Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы сознания

Мыуже рассматривали специфику и сущность сознания, показав его функции как идеального образования. Вкратце они таковы: отраже­ние жизненно важных для человека процессов окружающего мира; сохранение исторического опыта (память); программы совершенст­вования материальных и духовных орудий труда (категорий). Когда мы говорили о концепции сознания И. Канта, мы указали

ЧУВСТВЕН- НОСТЬ КАК ФОРМА ВОС- ПРИЯТИЯ на ее достоинство. Оно состоит в том, что сознание получает целостные образы предмета не в готовом виде из окружающего мира, а формирует их из ощущений. Это положение, раз-

витое впоследствии Гегелем, крайне важно, ибо оно объединяет две ступени сознания в единую систему. Вместо хаотического скопления разнородных компонентов, как было в философии до Канта, сознание стало пониматься как процесс по формированию образа, отражаемого в нем внешнего пред­мета. Этот процесс как бы разбит на этапы. На первом из них от нерасчлененного аморфного предмета отсекаются отдельные качества. В доказательство сказанного сошлемся на психологию. Известно, что новорожденные ничего не видят. Они, как и больные после удаления катаракты, должны научиться видеть. Испытывается лишь страшная боль от «рези» в глазах. Если человек от рождения потерял зрение и слух, то он обречен на смерть, хотя бы в социальном смысле слова. Обрести мир он может лишь особым образом.

Исследования показали, что слепоглухие дети первоначально не имеют способностей реагировать на воздействия окружающей среды /плакать, требовать пищу, кричать от холода или боли и т.д./. Впос­ледствии при правильной методике воспитания они достигают уров­ня докторов наук. Но путь, который слепоглухие проделали от «нуля» до доктора наук, делится на две крайне неравные половины. Пример­но девять десятых его занимает движение от «нуля» до умения вла­деть таким простейшим предметом культуры как ложка. Лишь оставшаяся одна десятая пути отделяет «владеющего ложкой» от доктора наук.

СВЯЗЬ РАЗУ- МА И ЧУВС- ТВЕННОСТИ Отсюда видно, что чувственность есть ближайший посредник между высшими формами сознания и внешним миром. И как

таковая она дает человеку ощущения о многокрасочном и многозвучном мире. Од­нако видеть и слышать мы научаемся благодаря разумным действи­ям. Если в качестве эксперимента испытуемому одеть специальные очки, «перевертывающие» изображение предметов на сетчатке глаза, это первоначально переживается испытуемым как потеря ориентации в пространстве. Все предметы оказываются стоящими «вверх ногами»и двигаться между ними совершенно невозможно. Но с течением времени наш испытуемый будет тем лучше ориентироваться в пространстве, чем лучше привыкнет к такому перевернутому положению предметов. И, о чудо, наступит момент, когда предметы станут с «головы на ноги». Второе чудо произойдет тогда, когда очки снимут с испытуемого. Здесь ему придется опять пережить стресс, ибо предметы снова встанут на голову. (правда, в данном случае привыкание «адаптация») испытуемого и (возврат), предметов на место произойдет значительно быстрее. Мы описали здесь опыты, проделанные исследователями еще в конце прошлого века. Из них следует, что чувственные восприятия мира являются формами его первоначального осмысления. Во-первых, предмет «схваты­вается» в виде обще-туманного образа. Во-вторых, специфицируются его отдельные качества и предмет предстает как сумма этих качеств или сторон.

РАЗУМ - ВЫЯВЛЕ- НИЕ ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТИ ПРЕДМЕТОВ При всей своей важности чувства человека достаточно ограниченны. "Чувства обманывают»,-гласит народная поговорка. Если палец поднести к глазу так, чтобы

он располагался между ним и горой, то палец кажется больше горы. Правда, взрослый человек не сомневается в том, что гора больше человеческого пальца. Способность сопоставлять и оце­нивать предметы, т.е. соотносить их явления с сущностью, разрешая этим про­тиворечие, - главное отличительное свойство разума и обладающего им человека. Наличие разума делает человека способным на основе указанного соответствия предвидеть результаты, примерные послед­ствия своих действий. Поступок ребенка, когда он, чтобы утолить жажду и, видя на столе графин с водой, стаскивает со стола на себя, взявшись за край скатерти, все, что стояло на столе, объясним: ребенок не умеет прогнозировать последствия своих дей­ствий. Но взрослый человек должен уметь с достаточной вероятно­стью предвидеть результаты своих последствий. Человеческое сознание и познание постоянно сталкиваются в жизни с противоре­чиями. Если чувственность и рассудок пасуют перед ними, то задача разума - разрешить противоречия развития предметов и их систем. Разум синтетичен и аналитичен одновременно. Но главное он прак­тичен. Он не впадает в крайности как рассудок, а ищет выход из крайне запутанных ситуаций, путем выяснения общей для крайностей основы. Ее нахождение позволяет разуму выявить объективные законы развития и осуществить в соответствии с ними конструктив­ное изменение предметов.

ФОРМЫ СОЗНАНИЯ Сознание человека находит свое выражение в различных формах. Их специфика определяется целю сознательной деятель-

ности человека. Следует, однако, отличать образное и рациональное (от слова «рацио»,по-латински разум) творчество от образного и рациональ­ного компонента творчества любого вида. Так, математические, особенно алгебраические, исследования требуют напряжения вооб­ражения во много раз большего, чем художественное творчество. В художественном творчестве образ является непосредственным пред­метом деятельности субъекта, в то время как математику в пропор­циях символов необходимо увидеть пропорции образов, сконструировав в уме их опосредованные образы. Конечно, в худо­жественном и научном творчестве символы и образы разные. Неда­ром А. Эйнштейн считал, что музыка (а он хорошо играл на скрипке) помогла ему создать теорию относительности. С другой стороны, искусство Возрождения строго геометрично. Можно также указать на то, что современные композиторы с целью гармонического совершен­ствования активно занимаются математикой. Образное мышление не сводится к чувственности, а есть такая интеллектуальная деятельность, где разум скрыт в чувствах и выступает их причинной основой. Художественное твор­чество - это воплощение в предмете деятельности чувств и эмо­ций субъекта.

ФОРМЫ СОЗНАНИЯ: ЯЗЫК Научно-разумная деятельность и мышление воплощаются в языке. В самом общем виде язык есть система знаков, симво-

лов, букв. В этом смысле различают естественные языки - языки различных народов мира- и искусственные языки, например, машинный язык типа текстовых процессоров и редакторов: лекси­кон, фотон и т.п. В простейших случаях язык выступает как внешняя форма выражения мысли, пассивная по отношению к ее содержанию. Переводы научных и художественных произведений с одного языка на другой дают нам в общем и целом представление о мыслях авторов переводимых произведений. Кстати говоря, благодаря этому осуществляется культурный обмен между народами мира. Одна­ко в некоторых случаях точный перевод с одного языка на другой невозможен. Прибегают к транскрипциям, комментариям. Здесь-то и обнаруживается, что в каждом языке содержится некоторая тайна, которая исчезает при переводе, почему и искажается содержание переводимой мысли. Кроме того, языки зависят от нравов, традиций, уклада жизни народа. Они несут на себе печать своего исторического времени. Языки прошлых эпох, будучи переведенные на современные, теряют свое культурное содержание и стилистические особенности. Они становятся непонятными для людей, живущих в современную эпоху.

ЯЗЫК - СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Человек живет в мире языка так же, как он живет в мире детства, полном сказок, в мире увлечений, которым на­полнена юность, в мире принципов, на которых основывается жизнь

взрослого человека. Язык народа выражает душу этого народа, являясь вместе со строем народной мысли способом понимании мира и отноше­ния к нему человека. Язык как способ выражения мысли является в гуманитарной сфере выражением самого способа мысли. В нем суще­ствуют некоторые исходные структуры, которые складываются из более мелких, элементарных. Так, смысл фразы, высказанной на любом языке, не сводится к сумме смысла отдельных предложений, тем более отдельных слов. Отсюда весьма сомнительной полезностью обладает метода обучения иностранным языкам, основанная на принципе: предложение - это сумма слов, фраза - сумма предложе­ний, текст - сумма фраз и т. д. Попытка выделить в языке какие-то однозначные соответствия между знаком и значением обречена на провал. Конечно, можно условно закрепить за знаком определенное значение. Но это будет уже, строго говоря, не язык, а способ кодирования языка в формально-математи­ческих структурах.

ФОРМЫ СОЗНАНИЯ – КУЛЬТУРА В отрыве от значения не существует и самого знака. Поэтому значение и его выражение в знаке, как образ, и его выраже-

ние в символе, две стороны од­ного и того же. Сегодня мы произносим имя, например, «Виктор». И у тех, кто знаком с историей культуры, сразу возникает ассоциация «победитель», герой древних сказаний. Если вернуться к началу истории, то имена означали не просто знаки личного отличия, а
целый набор функций, В ранних обществах система имен составляла
как бы структуру самого этого общества. Имя давалось как набор
поручений, как реестр нагрузок, которые должен нести на себе чело­
век, нареченный этим именем. Эти нагрузки отличались друг от друга: одни у «Зоркого Глаза2, другие - у «Быстрого Оленя», третьи у «Гибкого Тростника». Видимо, это сохранилось и в современных языках, хотя, конечно, в остаточных формах. По аналогии с языком имен можно увидеть и язык истории, язык искусства, язык жестов или даже язык танца. Вспомним здесь смысловую нагрузку индийского танца.

ВЫВОДЫ Итак, мы видим, что образ и язык, мышление в форме разума и чув-

ственность выступают как единый организм. Он яв­ляется культурой как способом жизни и деятельности человека, позволяя ему общаться с себе подобными (коммуникативная функция языка), понимать прошлое и настоящее (объяснительная функ­ция) находит адекватную форму выражения своих мыслей и чувств (знаково-символическаяфункция).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.В чем специфика чувственности как формы сознания? 2. В чем сос- специфика разума как формы сознания? 3. Что такое понятие "образ" в системе сознания? 4. Как можно охарактеризовать единствоязыка и

образа? 5. Каковы функции языка как культурного феномена?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность сознания | Специфика индивидуального сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.