Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рабочая лекция




Рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением творчества детей. Искусствоведы начинают воспевать его, художники подражают детям. Ведутся разговоры о сохранении детской, наивной непосредственности восприятия мира, о том, что обучение вообще оказывает вредное влияние на развитие ребенка.

Ф. Кульман в книге «Новые пути преподавания рисования» писал: «Прошу, кроме того, заметить, что в ошибочном рисунке может заключаться несравненно больше истинного художественного чутья и вкуса, нежели в безукоризненно правильном». Некоторых преподавателей начинает устраивать такая точка зрения. Педагогу уже не надо учить детей изобразительной грамоте, готовиться к урокам. Дети предоставляются самим себе.

В этот период появляется ряд искусствоведческих работ, посвященных детскому творчеству. Так, в Италии К. Риччи издает книгу «Дети — художники»; в Германии профессор Лейпцигского университета Лампрехт возглавляет движение по собиранию и изучению детского рисунка; в России учитель К. Лепилов, психиатр Л. Оршанский, искусствовед А. В. Бакушинский и другие посвящают детскому творчеству теоретические труды.

Широкое распространение получает теория биогенетиков. Несмотря на различие теоретических положений ученых тех лет, некоторых из них объединяет почти полное отрицание школы, признание свободы за детским творчеством, отстранение учителя от руководства.

В начале XX века получает распространение теория Георга Кершенштейнера, которая оказала значительное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики в Европе.

Главное внимание Г. Кершенштейнер обращал на изучение процесса свободного выражения ребенком своего «я», на анализ творческой деятельности детей, которая, по его мнению, приобретает особую эмоциональную окраску, когда она не скована никакими рамками. Кершенштейнер был против геометрального метода, ибо он считал, что этот метод мешает формирующейся личности раскрыть заложенные в ней творческие возможности.

В основу своей теории Кершенштейнер положил биогенетическое понимание процесса развития изобразительной деятельности ребенка. Согласно положениям биогенетической теории, детское изобразительное творчество, развиваясь, повторяет путь развития человечества; разница лишь в том, что развитие культуры человечества связано с определенными историческими, социально-экономическими условиями, тогда как детский рисунок с ними не связан. В процессе овладения рисунком ребенок проходит определенные фазы развития, «изживание» которых обусловлено биологическими факторами и не зависит от воздействия среды. Отсюда требование невмешательства взрослых в естественный процесс развития ребенка, в его изобразительную деятельность.

К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся: в Германии — Г. Кершенштейнер, в Америке - Дж. Дьюи, у нас — А. В. Бакушинский. Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они вдохновляются общей идеей — идеей «свободного воспитания», утверждения личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранения учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.

Эта точка зрения во многих странах Запада продолжает существовать до сих пор. Поклонники теории свободного воспитания по-прежнему культивируют метод предоставления ученику полной свободы, а педагог отодвигается на задний план. Весьма показательно в этом отношении свидетельство известного американского дирижера Леопольда Стоковского: «Немало ценных наблюдений было сделано в школе Санта Барбара (Калифорния). В этой школе дети занимаются играми и музыкой свободно, без всякого вмешательства со стороны взрослых. Среди игрушек, которые находятся в распоряжении этих детей, имеется множество разнообразных барабанов, колокольчиков, гонгов, цимбал, маримб и других простейших инструментов. Наблюдающие за детьми люди ничего им не подсказывают и принимают участие в играх только в тех случаях, когда дети сами этого хотят».

Рисование с натуры как одно из средств познания окружающего мира, рисунок как основа изобразительного искусства с каждым годом теряют свое значение. Занятия рисованием в школе, где дети приобретали навыки графически фиксировать результаты своих представлений о форме предметов в виде рисунков, стали рассматриваться слишком узкими и не содействующими широкому эстетическому и художественному воспитанию. Некоторые теоретики детского творчества начинают заявлять, что в общеобразовательной школе детей следует не изобразительной, графической грамоте обучать, — это задача специальной художественной школы, - а содействовать общему эстетическому развитию ребенка. Поэтому, считают они, приобщая детей к изобразительному искусству, надо предоставлять им больше возможностей для самостоятельного творчества. В основу организации учебно-воспитательного процесса должна быть положена детская психология, учет возрастных особенностей детей. Однако международные выставки детского рисунка показывают, что теоретические положения новой методики, при всей их кажущейся логичности и стройности, на практике оказываются несостоятельными.

