Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и задачи РИТОРИКИ




Инкапсуляция – это процесс объединения данных и методов, манипулирующих этими данными в объекте, а также сокрытия сложного механизма их взаимодействия за внешностью объекта (частью данных).

Событийная процедура – это отдельный модуль, который реализует отдельный алгоритм. Для каждого события можно запрограммировать отклик, т.е. реакцию объекта на произошедшее событие. В результате будет выполнена некоторая последовательность действий – событийная процедура.

Объектный подход предлагает новые способы организации программы, основанные на понятиях наследования, полиморфизм, инкапсуляция.

Наследование – это процесс, посредством которого один класс объектов (или объект) может наследовать свойства другого, а затем добавлять к ним собственные. Возникший таким образом новый класс называется наследником.

Смысл и универсальность наследования заключается в том, что не приходится каждый раз заново создавать новый класс (или объект). Новый, созданный класс (объект) будет сочетать в себе как свои индивидуальные свойства, так и свойства родительского класса. Наследование можно представить как возможность доступа объектов, принадлежащих классу-потомку к свойствам и методам класса-родителя.

Полиморфизм – это процесс, который позволяет объектам разных классов использовать методы с одинаковыми именами, действующие по-разному для каждого из объектов.

Польза полиморфизма проявляется в том, что уменьшается количество имен методов, используемых объектами программы, что облегчает ее понимание.

Например: Имеется класс объектов круги – Round, имеющий свойства R – радиус круга; X, Y – координаты центра; Color – цвет.
  Есть метод класса Draw, рисующий круг с заданными параметрами.

Возникла необходимость создания класса объектов прямоугольники – Rect.

Из класса Round новый класс может наследовать: координаты x,y (но применительно к новому классу они будут координатами вершины прямоугольник); R (которая станет длиной или шириной – т.е. одной из сторон прямоугольника) и Color.

Новому классу обязательно надо будет придать еще одно свойство (недостающую длину или ширину).

Появились класс-родитель и класс-наследник

Прямоугольник тоже надо рисовать. Для этого применяется метод Draw, но описываемый другим программным кодом.

В результате механизм взаимодействия данных и методов объекта защищается от внешнего вмешательства или неправильного использования. Пользователь работает только с видимой ему частью объекта (например: окно, панель и т.д.)

 


[1] Пример: свойства – заголовок(Caption) или цвет формы(BackColor), способ выравнивания текста (Alignement) или цвет символов (ForeColor).

 

Энциклопедии и словари определяют понятие риторики так: риторикатеория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае. Поскольку риторика – одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» – по-гречески, «элоквенция» – по-латыни.

Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть точно выписанные правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора. Учителя риторики в Древнем Мире обучали своих учеников во время бесед, прогулок, в ходе которых начинающие перенимали у старших все те правила и приемы, все те знания, умения и навыки, которые были созданы до них, и которыми уже овладели старшие поколения.

Ритор – оратор в Древнем Греции и в Древнем Риме, а примерно с III в. до н.э. – еще и учитель практического красноречия в ораторской школе. В широком смысле – преподаватель, квалификация которого позволяет ему успешно обучать ораторскому искусству, искусству красноречия.

Как учебный предмет риторика состоитиз четырех частей: истории, теории, практики и техники.

Как наука риторика содержит пять разделов:

1. нахождение материала для последующего выступления или, как говорили в прежние времена, – «изобретение»;

2. расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательности в изложении тезисов;

3. выражение, под которым понималось учение о трех opaторских стилях (высоком, среднем и низком) и о трех средствах возвышенного стиля – это отбор слов, сочетание слов; и стилистических фигур (украшений);

4. запоминание, под которым понималось стремление заучить текст выступления наизусть, запомнить как можно лучше все те тщательно продуманные места речи, которые были заготовлены в предыдущем разделе: подобраны слова, тщательно обдумана сочетаемость этих слов друг с другом и с теми стилистическими фигурами, которые оратор решил использовать в выступлении;

5. публичное произнесение речи, как правило, в условиях судебного заседания, защиты проекта, чтение лекций.

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко вообще не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим на работе, на улице, по телевизору.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и учит предмет, который называется риторика, ораторское искусство или красноречие. Овладение практикой красноречия построено на знаниях, умениях, навыках, на длительной практике выступлений в различных аудиториях.

Общая практика овладения и владения профессиональным ораторским мастерством постепенно становится во всем мире неотъемлемым элементом подготовки специалистов практически любого профиля. К ним в первую очередь относятся различные социальные профессии: дипломатия, юриспруденция, педагогика, медицина, психология и т.п. При подготовке этих специалистов курс риторики должен стать обязательным.

Риторические и лингвистические аспекты права нечасто привлекают внимание российских ученых, хотя использование языковых средств выражения ни в одной другой сфере человеческой деятельности не имеет столь важного практического значения, как в юриспруденции.

