендованные УМО. Учебные программы по специальности разрабатываются единые для очного и заочного обучения.

Учебные программы по специальности и соответствующим им специализациям могут объединяться в сборник учебных программ. Каждая учебная программа в сборнике подписывается лицом, ответственным за ее разработку, а сборник учебных программ утверждается ректором.

Учебные программы должны быть стабильными и действовать в течение срока не меньшего, чем полный срок подготовки специалистов (бакалавров, магистров) по данной специальности (направлению подготовки).

Рабочую программу нельзя рассматриватть как догму. Она должна периодически перерабатываться с учетом нов задач и явлений в области экономики. В системе ВПО РУП предназначены как для преподавателей, так и для студентов. Поэтому их наличие должно способствовать развитию навыков самостоятельной работы, позволять сосредотачивать внимание на изучении вопросов, предусмотренных ГОС ВПО по данной специальности.

Требования к разработке рабочей программы:

· рекомендуется изучить ГОС, Учебный план, примерную программу и авторские программы передовых педагогов, а также уяснить требования к выпускнику. Для ВПО – ГОС ВПО, основную образовательную программу по специальности, примерную УП, рекомендуемую УМО, а также рабочие программы различных вузов, особенно базовых, ведущих, которые проводят обучение в соответствии с данным образовательным стандартом (например, Финансовая Академия или ВШЭ);

· учесть профиль школы и предмета (базовый или профильный) или отраслевую принадлежность ВУЗа;

· изучить законодательную и нормативную базы по экономике, определиться в п ринципах подбора основной и дополнительной литературы, а именно:

1. необходимо учитывать наличие учебной литературы, представляющей различные школы по преподаванию экономики. В связи с этим необходимо определить базовую школу, и соответственно, базовый учебник. В качестве базового учебника необходимо использовать рекомендуемый Рособразованием для данной специальности. Кроме того, могут быть рекомендованы и другие учебники, которые отвечают требованиям рабочей программы. Эти учебники должны быть доступны студентам (учащимся);

2. Учитывая последние изменения, происходящие в экономике, рекомендуется включать учебники не более 2-х годичного срока давности;

3. Можно включать основополагающие законодательные и нормативные документы, если их содержание не приведено в рекомендуемых учебниках;

4. Периодические издания;

5. Информационно-поисковые системы.

6. Список литературы может быть единым, либо состоять из 2-х частей: основная литература и дополнительная.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика философского знания | Й учебный вопрос - Требования к формированию УМК различных ВУЗов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.