Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи организатора при проведении ориентировки

Сущность и роль ориентировки

Ориентировка

КОНЕЦ ЛЕКЦИЙ

Ориентировка состоит в снабжении экспертов информацией по анализируемой проблеме, полученной из внешнего источника, в частно­сти, от заказчика экспертизы. Как правило, ориентировку проводят один раз, в начале экспертизы.

Операция ориентировки имеет следую­щее назначение:

уточняется сформулированная заказчиком генеральная цель экспертизы,

проверяется принципиальная правильность намечен­ного пути достижения цели,

у экспертов создается определенная ориен­тация в отношении проблемы и принципов подхода к ее решению, которые должны быть основополагающими в дальнейшей работе экспертной группы,

Чем ответственнее задача экспертизы, тем большую роль играет подбор ориентирующей информации. В некоторых японских фирмах созданы специальные аналитические группы, занимающиеся только подготовкой ориентирующей информации для экспертов, причем по­следние собираются раз в год и решают, в частности, вопрос о путях повышения качества продукции. В условиях России, особенно в период перехода к рынку, аналитические группы подобного назначения целе­сообразно создавать в крупных управленческих организациях (област­ного или республиканского уровня), располагающих банком экспертов, систематически привлекаемых для работы в группах.

Цель работы, уточненная после ориентировки, в значительной мере определяет дальнейшее развитие экспертизы и форму представления ее результатов. Надо обратить внимание на то, что представление о цели работы почти всегда меняется по ходу выполнения экспертных опера­ций. Если это изменение стало существенным, организатор должен, после консультаций с заказчиком, снова провести операцию ориенти­ровки, разъяснив экспертам причины переориентировки и вновь воз­никшие задачи.

Если применена процедура с последовательной заменой состава экспертов, то результаты работы первой экспертной группы становятся частью ориентирующей информации для второй группы. В этом случае следует предусмотреть необходимость оперативной обработки данных так, чтобы промежуток между работой 1-й и 2-й экспертных трупп не был слишком велик.

 

Самая первая задача организатора, приступающего к проведению экспертизы, состоит в самоориентировке - создании у себя такого пред­ставления о цели экспертизы и способах ее достижения, которые доста­точны для выполнения хотя бы первых операций. Представить себе идеальную конечную цель, ясно и коротко ее сформулировать, довести до сознания всех экспертов - значит надежно выйти на верный путь решения проблемы экспертизы.

Но для организатора-квалиметролога выполнение этой задачи бы­вает достаточно трудным.

Во-первых, заказчик, как правило, не может четко сформулировать цель экспертизы и организатор должен изложить пространные рассуждения заказчика в кратком и ясном виде.

Во-вторых, если организатор остановится на формулировке цели в своем понимании, то он, в лучшем случае, достигнет именно этой, сформули­рованной им, цели. Но может оказаться (и это весьма частое явление при решении сложных квалиметрических задач), что сформулированная организатором в начале экспертизы цель, даже одобренная экспертами, потребует корректировки. Организатор должен иметь в виду это об­стоятельство и стремиться его использовать, так как изменение форму­лировки цели может способствовать получению более надежных, более высококачественных результатов проводимой экспертизы. Иногда при небольшом изменении формулировки цели появляется совершенно но­вый, более эффективный путь ее достижения.

Пример.При разработке методики оценивания качества тепло­вых электростанций (цель работы перед экспертами вначале была сформулирована так: «Разработать систему стандартных показателей, с использованием которых можно определять комплекс­ную оценку качества работы тепловых электростанций», В соответствии с общими принципами квалиметрии был проведен опрос экспертов, направленный на составление наиболее полного пе­речня этих показателей, и далее перечня решений, принимаемых отно­сительно ТЭС, получающих те или иные оценки. При этом выяснилось, что количество принимаемых решений очень невелико (всего 5), и име­ются нормативные документы, в которых указаны показатели (также очень немного), значения которых непосредственно влекут за собой одно из решений. Хотя эксперты - опытные специалисты-теплоэнергетики - и до начала работы знали об этих документах и руководствовались ими, но именно обилие документов (технической, экологической, гигиенической и другой направленности), «размазанность» содержащихся указаний не позволяли обнаружить простоту самого алгоритма принятия решений. В то же время, намеченный алгоритм расчета ком­плексной оценки, вытекающий из структуры «дерева свойств» оказался неприменимым из-за обнаруженного взаимодействия показателей. Поэтому на специальном собрании экспертной группы цель работы была изменена и сформулирована следующим образом: «Разработать систему правил (алгоритм), определяющих принятие одного из решений относи­тельно ТЭС по сочетаниям значений нормативных показателей». Теперь работа экспертов приобрела совершенно новое направле­ние. Определение весомостей и т.д. оказалось ненужным. Методом мо­бильного анкетирования была разработана схема под­готовки решений, которая и была положена в основу тре­буемой методики. Таким образом, результат работы оказался совершенно иным, чем это предполагалось вначале, и намного более полезным.  

 

Нужно отметить, что это явление - постепенное уточнение форму­лировок в ходе экспертизы, особенно многотуровой - касается не толь­ко постановки цели, но и отдельных частных вопросов. Постепенное изменение формулировок не должно обескураживать организатора, это не говорит о плохом качестве проведенной работы. Надо быть готовым к этим изменениям и использовать их для достижения основной цели экспертизы.

Итак, основная задача организатора при проведении ориентировки - выработка четкого представления о цели работы и донесение этого представления до экспертов. Организатор должен также разъяснить экспертам способы и общий ход предстоящей работы так, как он их себе на данный момент представляет. Реакция экспертов позволит ему уточнить план действий. Цель работы и общий ход ее выполнения, сформулированные в результате ориентировки, следует неоднократно напоминать экспертам в процессе экспертизы. Но в то же время нельзя догматизировать сформулированную постановку задачи. Надо быть готовым переосмыслить конечную цель и пути ее достижения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
OXYCOUNT mini | Формы ориентировки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.