Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство воспитания, обучения и развития

Единство содержательной и процессуальной сторон образования.

Педагогическое взаимодействие.

Социальная сущность образования.

Освоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений.

Лекция № 7

 

Тема: Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

 

Вопросы:

1. Понятие о законах и закономерностях.

2. Характеристика закономерностей и принципов целостного педагогического процесса.

3. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания и обучения.

4. Принципы профессионального образования и их характеристика.

5. Требования и правила реализации педагогических принципов.

6. Выбор принципов.

7. Подходы к формулированию принципов.

 

 

Литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 314 с. – С.36-40.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- 256 с. – С.13-16.

3. Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – 223с.

 

 

Раскрывая сущность целостного педагогического процесса, мы говорили о том, что выявить сущность – значит, определить логику его развития. Логика воспитания и обучения действует в соответствии с объективно существующими законами образовательного процесса.

Закон – это существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями реальной действительности (в нашем случае, педагогической). Закон существует объективно.

Закономерный – значит, осуществляющийся на основе закона.

Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания.

Показатели закономерности какой-либо связи:

- причинно-следственный характер;

- всеобщность;

- повторяемость.

Основной формой представления педагогических закономерностей являются словесные описания.

В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической действительности.

Наиболее общие законы целостного образовательного процесса (В.В.Краевский)(Володар Викторович):

 

Загвязинский В.И. (Владимир Ильич) называет следующие закономерности целостного педагогического процесса:

2. Двусторонний характер детерминации целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс всегда обусловлен социальными требованиями к человеку (социально детерминирован), но в то же время в каждом конкретном случае опирается на индивидуальный уровень и характер уже усвоенных взглядов, оценок, установок, т.е. требует личностно ориентированного подхода. Достижение гармонии социального и личностно индивидуального является условием и требованием достижения целостности и эффективности воспитания и обучения.

3. Многомерный характер целостного педагогического процесса.

В целостном педагогическом процессе решается не одна, а целый комплекс педагогических задач, осуществляется поиск меры в сочетании разнообразных связанных между собой тенденций: традиций и новаторства, социального и индивидуального, рационального и эмоционального, логики и интуиции, творчества и алгоритмизации, требовательности и уважения к личности, коллективных и индивидуальных методов и траекторий.

 

 

Загвязинский В.И. принципами считает обязательные, вытекающие из концептуального понимания сути и назначения процесса требования к нему, обеспечивающие его эффективность.

Принцип – это путь реализации закона, закономерности. Они тесно взаимосвязаны. Принципы носят субъективный характер, так как формулируются учеными-педагогами в конкретных условиях и носят исторически преходящий характер.

Правило – это конкретное требование к реализации принципа.

Общепедагогические принципы:

1. Принцип социально-личностной детерминации целей и содержания образования.

Гармония личного и социального – одновременно и важная предпосылка, и стратегическая установка.

2. Принцип гуманно-личностной направленности образования предполагает ориентацию процесса на становление и развитие личности как ведущей цели образования и реального субъекта конкретного образовательного процесса. Исходным требованием гуманизма является принятие ребенка таким, какой он есть, и убеждение педагога в том, что он обязан способствовать выявлению его внутреннего потенциала, верить в его возможности…

3. Принцип природосообразности требует учета при принятии любого педагогического решения врожденных задатков, состояния здоровья, особенностей развития организма на предшествующих данной образовательной ситуации этапах и на этой основе поиска оптимальных вариантов нагрузки, необходимой профилактики и коррекции отклонений в развитии.

4. Принцип культуросообразности (или социокультурного соответствия) предполагает по возможности полное соответствие направленности и содержания образования содержанию и принципиальным положениям национальных культурных традиций и установкам современной эпохи постиндустриальной информационной культуры.

5. Принцип деятельностного подхода в образовании. Деятельность трактуется как целенаправленная и внутренне мотивированная активность, в процессе которой происходит формирование востребованных этой деятельностью качеств при условии обеспечения ее успешности и позитивной направленности. Задача педагога – обеспечить стимулирование, помощь и поддержку такой деятельности как инструмента и механизма развития личности, индивидуальности и воспитательного коллектива.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Договор социального найма | Принцип сочетания уважения и заботы о человеке с разумной требовательностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.