Из вышеизложенного видно, что уже в 50-е гг. XX века во многих школах зарубежных государств строгая система преподавания нарушена, рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Это вынуждены признать даже художники, ратующие за свободу воспитания. Так, Пабло Пикассо писал:

«Нас уверяют, что детям надо предоставлять свободу, на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Даже научили делать абстрактные детские рисунки. А в действительности, оберегая свободу детей, ограждая их от всяких влияний, детей этим ограничивают, замыкают в их собственной манере».

Давая общую характеристику современного состояния методики преподавания изобразительного искусства в школах зарубежных стран, надо отметить, что в организационном плане во многих школах дело поставлено на должную высоту. Это относится к оборудованию кабинетов, к снабжению учащихся высококачественными красками, бумагой, кистями, карандашами и т. п. Особенно хорошо в этом отношении обстоит дело в таких странах, как Япония, США, Франция, Англия, Италия. Вместе с тем надо заметить, что эта проблема решается не в масштабе страны, а только в привилегированных школах.

Частные вопросы методики преподавания рисунка, живописи, композиции в последние десятилетия перестали интересовать теоретиков и практиков искусства, на первое место вышли общие проблемы эстетического воспитания. Перестали быть предметом специального обсуждения частные вопросы методики и на международных форумах специалистов детского творчества. Рисунок как таковой (карандашный) совершенно исчез из экспозиций международных выставок детского художественного творчества, поэтому и широкого обсуждения вопросов методики обучения рисованию в общеобразовательных школах не стало.

Главная тема всех международных симпозиумов — эстетическое воспитание, проблемы всестороннего развития человека. Этому были посвящены конгрессы в Лунде (Швеция, 1955), Базеле (Швейцария, 1958), Маниле (Филиппины, 1960), в Афинах (Греция, 1960), в Праге (Чехословакия, 1966) и т. д. Участников этих совещаний волновала одна проблема: как спасти человечество от негативной стороны научно-технического прогресса, который, давая обществу большие преимущества, в то же время при определенных социальных условиях нивелирует индивидуальность человеческой личности? Выход из создавшегося положения участники международных конференций видели в эстетическом воспитании, в развитии художественно-творческих сил человека.

Четких и конкретных предложений по решению проблем эстетического воспитания до сих пор еще не выработано. Широта постановки этих проблем выдвигает к обсуждению все новые и новые концепции. Многие из них, безусловно, носят положительный, прогрессивный характер, хотя есть среди них и просто несерьезные. Так, «характерна для буржуазной эстетики и концепция отождествления религии и искусства, вплоть до такого курьеза, как объявление Римской церковью абстракционизма и сюрреализма выражением божественного обнажения мистической природы человеческого существа».

Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная педагогическая наука рассматривает проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающее красоту объективных законов природы; и труд, и общественные отношения людей, и быт, и многое другое.

по дисциплине «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел»

специальность 030501.65 «Юриспруденция»

2012/2013 учебный год

 

 

Тема № 2 «Гарантии прав и свобод человека и гражданина»

 

 

Время: 2 часа

 

Разработана: старшим преподавателем кафедры конституционного права майором полиции Галицковым В.А.

 

Рабочая лекция обсеждена на заседании кафедры конституционного права (протокол № 19 от «24» октября 2012 года).

 

 

Екатеринбург

 

Учебно-воспитательные цели лекционного занятия:

Обучающая цель:

Получение слушателями необходимого объема учебной информации в ходе семинарского занятия для оптимального изучения дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел»;

Формирование у обучающихся на основе изучаемого материала умений и навыков работы с нормативно-правовыми актами РФ, решениями судебных инстанций, а также способности самостоятельного составления правоприменительных и нормативных актов.

Развивающая цель:

Развитие познавательных способностей и умений, творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей профессиональное личностное развитие обучающихся.

