Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупность культурных элементов на базе исходного элемента и функционально с ним связанных, называется культурным комплексом




Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура, ее формы и разновидности.

ТЕМА 5 «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА».

 

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

1) Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

2) Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

3)Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Термин «культура» появился в Древнем Риме, где это слово обозначало возделывание земли (лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли). Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как совокупность исторически обусловленных принципов, форм, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Изучение структуры культуры началось с 90-х годов XX века, когда американский исследователь Э. Хобель, предложил выделить для изучения самую маленькую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Э. Хобеля Культурным элементом называют далее неделимую единицу поведенческого образца или материального продукта.

Элементы культуры образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Материальная форма культуры – это совокупность материальных элементов культуры, включающих в себя физические объекты, созданные руками человека (здания, машины, книги …). Материальная культура связана непосредственно с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека.

Нематериальная (духовная) форма культуры – это совокупность нематериальных элементов культуры, включающих в себя правила, образы, нормы поведения, обычаи, традиции, язык, которые сотворены разумом и чувством человека. Духовная культура представлена как духовными ценностями, так и творческой деятельностью людей по их производству, освоению и применению.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Культура выполняет ряд важнейших функций в обществе.

Основные функции культуры:

1) Познавательная – связана с формированием целостного представления о народе, стране, эпохе.

2) Оценочная – связана с дифференциацией ценностей, обогащением традиций.

3) Регулятивная (нормативная) - проявляется в формировании системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

4) Коммуникативная – выражается в том, что культура способствует сохранению, передаче и тиражированию культурных ценностей, а так же развитию и совершенствованию личности через общение.

5) Социализации – через культуру происходит усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы культуры и две разновидности:

· элитарная культура – создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами (например, живопись Пикассо, музыка Шенберга).

· народная культура – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (включает мифы, легенды, сказки, песни и др.)

· массовая культура – создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей (популярная и эстрадная музыка, цирк, телевизионные сериалы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.