Соотносить тексты нормативных актов с постоянно меняющейся действительностью удается только через толкование (интерпретацию) этих текстов, причем юристу для обоснования правильности интерпретации необходимо приводить аргументы в ее поддержку. Эта аргументация часто содержится в процессуальных документах и, особенно, в текстах судебных решений. Особо строгие требования к аргументации и логической стройности предъявляются при написании решений по конституционно значимым вопросам. Поскольку тексты этих решений, как правило, создаются наиболее квалифицированными судьями и экспертами, их можно рассматривать при изучении правового дискурса как модельные. Вне всякого сомнения, решения конституционных судов представляют исследователю такую возможность, ибо они позволяют «различить весомость аргументов хорошего и плохого изложения».

Риторика помогает юристу проследить и понять, как происходит изобретение речи и как содержание речи развертывается в ходе аргументации; как создается новый текст (например, судебного решения) на основе текста существующего (конституции, закона и процессуальных документов; какие закономерности проявляются в построении текстов данного жанра; как проявляется взаимосвязь лингвистических и социокультурных факторов; как переплетаются процесс понимания текста и его истолкования в соответствии с целью интерпретатора.

Риторика как наука связана с изучением текстов: их составлением, истолкованием и произнесением. Ее принципиальным отличием от других юридических, филологических и философских дисциплин является то, что тексты (как устные, так и письменные) она изучает с точки зрения их воздействия на аудиторию. Целью воздействия является убеждение в том, что ритору (говорящему или пишущему) необходимо добиться согласия аудитории с высказанной позицией и присоединения к ней.

Понимание риторики как науки об убеждении посредством речи было выработано античной традицией, идущей от Исократа, Аристона, Аполлодора. Аристотель же прямо определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»[1].

Античная традиция выработала и понятийный аппарат риторики, состоящий из категорий, применяемых для анализа коммуникативного акта с точки зрения его функционального типа (роды и виды речи), состава участников (образ оратора, тип аудитории), замысла говорящего и эмоционального и логического содержания речи (этос, пафос, логос), композиции и стиля (построение речи, фигуры речи).

Если применительно к юриспруденции считать аргументацию выражением культуры мышления и слова, то становится очевидным, что отсутствие умения аргументировать при вынесении судебного решения является свидетельством отсутствия правовой культуры.

Метод риторического анализа судебных решений, а также иных процессуальных документов позволяет исследовать процесс изобретения и построения аргументации, которая, в свою очередь, неразрывно связана с проблемой интерпретации текста нормы права.

В последнее время риторика все чаше начинает восприниматься как методология познания и анализа действительности для определения будущих действий. Наиболее радикально эту мысль проводит Ричард Маккеон, который считает, что риторика создает новые междисциплинарные области исследования, объединенные не по своему предмету, а по методам и принципам, выработанным для разрешения проблем в этих областях.[2] Это ведет к переопределению классических представлений о судебной, совещательной и эпидейктической (похвальной, показательной) речи.

Аристотель в античную эпоху выделял эти три вида, основываясь на таких признаках, как место произнесения речи; время, которое имеет в виду говорящий; предмет речи; задача речи (или дело речи); тип слушателя и цель речи.

Судебная (или судительная) речь произносится в суде, обращена к судьям, касается событий, уже свершившихся (относится к прошлому времени), предметом своим имеет факты и деяния людей, задача ее обвинять или оправдывать, а цель - определять справедливое или несправедливое. Совещательная речь – это речь в народном собрании, на конференции, в научном сообществе; в ней говорится о том, что должно или может свершиться, предметом обсуждения является программа действий или решение, она обращена к будущему, ее задача - склонять или отклонять, а целью речи является польза или вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего. Эпидейктическая (демонстративная, похвальная) речь произносится на торжествах, праздниках, чествованиях; ее предметом являются человек и его дела. Она относится к настоящему времени, т. к. оратор произносит похвалу или хулу по поводу существующего в данный момент. Слушатель обращает внимание только на дарование оратора, а целью оратора является обсудить прекрасное и постыдное.

Маккеон использовал эти три вида для обозначения шагов анализа, обсуждения и разрешения возникающих проблем. Эпидейктический этап будет связан с привлечением внимания к проблеме, презентацией и систематизацией данных. Судебная речь при таком подходе превращается в речь «судительную», т.е. связанную с вынесением суждения по какому-либо вопросу. Обвинение и защита начинают трактоваться как методы подтверждения или опровержения, которые вместо отнесенности к прошлым действиям, вместо оценки фактов свершившихся начинают применяться к фактам, которые еще только надо установить; к истинам, которых надо придерживаться, и к законам, которые надо принять. На этой стадии речь идет о подтверждении или опровержении гипотезы в какой-либо из отраслей знания или сфере практического опыта. Совещательная же речь становится этапом выбора решения. Мы совещаемся не только о программе наших действий, т.е. о необходимом и целесообразном, но и о правдивом и лживом, о приятном и отвратительном. На этом этапе представленные и проанализированные данные располагаются в согласованном и последовательном виде, а совещательная риторика рассматривается как метод, устанавливающий структуру связей[3].

В таком контексте юридическая риторика становится универсальным и центральным методом разрешения проблем и принятия решений, приложимым для любой области, поскольку она имеет связь не с правом как таковым, а с «правильным», не с судом, а с «суждением», не с защитой или обвинением, а с «подтверждением» или «опровержением».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.