КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы сознания
Мыуже рассматривали специфику и сущность сознания, показав его функции как идеального образования. Вкратце они таковы: отражение жизненно важных для человека процессов окружающего мира; сохранение исторического опыта (память); программы совершенствования материальных и духовных орудий труда (категорий). Когда мы говорили о концепции сознания И. Канта, мы указали
витое впоследствии Гегелем, крайне важно, ибо оно объединяет две ступени сознания в единую систему. Вместо хаотического скопления разнородных компонентов, как было в философии до Канта, сознание стало пониматься как процесс по формированию образа, отражаемого в нем внешнего предмета. Этот процесс как бы разбит на этапы. На первом из них от нерасчлененного аморфного предмета отсекаются отдельные качества. В доказательство сказанного сошлемся на психологию. Известно, что новорожденные ничего не видят. Они, как и больные после удаления катаракты, должны научиться видеть. Испытывается лишь страшная боль от «рези» в глазах. Если человек от рождения потерял зрение и слух, то он обречен на смерть, хотя бы в социальном смысле слова. Обрести мир он может лишь особым образом. Исследования показали, что слепоглухие дети первоначально не имеют способностей реагировать на воздействия окружающей среды /плакать, требовать пищу, кричать от холода или боли и т.д./. Впоследствии при правильной методике воспитания они достигают уровня докторов наук. Но путь, который слепоглухие проделали от «нуля» до доктора наук, делится на две крайне неравные половины. Примерно девять десятых его занимает движение от «нуля» до умения владеть таким простейшим предметом культуры как ложка. Лишь оставшаяся одна десятая пути отделяет «владеющего ложкой» от доктора наук.
таковая она дает человеку ощущения о многокрасочном и многозвучном мире. Однако видеть и слышать мы научаемся благодаря разумным действиям. Если в качестве эксперимента испытуемому одеть специальные очки, «перевертывающие» изображение предметов на сетчатке глаза, это первоначально переживается испытуемым как потеря ориентации в пространстве. Все предметы оказываются стоящими «вверх ногами»и двигаться между ними совершенно невозможно. Но с течением времени наш испытуемый будет тем лучше ориентироваться в пространстве, чем лучше привыкнет к такому перевернутому положению предметов. И, о чудо, наступит момент, когда предметы станут с «головы на ноги». Второе чудо произойдет тогда, когда очки снимут с испытуемого. Здесь ему придется опять пережить стресс, ибо предметы снова встанут на голову. (правда, в данном случае привыкание «адаптация») испытуемого и (возврат), предметов на место произойдет значительно быстрее. Мы описали здесь опыты, проделанные исследователями еще в конце прошлого века. Из них следует, что чувственные восприятия мира являются формами его первоначального осмысления. Во-первых, предмет «схватывается» в виде обще-туманного образа. Во-вторых, специфицируются его отдельные качества и предмет предстает как сумма этих качеств или сторон.
он располагался между ним и горой, то палец кажется больше горы. Правда, взрослый человек не сомневается в том, что гора больше человеческого пальца. Способность сопоставлять и оценивать предметы, т.е. соотносить их явления с сущностью, разрешая этим противоречие, - главное отличительное свойство разума и обладающего им человека. Наличие разума делает человека способным на основе указанного соответствия предвидеть результаты, примерные последствия своих действий. Поступок ребенка, когда он, чтобы утолить жажду и, видя на столе графин с водой, стаскивает со стола на себя, взявшись за край скатерти, все, что стояло на столе, объясним: ребенок не умеет прогнозировать последствия своих действий. Но взрослый человек должен уметь с достаточной вероятностью предвидеть результаты своих последствий. Человеческое сознание и познание постоянно сталкиваются в жизни с противоречиями. Если чувственность и рассудок пасуют перед ними, то задача разума - разрешить противоречия развития предметов и их систем. Разум синтетичен и аналитичен одновременно. Но главное он практичен. Он не впадает в крайности как рассудок, а ищет выход из крайне запутанных ситуаций, путем выяснения общей для крайностей основы. Ее нахождение позволяет разуму выявить объективные законы развития и осуществить в соответствии с ними конструктивное изменение предметов.
ности человека. Следует, однако, отличать образное и рациональное (от слова «рацио»,по-латински разум) творчество от образного и рационального компонента творчества любого вида. Так, математические, особенно алгебраические, исследования требуют напряжения воображения во много раз большего, чем художественное творчество. В художественном творчестве образ является непосредственным предметом деятельности субъекта, в то время как математику в пропорциях символов необходимо увидеть пропорции образов, сконструировав в уме их опосредованные образы. Конечно, в художественном и научном творчестве символы и образы разные. Недаром А. Эйнштейн считал, что музыка (а он хорошо играл на скрипке) помогла ему создать теорию относительности. С другой стороны, искусство Возрождения строго геометрично. Можно также указать на то, что современные композиторы с целью гармонического совершенствования активно занимаются математикой. Образное мышление не сводится к чувственности, а есть такая интеллектуальная деятельность, где разум скрыт в чувствах и выступает их причинной основой. Художественное творчество - это воплощение в предмете деятельности чувств и эмоций субъекта.
лов, букв. В этом смысле различают естественные языки - языки различных народов мира- и искусственные языки, например, машинный язык типа текстовых процессоров и редакторов: лексикон, фотон и т.п. В простейших случаях язык выступает как внешняя форма выражения мысли, пассивная по отношению к ее содержанию. Переводы научных и художественных произведений с одного языка на другой дают нам в общем и целом представление о мыслях авторов переводимых произведений. Кстати говоря, благодаря этому осуществляется культурный обмен между народами мира. Однако в некоторых случаях точный перевод с одного языка на другой невозможен. Прибегают к транскрипциям, комментариям. Здесь-то и обнаруживается, что в каждом языке содержится некоторая тайна, которая исчезает при переводе, почему и искажается содержание переводимой мысли. Кроме того, языки зависят от нравов, традиций, уклада жизни народа. Они несут на себе печать своего исторического времени. Языки прошлых эпох, будучи переведенные на современные, теряют свое культурное содержание и стилистические особенности. Они становятся непонятными для людей, живущих в современную эпоху.
взрослого человека. Язык народа выражает душу этого народа, являясь вместе со строем народной мысли способом понимании мира и отношения к нему человека. Язык как способ выражения мысли является в гуманитарной сфере выражением самого способа мысли. В нем существуют некоторые исходные структуры, которые складываются из более мелких, элементарных. Так, смысл фразы, высказанной на любом языке, не сводится к сумме смысла отдельных предложений, тем более отдельных слов. Отсюда весьма сомнительной полезностью обладает метода обучения иностранным языкам, основанная на принципе: предложение - это сумма слов, фраза - сумма предложений, текст - сумма фраз и т. д. Попытка выделить в языке какие-то однозначные соответствия между знаком и значением обречена на провал. Конечно, можно условно закрепить за знаком определенное значение. Но это будет уже, строго говоря, не язык, а способ кодирования языка в формально-математических структурах.
ние в символе, две стороны одного и того же. Сегодня мы произносим имя, например, «Виктор». И у тех, кто знаком с историей культуры, сразу возникает ассоциация «победитель», герой древних сказаний. Если вернуться к началу истории, то имена означали не просто знаки личного отличия, а
ственность выступают как единый организм. Он является культурой как способом жизни и деятельности человека, позволяя ему общаться с себе подобными (коммуникативная функция языка), понимать прошлое и настоящее (объяснительная функция) находит адекватную форму выражения своих мыслей и чувств (знаково-символическаяфункция).
образа? 5. Каковы функции языка как культурного феномена?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |