Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип сочетания уважения и заботы о человеке с разумной требовательностью

7. Принцип благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации деятельности предполагает спокойный, положительно эмоционально окрашенный, доброжелательный настрой общения, обстановку взаимопомощи и поддержки в коллективе, создание ситуации успеха, проектирование положительных перспектив жизнедеятельности. Все это формирует надежные предпосылки достижения гуманных целей образования.

Комплексное воплощение указанных принципов обеспечивает осуществление двух ведущих процессов становления личности в целостном педагогическом процессе – социализации и индивидуализации.

Социализация – процесс и результат адаптации индивида в обществе, приобщения к его ценностям, осознания себя и своей ответственности как субъекта этого общества.

Индивидуализация в педагогическом процессе предусматривает такое его содержание и такую организацию, которые позволяют наиболее полно учитывать индивидуальные особенности воспитанника, развивать его способности, максимально сохраняя самобытность, «самость», индивидуальный стиль деятельности. С другой стороны, (со-трудничество, со-творчество, со-управление, со-авторство и т.д.).

Принципы воспитания:

1. Принцип гуманизма;

2. Принцип природосообразности;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей личности(ПЕРСОНИФИКАЦИИ);

4. Принцип свободы (вариативности);

5. Принцип культуросообразности;

6. Принцип связи воспитания с жизнью.

 

Закономерности и принципы обучения.

 

 

В качестве основы классификации закономерностей профессиональной педагогики будем использовать подход академика С.Я. Батышева.

Условно выделим две группы закономерностей. Первая группа связана с производством и производственной деятельностью, вторая — с профессиональной направленностью образовательного процесса.

Первую группу составляют следующие закономерности.

1. Профессиональная подготовка должна осуществляться в соответствии с типами производств и уровнем механизации и автоматизации производственных (технологических) процессов, с учетом степени их непрерывности, состояния организации труда.

2. Профессиональная подготовка должна осуществляться с учетом состава оборудования и предметов труда, применяемых в трудовом процессе. Специализация работников определяется по уровню знаний состава оборудования и предметов труда. Важно знать не только какие возможность использовать труд учащихся при выполнении многих видов работ по основной и тем смежным профессиям, по которым осуществляется подготовка рабочих); товарность (вырабатываемая во время практики продукция должна иметь ценность, пользоваться спросом); технологичность (практика, проводимая в мастерских, должна соответствовать производственно-техническим возможностям учебного заведения, его оборудованию и т.д.); безопасность (во время практики должны соблюдаться требования безопасности тру да, санитарии и гигиены).

3. Содержание процесса профессиональной подготовки должно включать взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание основных направлений взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки позволит создать систему знаний, навыков и умений по разным предметам.

Принципы профессионального обучения. Принципы профессионального обучения будучи тесно взаимосвязаны с общепедагогическими принципами, все же имеют свои специфические особенности.

Классификацию принципов Жуков строит на основе факторов эффективности воспитательных отношений, характерных для теоретического и практического обучения. К ним относятся: учащийся; педагогический процесс как взаимодействие «педагог — техника — учащийся»; педагогический процесс как взаимодействие «педагог — учащийся»; связь педагогического процесса со средой.

Первая группа принципов относится к реализации личностно ориентированной стратегии профессионального образования, базирующейся на гуманистических ценностях. Основная особенность данной стратегии заключается в использовании потенциала личности, инициирующего ее саморазвитие. Учитывая, что для формирования готовности к профессиональной деятельности мастера профессионального обучения большое значение имеет самостоятельность в выполнении практических заданий в педагогическом процессе, Жуков особо выделяет принцип развития самостоятельности личности.

Принцип развития самостоятельности личности отражает закономерность «включение учащегося в активную деятельность», реализуемую при наличии такого качества, как самостоятельность. Впервые этот принцип был выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским. Он утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самостоятельность ученика в учении. Самостоятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения.

