Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина




ВСТУПЛЕНИЕ

 

Система юридических гарантий в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина включает в себя положения нормативно-правовых актов в том числе Конституции Российской Федерации.

Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают значительное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их важная конституционная обязанность. В то же время решение данных вопросов не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено выполнению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей.

 

 

Обязанности государства, соответствующие правам и свободам человека и гражданина, находят свое выражение в совокупности различных зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые оно обязуется создать и предоставить лицам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Следовательно, говоря об обеспечении государством прав и свобод человека и гражданина, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации. Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина и таким образом их обеспечивает.

Вышеизложенное дает нам основание сделать вывод, что государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина представляет собой совокупность форм, способов и гарантий охраны и защиты прав и свобод граждан в деятельности государства, его государственных органов.

Особая значимость обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина диктует необходимость создания правоохранительных органов, непосредственно специализирующихся на осуществлении указанных задач. К ним относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственной безопасности, арбитража, юстиции, нотариат, некоторые ведомственные инспекции.

Все государственные органы, участвующие в непосредственном обеспечении правопорядка, а также прав и свобод человека и гражданина, образуют стройную систему, в рамках которой осуществляется специализация их деятельности с учетом поставленных перед ними конкретных задач. Это позволяет своевременно реагировать на любые противоправные деяния, оперативно и квалифицированно, на основе соблюдения законности принимать эффективные меры по устранению причин, способствующих их совершению, вести широкую профилактическую работу, охватывать правовоспитательными мероприятиями большую часть населения нашего государства.

Необходимо отметить, что роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также - наличием сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ перечисленных факторов позволяет сделать вывод, что основную нагрузку в решении правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел.

Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами. Неукоснительное следование юридическим предписаниям является важной гарантией выполнения возложенных на них задач в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны прав и свобод граждан. В основе правового регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции РФ. Так, она возлагает на суды осуществление правосудия, на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров - надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел служит отнесение Основным законом к компетенции Правительства РФ осуществления мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Естественно, что успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России.

Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой и в то же время специализируются на решении конкретных задач, что позволяет избежать дублирования, параллелизма в решении вопросов, связанных с обеспечением законности и, в частности, личных конституционных прав и свобод. Дополняя друг друга, эти органы образуют стройную систему, обеспечивающую реализацию конституционных прав и свобод.

Значительный объем работы в рамках этой системы выполняют органы внутренних дел. Это обусловлено прежде всего широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством самых разнообразных методов и в различных формах участвовать в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Предмет участия других правоохранительных органов в этой деятельности носит менее распространенный характер, что связано с особенностями реализуемых ими задач. Так, судебная форма обеспечения прав и свобод является "главной и высшей формой юрисдикционной деятельности" и, естественно, не может быть распространена на все случаи, связанные с нарушением прав и свобод. Закрепление Конституцией РФ и принятым на ее основе Законом права на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, превышением полномочий и ущемляющих права граждан, не должно означать ограничение административной юрисдикции. Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что большинство вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан и их восстановлением в случае нарушения, решается во внесудебном порядке. Причем практика свидетельствует, что граждане предпочитают обращаться именно к такому порядку рассмотрения своих жалоб, поскольку он, как правило, обеспечивает более быстрое решение вопросов, чем процедура судопроизводства.

Вывод: Таким образом, в функции многих государственных органов входят охрана и защита прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию гражданина, который наделен правом самостоятельно осуществлять защиту своих нарушенных прав и свобод.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.