Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура контрактов

Тема 5. Контракты

 

1. Сущность и структура контрактов

2. Экономический механизм реализации контракта

3. Типы и выбор контрактов

 

 

 

Определения контракта:

· в юридическом смысле — это соглашение, дого­вор, устанавливающий гражданские права и обязанности сторон и оговаривающий сроки действия соглашения.

· гражданское правоотношение, возникающее из договора, и документ, в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме.

· соглашение об обмене правомочиями и их защите», являющееся результатом осознанного свободного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.

· Гражданский кодекс РФ называет договором любое «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Контракт – не только договор, но и отношение, которое стороны стремятся поддерживать.

Для глубинного анализа в теории принято выделять полный или идеальный контракт: (complete) контракт, который четко определяет, что должна де­лать каждая сторона при любых обстоятельствах, и распределяет издержки и выгоды при любых случайностях, а также преду­сматривает санкции в случае неисполнения обязательств одной из сторон.

Полный контракт всегда исполняется до конца и полностью. Никаких проблем с реализацией сделки и мотивацией ее участников не возникает.

 

Неполный (реальный) контракт – контракт, исполнение которого сторонами затруднено по следующим причинам:

1) Неопределенность (-невозможность учесть все факторы, -ограниченность знания, невозможность принять во внимание все варианты развития событий))

Экономические агенты формируют определенный уровень притязаний (aspiration level) в отношении той альтернативы, которую они хотят найти. Уровень притязаний — это некоторое представление индивида о том, на что он может рассчитывать. Как только индивид находит альтернативу, соответствующую его уровню притязаний, он пре­кращает поиск и выбирает эту альтернативу. Саймон назвал эту процедуру поиском удовлетворительного (приемлемого) варианта (satisficing). При этом уровни притязаний являются подвижными: в благоприятной внешней среде они растут, в неблагоприятной внешней среде падают.

2) Транзакционные издержки

 

3) Сложность установления норм (тезисов, пунктов, структурных элементов контракта) для неоднозначного понимания сторонами

 

4) Асимметрия информации.

Асимметрия информации означает, что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке. Сторона, обладающая большим объемом ин­формации, может выиграть, если воспользуется своим информа­ционным преимуществом.

Например, скрытие сторонами части информации, которая может навредить их деятельности (например, скрытие неудовлетворительной кредитной истории при оформлении кредита).

 

Поведение одной из сторон называется оппортунистическим, т.е. препятствующим исполнению контракта, если в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов:

· понижается выгода, польза от каких-либо действий, закрепленных в контракте, в сравнении с уровнем, ожидавшимся при его заключении,

· возрастает польза от неисполнения контракта (например, заключение и исполнение других контрактов): требование повышения заработной платы,

· недобросовестное исполнение контракта вызывает рост пользы для одной стороны, а риск потерь, связанных с этим ложится на другую сторону: экономия ресурсов влияет на доход работника, вызвавшего экономию, но из-за того, что последствия будут позже и не всегда явные, риск потерь из-за необоснованной экономии ресурсов ложится на предприятие

Угроза оппортунизма повышает транзакционные издержки.

Оппортунистическое поведение следует отличать от нару­шения договора [Muris, 1980—1981, р. 525]. Оппортунизм может быть основанием для того, чтобы назвать нарушением поведение, которое явных условий договора не нарушает. Но в то же время не каждое нарушение договора будет оппортунистическим пове­дением. К примеру, одна из сторон может выиграть в результате нарушения договора настолько, что будет в состоянии полностью компенсировать потери другой стороны от нарушения договора и все равно остаться в выигрыше.

Необходимым условием для того, чтобы определенное пове­дение можно было бы назвать оппортунистическим, является пере­распределение богатства. Но при этом жертва оппортунистическо­го поведения должна иметь законное право на ту часть богатства, которую она теряет в результате оппортунистического поведения контрагента. По сути, вопрос заключается в том, кто имеет право на перераспределяемую часть богатства. Перераспределение богат­ства в результате оппортунистического поведения, не служит ни­какой производительной цели, но затраты на его реализацию и на защиту от него являются прямыми вычетами из богатства общества.

 


4. Экономический механизм реализации контракта

За «основополагающий вклад в теорию экономических механизмов». Лео (Леониду) Гурвицу (Leo Hurwicz), Роджеру Майерсону (Roger Myerson) и Эрику Маскину (Eric Maskin) вручена Нобелевская премия по экономике за 2007 г.

В идеальной рыночной экономике информация, распределенная среди огромного множества независимых субъектов — прежде всего, потребителей и фирм, - агрегируется и передается через цены, устанавливаемые «невидимой рукой рынка».

Как может быть устроен механизм контракта?

 

Пример продажи старой ненужной Вам вещи:

1) Пусть имеется два варианта цены – 100 руб. и 10 руб.

