Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время появления массовой культуры – середина XX века. Суть ее в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная




Совокупность культурных ценностей, верований, традиций и обычаев, которые разделяются всеми членами общества называются доминирующей (всеобщей) культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп, постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе (например, молодежная культура, культура национальных меньшинств, профессиональная культура). Субкультура не противоречит доминирующей культуре. В отличие от нее контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей (панки, хиппи, битники и др.)

Культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества. Что же касается изменений, происходящих в культуре нашей страны, то современная культурная ситуация в России чрезвычайно сложна, противоречива и характеризуется следующими особенностями:

· приватизация и коммертизация культуры (развитие эротической и детективно-развлекательной индустрии);

· деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру (с одной стороны это привело к большей свободе творчества, а с другой – к потере контроля за качеством продукции);

· усиление культурно-коммуникативной апатии (ослабление интереса к чтению, падение посещаемости театров, музеев, библиотек);

· состояние русского языка (снижение уровня грамотности, рост сквернословия в обыденной речи, засорение иностранными словами).

2. Средства массовой информации

Важную роль в развитии современной культуры игра­ет массовая коммуникация - информационный обмен в обществе. В социоло­гии массовая коммуникация понимается как социальнообусловленное явление, основной функцией которого явля­ется воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Условием осуществления массовой коммуникации явля­ется наличие соответствующих технических средств, обес­печивающих ее регулярность и тиражированность. Основным элементом осуществления массовой коммуни­кации являются средства массовой информации.

Под средством массовой информации понимается средс­тво распространения информации, характеризующееся:

• обращенностью к массовой аудитории;

• общедоступностью;

• корпоративным характером производства и распро­странения информации.

К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видео­записи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, теле­фонные, компьютерные и другие линии связи.

Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций:

-информационная функция заключается в предоставле­нии массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества;

-регулирующая функция имеет широкий диапазон воз­действия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над обще­ственным сознанием;

-культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу — ознакомление с дости­жениями культуры и искусства, но и способствует осозна­нию обществом необходимости преемственности культуры.

 

 

3. Искусство.

 

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художествен­ных образах (этоособый путь по­знания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов). Посредством создания произведений искус­ства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Пред­метом искусства является человек, его отношения с ок­ружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Особенности искусства как формы художественного по­знания заключается в следующем:

1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных обра­зов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе от­печаток реально существующих предметов, событий и яв­лений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художественное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы со­ставляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

2. Для художественного познания характерны специ­фические способы воспроизведения окружающей действи­тельности, а также средства, при помощи которых про­исходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в му­зыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

3. В процессе познания мира с помощью искусства боль­шую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искус­стве, является совершенно недопустимым, например, в про­цессе научного познания. В отличие от общественных и гу­манитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развива­ется, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохра­нения целостных художественных произведений, а с дру­гой — в процессе создания нового духовного богатства.

Искусство выполняет ряд важнейших функций в жизни человека и общества.

Основные функции искусства:

1) Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного от­дыха.

2) Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произве­дениях искусства то, что не удалось отыскать в пов­седневности.

3) Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных людей, челове­ка со своим внутренним миром и даже различных народов.

4) Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты.

5) Воспитательная — через примеры и идеалы мораль­но влияет на человека, через сопереживание побуж­дает к определенным поступкам; учит личность че­ловечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.

6) Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художест­венных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отноше­ние к тому, что исследуется, оценочную позицию.

7) Прогностическая — дает приобщение общества к иде­альному, находит будущие смыслы и значения разви­тия.

Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуаль­ные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее, стали формироваться разнообразные стили. Древний мир оставил человечеству па­мятники, названные впоследствии чудесами света (Великая пирамида в Гизе, Висячие сады Вавилона, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе.)
Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника.

Античный стиль, рожденный в Др.Греции и Др.Риме. Отличительными чертами является телесность, осязаемость. Искусство этого периода тесно связано с религией, мифологией. В это время распространяется храмовое строительство, рождается монументальная скульптура. (Рим: Колизей, пантеон императора Адриана, акведукл или арки Римской империи. Греция: Микенский и Тиринфский дворцы, Акрополь)

Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, оби­лие витражей, резьбы и скульптуры. Родился в ХII в. во Франции. В ХIII распространился в Испании, Англии, Чехии, Австрии, Германии.(Собор Парижской Богоматери - XII, Собор Св.Вита – X, Миланский Собор-ХIV)

Барокко (от итал. barocco - странный, причудливый, вычур­ный). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм. Появляется в XVI – XVIIвв. в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции. (наиб. известность – ит.арх. Карло Мадерна, его творения – фасад римской церкви Санта Сусанна 1603г., в России - Растрелли – отливал пушки, создавал статуи, украшавшие дворцы при Екатерине).

Рококо (от фр. rococo дробленый камень, декоративная раковина, ракушка). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом. Зародился во Франции в XVIIIв. как развитие стиля барокко.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый). Характерная осо­бенность — обращение к образам и формам антично­го искуства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство). Харак­терные особенности — внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, при­роды, жизненных ситуаций, мечтательность, мелан­холичность.

Романтизм (от фр. romant – роман). Боролся с канона­ми классицизма, утверждая национальное и индиви­дуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм.

Реализм (от лат. realis — действительный). Характер­ная особенность — правдивое, объективное отражение действительности.

Модернизм (от лат. modirnus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций.

Постмодернизм (от postmodernisme — после модернизма) — стиль, которым определяется ис­кусство после модернизма.

Эклектика (от др.греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю»). Сочетание элементов разных стилей.

Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлеж­ность к общему великому миру искусства. Исторически, хотя и довольно условно, различные произведения архи­тектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к оп­ределенным стилям.

Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитекту­ра, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, теле­видение. Сюда же можно включить и совсем новые ви­ды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые отно­сят и рекламу.

Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вы­зывающее в душе человека почтение; и внутренняя кра­сота человека; и образ божественного. Беско­нечность и вечность мира, мощные внутренние силы при­роды и человека — все это входит в понятие возвышен­ного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.