Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы социальной работы




Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Результативность и эффективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей. Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых зависит результативность социальной работы, — важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков в области социальной работы в частности. Следует заметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке. Дело в tom, что в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, a не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в <<чистом виде>>.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, но мере развития и углубления познания реальных процессов, но мере совершенствования понятийного аппарата и исследовательской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Следует также заметить, что закономерности социальной работы как логические формы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений — все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Для управленческих органов социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

• зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;

• зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;

• зависимость результативности социальной работы от соответствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

• общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

• целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

• соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

• соответствие общего уровня развития специалиста но социальной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы — это не нарушит действия и влияния закономерности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономерности на практике, тем эффективнее eгo деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что само но себе знание указанных закономерностей еще не гарантирует их использование в повседневной практике социальной работы. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. Поэтому на практике он руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений, включающих в себя экономические, социальные, политические, идеологические и другие отношения, социальная работа непосредственно участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом.

Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования человека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил <<социально ослабленных>> членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

• методологические;

• организационно-распорядительные;

• психолого-педагогические;

• социально-политические.

Методологические принципы — это принципы гносеологического, подхода, детерминизации, отражения, развития.

 

Организационно-распределительные принципы — это:

• социально-технологическая компетентность кадров;

• стимулирование;

• контроль и проверка исполнения;

• функциональная определенность;

• единство правил и обязанностей.

 

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

• комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

• индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

• целенаправленность и адресность социальной работы;

• такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и др.

 

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

• государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;

• гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;

• учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;

• законность и справедливость действий социального работника.

Знания об окружающей нас действительности — это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теории являются такие ее логические формы, как обусловленные закономерностями, принципами и постулатами следствия, выводы, технологические алгоритмы и логические операции, способствующие решению проблемных ситуаций и практических задач.

Итак, социальная работа как наука, как интегративная, целостная теоретическая система знаний может быть структурно представлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отражающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизируюших, описываюших и обобщающих знаний, и подсистемы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к абстрактному, a от абстрактного обратно к эмпирии, к практике.

Наши представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функциональный аспект. Дело в том, что любое системное образование выполняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сумме функций компонентов этой системы. Теория социальной работы не является исключением. Так, практическая деятельность социальных служб и учреждений, практика социальной работы являются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык — это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся результатом теоретических положений, представляют собой логический инструментарий превращения идеального в материальное, преобразования социального статуса клиента социальной работы.

Вместе с тем структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для научной теории функций:

• информационной, поскольку теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, присущих предметной области социальной работы;

• объяснительной, так как наука призвана не просто описывать процессы и явления, a объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

• эвристической, заключающейся в tom, что научная теория не просто описывает действительность, a несет в себе новации, новые знания, которые расширяют наши представления о проблемах социальной работы. Научная теория социальной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее разработки, выражения и использования;

• практической, состоящей в tom, что она порождается потребностями практики, развивается на ее основе и находит подтверждение своей истинности опять-таки в практике. Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к которым относится теория социальной работы;

• прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.

Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ проявления эвристической и творческой активности системы, оказывая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей.

В сложном переплетении причинно-следственных связей, характерных для междисциплинарных, интеграционных наук, имеют место как необходимые, так и случайные связи. Наступление того или иного следствия в социальной работе чаще всего бывает результатом столкновения необходимых и случайных взаимодействий, их непропорционального влияния. В связи с этим большое значение для исследователей социальных процессов имеет использование методов теории вероятности и статистики, a для практиков — использование опыта и интуиции.

Таким образом, применяя системный подход к анализу теории социальной работы, мы выяснили значимость ее структуры. Именно познание структуры, внутренних взаимосвязей компонентов теории как целого позволяет выделить среди многообразия связей существенные и несущественные, необходимые и случайные, pac-путать сложнейший узел присущих междисциплинарной целостно-сти причинных зависимостей.

Раскрытие структуры социальной работы как науки позволяет понять место и роль, значимость интегрированных компонентов в целом, понять, как и почему теория социальной работы сохраняет свою качественную определенность и специфику.

Познание социальной работы как науки исторически представляет собой процесс движения мысли от состава системы знаний к их структуре, a затем к функциям, но иногда познание начинается с осознания функций. В этом случае структурные компоненты — результат удовлетворения потребностей системы в новых органах, результат материализации вновь возникающих функций. В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов раскрываются не сразу, a постепенно, но мере проникновения их в природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно комплексно использовать весь арсенал инструментария научного познания: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.