2) Не известно, какая из них устраивает покупателя (неизвестна стратегия покупателя): с вероятностью 50% он купит товар или не купит его

3) Продавцу, который не знает, как оценивает покупатель вещь, выгодно полагать, что оценивает в 100 руб.

Аналогов этому примеру множество.

 

В централизованной экономике взаимодействуют:

1) Центр, принимающий решения, но не имеющей информации о текущей ситуации в производстве

2) Подчиненные Центру субъекты, обладающие информацией, но не принимающие решения

 

Алгоритм механизма взаимодействия:

 

Субъекты →информация→Центр→решение→Субъекты

 

Взаимодействие между субъектами и центром состоит из трех стадий: каждый субъект в частном порядке посылает центру сообщение mi; центр, получив все сообщения, вычисляет предполагаемый результат: Y = f (m1,…,mn); центр объявляет результат Y и, по необходимости, претворяет его в жизнь.

 

1) Центр имеет нагрузку – принятие решения

2) У Центра нет возможности проверить правильность своего решения иначе как через информацию субъектов

 

Проблемы механизма здесь:

· субъекты могут предоставить неверную информацию, если им это выгодно

· центр может не верить субъектам, что ни дают правдивую информацию.

 

В рыночной экономике можно рассмотреть модель аукциона, где взаимодействуют:

 

1) продавец, который имеет товар и желает его продать,

2) покупатели, которые могут купить товар

 

Продавец не знает, по какой цене каждый покупатель готов купить товар, т. е. максимальная цена, на которую покупатель согласен, не известна. С другой стороны, продавец не может заранее однозначно сказать, по какой цене он отдаст товар. Все зависит от множества факторов (количество покупателей, их ожидания, ценность товара для каждого из них и т.д.).

 

Варианты механизма:

Вариант 1 (закрытый аукцион): покупатели передают продавцу предложения о цене в запечатанном конверте (т.е. каждый покупатель не знает о предложении своего конкурента и полагает, что тот предложил максимальную цену)

Продавец открывает конверты и выбирает победителя.

 

Вариант 2 (открытый аукцион): покупатели передают продавцу предложения о цене открыто (т.е. каждый покупатель немедленно узнает о предложении конкурента). Это пример аукциона с продажей на собрании покупателей.

Победитель определяется простым голосованием при помощи заявления о цене (по принципу, кто больше?).

Точно так же можно рассмотреть механизм минимизации цены для покупателя (два варианта: закрытый и открытый аукцион).

 

Общие черты механизмов:

Содержанием любого механизма является взаимодействие между субъектами, т. е. взаимоотношения.

Любой механизм – вероятностен. Поэтому часто в качестве основы при моделировании механизмов используется теория игр.

Любой механизм имеет назначение – цель, которую необходимо достичь (в наших примерах – максимизация цены для продавца).

Любой механизм основывается на учете степени полноты информации о поведении (стратегии) участников.

 

Механизм в обществе и экономике:

· форма взаимодействия субъектов как набор формальных и неформальных правил;

· система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности, последовательность состояний, процессов, определяющая собою какое-либо действие, явление

· система правил и задаваемых ими условий, предусматривающая множественность, вариантность выбора для субъектов и связанных с этим результатов и обеспечивающая достижение максимально эффективного равновесия

· совокупность сервисных отношений, назначением которых является координация деятельности людей посредством инициации, развития и регулирования этой (основной) группы отношений.

 

Компоненты механизма:

а) причины формирования: разделение труда

б) принципы формирования механизма: принцип выявления; совместимость стимулов; равновесие (как равная выгода, полезность для каждого участника процесса); превышение выгод над суммарными издержками; имплементарность.

Имплементарность – требование, чтобы все варианты рановесий (результатов) работы экономического механизма приводили к желаемой цели.

 

в) условия формирования механизма: степень асимметричности информации; степень детерминированности поведения субъектов (принцип выявления); условие совместимости стимулов (общность целей субъектов);

г) структурные элементы: обмен информацией, организация сделки, система стимулов, транзакция как отношение по поводу обмена. Необходимо отметить, что транзакция, являясь структурным элементом, одновременно выступает отношением, ради которого механизм создается.

д) функции механизма: интегративная, имплементарная; эквивалентности отношений.

 

Теорема об эквивалентности доходности: любые два механизма с одинаковыми функциями распределения, в которых игроки одного и того же типа получают одинаковую полезность, дают продавцу одинаковый доход.

В соответствии с теоремой эквивалентности доходов, оптимальный аукцион может быть реализован с помощью любого механизма с такой же функцией распределения товара, в частности аукционом первой цены с резервной ценой. Неудивительно, что аукционы так популярны и существуют практически в неизменном виде уже тысячелетия.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Типы и выбор контрактов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.