Эффективность педагогического процесса повысится, если учащиеся будут иметь устойчивые мотивы не только к учению, но и к будущей профессиональной деятельности. Следовательно, развитие мотивации через интерес, склонности и намерения станет основанием научного построения процесса формирования готовности к профессиональной деятельности. Педагог, выступая внешним мотиватором, в данном случае реализует принцип мотивации учения к профессиональной деятельности.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы развивать потребности и мотивы личности, ориентированные на профессиональную деятельность. Согласно принципу мотивации учения к профессионально-педагогической деятельности, воспитательные отношения в процессе формирования будущего специалиста следует строить с учетом существующих у учащихся внутренних мотивов к учению и будущей профессиональной деятельности.

Вторая группа принципов — это требования, связанные непосредственно с процессом формирования будущего специалиста. К ним относятся: принцип профессиональной направленности; принцип соединения обучения с производительным трудом; принцип профессиональной мобильности; принцип социального партнерства; принцип политехнизма.

 

Принцип профессиональной направленности регулирует соотношение общего и профессионального образования при одновременном изучении основ наук и профессиональных дисциплин; указывает один из путей установления связй теории с практикой, с профессиональной деятельностью; нацеливает на формирование профессиональной направленности личности как ее важнейшего свойства.

данный принцип в условиях профессионального образовательного учреждения позволяет установить взаимосвязь профессионального и общего образования как целостной системы.

Для выражения основной идеи принципа и его практического применения можно сформулировать требования, подразумевающие:

1) формирование у обучающихся системы понятий на основе единого подхода к организации, приемам и способам усвоения знаний по основам наук; научно обоснованных представлений о генетической взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, орудий, процесса и результата труда в соответствующей отрасли производства; научно обоснованных представлений о целостной системе подготовки специалистов, включающей цели, принципы, содержание, методы, средства и формы; ценностных ориентаций и убеждений, характерных для профессии или специальности; и 2) усиление связи теоретического и практического обучения, развитие технического мышления.

Процесс профессиональной подготовки происходит более эффективно, если теоретическое обучение соединено с производительным трудом. Связь теории с практикой является общепедагогическим принципом, но в профессиональной подготовке он имеет еще и другой смысл, так как объединяет теоретическую и практическую готовность к будущей профессиональной деятельности.

Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий:

• теоретические знания должны быть опережающими и проверяться на практических занятиях;

• в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;

• для эффективной реализации отраслевой подготовки необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и знаний по видам производств;

• интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали — объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали — взаимосвязь специальных знаний и умений;

• процесс профессиональной подготовки должен проходить с использованием моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.

Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе будем понимать выявление типовых задач, с которыми будущий специалист или рабочий сталкивается, выполняя основные виды своей деятельности на производстве.

Принцип профессиональной мобильности предусматривает: 1) способность будущего рабочего, специалиста более быстро осваивать отраслевые технологии, новые отраслевые специализации, 2) воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию.

Имея высокий уровень общетеоретической и производственной г учащийся активно совершенствует свои знания, умения и навыки, творчески подходит к своей деятельности, расширяет профессиональный кругозор, осмысливает и решает встающие перед ним проблемы. Поэтому реализация данного принципа позволяет учитывать не только то, что знает и умеет будущий профессионал сегодня, но и то, что он сможет и сумеет завтра. Это будет способствовать достижению цели формирования готовности в части знаний, умений и навыков, а также мотивов, потребностей, профессионального мировоззрения, профессионально важных качеств личности и намерений.

Готовить будущего специалиста необходимо согласно принципу политехнизма, т.е. осваиваться должны такие знания, умения и навыки, которые позволяют, с одной стороны, хорошо разбираться в технике и технологии производства в целом, а с другой — успешно выполнять работу в различных конкретных производственных ситуациях (отраслях).

Данный принцип помогает в подготовке специалистов, рабочих, широко эрудированных в области промышленных технологий не толь ко своего, но и любого другого, особенно смежного, производства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единство воспитания, обучения и развития | Третья группа принципов — это требования, непосредственно относящиеся к организации педагогического процесса как взаимодействия педагога и учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.