 

Воспитательная цель:

Способствовать формированию и развитию государственно-правового мировоззрения, патриотизма, комплекса общегражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника ОВД, потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности.

В ходе лекции рекомендуется использовать следующие методы – монологическое ориентирующее и проблемное изложение материала, рассказ, объяснение с показом и иллюстрацией, визуализация, репродуктитвный метод и метод дискуссии.

План занятия:

1. Вводная часть:

Принятие доклада командира учебной группы, выявление отсутствующих и установление причин отсутствия; проверка готовности обучающихся к занятию; объявление темы, целей и учебных вопросов занятия, обоснование его актуальности, определение места и роли данного занятия в общей структуре дисциплины, его практической значимости; доведение информации об основной литературе и нормативных правовых актах по теме занятия; формулировка у обучающихся психологической установки на активную работу на занятии, усвоение нового материала.

– 10 мин.

2. Основная часть:

Реализация научного содержания темы, раскрытие узловых вопросов, обоснование теоретических положений, разъяснение основной идеи содержания и научных выводов лекции с приведением практических примеров, осуществление контроля времени на предмет соответствия намеченному плану занятия, краткое подведение итогов в ходе рассмотрения каждого учебного вопроса.

– 75 мин.

Вопросы выносимые на лекцию:

1. Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

2. Система юридических гарантий в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Заключительная часть:

Подведение итогов лекционного занятия, повторение темы занятия, определение степени достижения его целей, ответы на вопросы обучающихся, определение вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе семинарских и практических занятий, приглашение пропустивших занятие на консультацию через командира учебной группы.

- 5 мин.

Перечень технических средств обучения используемых на практическом занятии:

Оборудование для представления мультимедийного интерактивного презентационного материала:

1. Портативный персональный компьютер – ноутбук, либо иная рабочая станция, способная обрабатывать и выводить на проектор презентационный материал, подготовленный в среде Microsoft Office.

2. Цифровой проектор, объединенный с рабочей станцией в мультимедийный комплекс.

3. Аудиосистема, включенная в структуру рабочей станции, с помощью которой представляется презентационный материал.

Литература:

Основная литература:

Нормативно – правовые акты:

Международно-правовые акты Организации Объединенных Наций

 

1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48. // Международные акты о правах человека / Сб. документов. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — С. 32.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.66. // Международные акты о правах человека / Сб. документов. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — С. 44.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах or 19.12.66 //Международные акты о правах человека / Сб. документов. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — С. 53.

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека / Сб. документов. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — С. 56.

5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция 39/46 Гене­ральной Ассамблеи) от 10.12.84// Международные акты о правах человека / Сб. документов. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — С. 310-316.

 

Международно-правовые акты Совета Европы

 

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 и протоколы к ней // // Международные акты о правах человека / Сб. документов. — М.: Издательство НОРМА, 2000. — С. 32.

2. Правила процедуры Суда// Европейский суд по правам человека: индивидуальные жалобы/ Сост. Г.В. Игнатенко, Л.А.Лазутин, Екатеринбург, 2002. С. 3-47.

3. Европейское соглашение относительно лиц, участвующих в производстве в Европейском Суде по правам человека// Европейский суд по правам человека: индивидуальные жалобы/Сост. Г.В. Игнатенко, Л.А.Лазутин, Екатеринбург, 2002. С. 48-53.

4. Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильствен­ных преступлений от 24.11.83 // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью /Сост. Т.Н. Москалькова и др. М 1998. С. 81-85.

5. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечною или унижающего достоинство обращения или наказания от 26.11.87 и два протокола к ней // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с пре­ступностью / Там же. С. 85-106.

6. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.59 и дополнительный протокол к ней // Европейские конвенции: борьба с преступностью и правовая помощь по уголовным делам / Сост. Г.В. Игнатенко, Л.А.Лазутин, Екатеринбург, 2002. С. 54-73.

7. Европейская конвенция о выдаче от 13.12.57 и два протокола к ней // Европейские конвенции: борьба с преступностью и правовая помощь по уголовным делам / Сост. Г.В. Игнатенко, Л.А.Лазутин, Екатеринбург, 2002.— С. 29-53.

8. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // Европейские конвенции: борьба с преступностью и правовая помощь по уголовным делам / Сост. Г.В. Игнатенко, Л.А.Лазутин, Екатеринбург, 2002.— С. 74-91.

9. Декларация о полиции (резолюция 690 Парламентской Ассамблеи) от 08.05 79// Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с пре­ступностью / Сост. Т.П. Москалькова и др. М., 1998. С. 77-81.

 

Нормативные правовые акты Российской Федерации

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // Российская газета. 2009. 12 января.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865; Сб. нормат. актов но конституционному статусу личности. Екате­ринбург, 1999. С. 77-85.

3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // "Российская газета" от 2 июня 2001 г. N 105.

4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 год. № 1 – ФКЗ// Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст.1.

5. Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года. №1 – ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. – Ст. 1447.

6. Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ" от 26.02.97 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9.

7. Федеральный закон "О полиции" от 7.02.2011 №3 – ФЗ// Российская газета. 2011. 9 февраля.

8. Федеральный закон от 19 июля 2011 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 21 июля.

9. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33.

10. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.11.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. №47.

11. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст.2759.

12. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 //Собрание законодательства РФ. 1995. № 29.

13. Указ Президента РФ "Об участии Российской Федерации в деятельно­сти международной организации уголовной полиции - Интерпола" от 30.06.96. № 1113 //Там же. С. 617-618.

14. Указ Президента Российской Федерации от 18.02.2010 № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Информационно-правовая база данных Гарант

15. Указ Президента РФ от 13 апреля 2011 г. N 444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 апреля 2011 г. N 16 ст. 2268.

16. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" //"Российская газета" от 2 марта 2011 г. N 43.

17. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции" //"Российская газета" от 2 марта 2011 г. N 43.

18. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»// Информационно-правовая база данных Гарант

19. Приказ МВД России от 19 апреля 2010 №293 «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений»// Информационно-правовая база данных Гарант

20. Приказ МВД РФ от 2 сентября 2009 г. N 684 "Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти"// Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 декабря 2009 г. N 49.

21. Приказ МВД РФ от 17 мая 2011 г. N 385 "Об окладах денежного содержания военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту"// "Российская газета" от 27 июня 2011 г. N 136.

22. Приказ МВД РФ от 30 марта 2010 г. N 249 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"// "Российская газета" от 7 июля 2010 г. N 147.

 

Основная литература:

1. Лукашева Е.А. Права человека: учебник/ отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2009 – 560с.

2. Бутылин В.Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Курс лекции. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. -232 с.

3. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под общ. редакцией Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2010. – 712 с.

4. Правоохранительные органы: курс лекций/ В.С. Четвереков; под ред. Ю.И. Скуратова. – М.: Эксмо, - 2010 – 256с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Головистикова А.Н. Права человека: учебник / Головистикова А.Н., Л.Ю. Грудцына. – М.: Эксмо, 2008. – 448с.

2. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 томах. Том 3. Российское гражданство: монография. – М.: Проспект, 2011. – 540с.

3. Казанцев Д. Права человека: история развития/ Казанцев Д.// ЭЖ-Юрист.- 2011. № 32.

4. Марочкин С. Ю. О международной составляющей правовой системы России: освоение и развитие практикой конституционного принципа / С. Ю. Марочкин // Изв.вузов. Правовед. - 2010. - № 1.

5. Пресняков А.В. Право на неприкосновенность частной жизни в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина / Пресняков А.В.// Конституционное и муниципальное право.-2010.- № 8.

6. Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности / Утяшев М.М.// История государства и права – 2010.- № 7.

7. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность/ Шарнина Л.А // Конституционное и муниципальное право – 2009.- № 11.

8. Шульцева О.К. Формирование института прав и свобод человека в свете проводимой конституционной реформы России / Шульцева О.К // Общество и право - 2010 -№ 1.

 

Методика проведения занятия: В ходе лекции рекомендуется использовать следующие методы – монологическое ориентирующее и проблемное изложение материала, рассказ, объяснение с показом и иллюстрацией, визуализация, репродуктитвный метод и метод дискуссии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.