КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Время появления массовой культуры – середина XX века. Суть ее в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная
Совокупность культурных ценностей, верований, традиций и обычаев, которые разделяются всеми членами общества называются доминирующей (всеобщей) культурой. Поскольку общество распадается на множество групп, постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе (например, молодежная культура, культура национальных меньшинств, профессиональная культура). Субкультура не противоречит доминирующей культуре. В отличие от нее контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей (панки, хиппи, битники и др.) Культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества. Что же касается изменений, происходящих в культуре нашей страны, то современная культурная ситуация в России чрезвычайно сложна, противоречива и характеризуется следующими особенностями: · приватизация и коммертизация культуры (развитие эротической и детективно-развлекательной индустрии); · деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру (с одной стороны это привело к большей свободе творчества, а с другой – к потере контроля за качеством продукции); · усиление культурно-коммуникативной апатии (ослабление интереса к чтению, падение посещаемости театров, музеев, библиотек); · состояние русского языка (снижение уровня грамотности, рост сквернословия в обыденной речи, засорение иностранными словами). 2. Средства массовой информации
Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация - информационный обмен в обществе. В социологии массовая коммуникация понимается как социальнообусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации. Условием осуществления массовой коммуникации является наличие соответствующих технических средств, обеспечивающих ее регулярность и тиражированность. Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации. Под средством массовой информации понимается средство распространения информации, характеризующееся: • обращенностью к массовой аудитории; • общедоступностью; • корпоративным характером производства и распространения информации. К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций: -информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества; -регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием; -культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу — ознакомление с достижениями культуры и искусства, но и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры.
3. Искусство.
Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах (этоособый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов). Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Особенности искусства как формы художественного познания заключается в следующем: 1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художественное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. 2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы. 3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности. Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства.
Искусство выполняет ряд важнейших функций в жизни человека и общества. Основные функции искусства: 1) Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха. 2) Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности. 3) Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов. 4) Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты. 5) Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов. 6) Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию. 7) Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития. Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее, стали формироваться разнообразные стили. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (Великая пирамида в Гизе, Висячие сады Вавилона, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе.)
Античный стиль, рожденный в Др.Греции и Др.Риме. Отличительными чертами является телесность, осязаемость. Искусство этого периода тесно связано с религией, мифологией. В это время распространяется храмовое строительство, рождается монументальная скульптура. (Рим: Колизей, пантеон императора Адриана, акведукл или арки Римской империи. Греция: Микенский и Тиринфский дворцы, Акрополь) Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптуры. Родился в ХII в. во Франции. В ХIII распространился в Испании, Англии, Чехии, Австрии, Германии.(Собор Парижской Богоматери - XII, Собор Св.Вита – X, Миланский Собор-ХIV) Барокко (от итал. barocco - странный, причудливый, вычурный). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм. Появляется в XVI – XVIIвв. в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции. (наиб. известность – ит.арх. Карло Мадерна, его творения – фасад римской церкви Санта Сусанна 1603г., в России - Растрелли – отливал пушки, создавал статуи, украшавшие дворцы при Екатерине). Рококо (от фр. rococo дробленый камень, декоративная раковина, ракушка). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом. Зародился во Франции в XVIIIв. как развитие стиля барокко. Классицизм (от лат. classicus — образцовый). Характерная особенность — обращение к образам и формам античного искуства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота. Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство). Характерные особенности — внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность. Романтизм (от фр. romant – роман). Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм. Реализм (от лат. realis — действительный). Характерная особенность — правдивое, объективное отражение действительности. Модернизм (от лат. modirnus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций. Постмодернизм (от postmodernisme — после модернизма) — стиль, которым определяется искусство после модернизма. Эклектика (от др.греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю»). Сочетание элементов разных стилей. Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически, хотя и довольно условно, различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям. Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу. Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека — все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |