КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы мышления в процессе обучения математике
Усвоение математических знаний невозможно без целенаправленного развития мышления. Поэтому развитие мышления является одним из основных заданий школьного обучения математике. В психологии мышление определяют как выделение в сознании человека определённых сторон и свойств объекта, который рассматривается и постановка их в соответствующие отношения с другими объектами с целью получения нового знания. Таким, образом мышление – активный процесс отражения реального мира в сознании человека Структуру отдельных мыслей называют формами мышления Мышление характеризуется 3 основними формами: 1)понятиями; 2) суждениями; 3)умозаключениями|умовисновками|.
Понятия: 1. Плоскость |плоскість| можно представить в виде|уявити| оконной рамы. 2. Медиана треугольника – отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Общая черта таких приведённых предложений такова, что они характеризуют некоторую смысловую договорённость. Эти предложения выражают то, что называют понятиями. Суждения: 1. Через две точки плоскости проходит только одна прямая. 2. Сумма углов четырехугольника равна 360ᵒ. Эти предложения характерны некоторым утверждениям, которые возможно нуждаются в обосновании. Такие предложения выражают продукт мышления и называются суждениями. Умозаключения: 1. Если . 2. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то и другая параллельна плоскости. Каждое из этих предложений характеризуется тем, что в их построении из неких условий делается определённый вывод. Такие предложения называют умозаключениями. 2. Математические понятия и их классификация. Среди свойств изучаемых объектов можно выделить существенные и общие. Существенные свойства являются отличительными свойствами объекта. Например. Многоугольник с наименьшим числом сторон – треугольник. Самая большая река в Украине – Днепр.
Общие св-ва могут быть отличительными и неотличительными. Например. Четырехугольники имеют диагонали (неотличительное). Четырехугольники имеют четыре вершины (отличительное).
В процессе отражения в мозгу человека этих свойств объектов окружающего мира возникают понятия.
Математические понятия отражают в нашем сознании пространственные формы и количественные отношения действительности, абстрагируясь от реальных ситуаций.
Характерные черты понятия: ü продукт высокоорганизованной материи; ü отражает материальный мир; ü предстает в познании как средство общения; ü означает специфически человеческую деятельность; ü формулирование понятия в сознании человека неотделимо от его выражения посредством речи, записи или символа.
Как возникает понятие? Проиллюстрируем на примере понятия числа3. 1 этап - знакомство с различными множествами, содержащими 3 предмета (могут рассматривать предметы, самые различные их свойства, трогать их).
Этот процесс создает особую форму отражения реальной действительности – восприятие (ощущение). Чувственное восприятие – начальная ступень в формировании понятия (!). Восприятие существует только в то время, пока объекты или явления действуют на органы чувств, однако оно не исчезает бесследно.
2 этап. Затем предметы убирают, предлагают забыть о том, что это были за предметы. Что было общего. В сознании запечатлевается число предметов в каждом множестве. Создано представление о числе 3.
3 этап. На основе мысленного эксперимента дети должны усмотреть, что свойство, выраженное в слове «три», характеризует любое множество элементов (а,в,с). Таким образом, выделена общая особенность таких множеств – «иметь три элемента». Можно сказать, что у детей сформировалось понятия о числе 3.
Из этого грубого примера видно, что понятия образуются путем операции обобщения, которая неразрывно связана с абстрагированием.
Понятие считается правильным, если оно верно отражает реально существующие объекты.
Каждое понятие рассматривается с точки зрения объема и содержания.
Например. Параллелограмм. Содержание: противоположные стороны равны, противоположные стороны параллельны, диагонали точкой пересечения делятся пополам, противоположные углы равны. Объём: параллелограммы, ромбы, квадраты, прямоугольники.
Умение определить объем понятия формируется с помощью вопросов «Приведите примеры правильных дробей», «»Приведите примеры квадратных уравнений»…. Умение указать содержание понятия формируется с помощью заданий «Скажите, что наывается. треугольником», «Что такое вписанный угол» и т.д.
Содержание понятия жестко определяет объем, а объем – понятие. Между понятием и объёмом существует обратная зависимость: чем больше содержание, тем меньше объем (!).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |