КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Установленный ныне порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения введен с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». На первый взгляд, являясь новым, на самом деле этот порядок во многом возвращает нас к тому, что было до вступления в силу КоАП РФ в 2002 году[207]. При принятии КоАП РФ было определено, что факт опьянения водителей транспортных средств должен устанавливаться только медицинским освидетельствованием на состояние опьянения. Тогда казалось, что подобная новелла являлась шагом вперед в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, обеспечении прав участников дорожного движения. Порядок медицинского освидетельствования и оформления его результатов был установлен Правительством РФ[208], а Инструкция по проведению медицинского освидетельствования водителей – Министерством здравоохранения РФ[209]. Однако, к великому сожалению, на дорогах большинства регионов России не удалось реализовать положения этих актов. Во-первых, организации здравоохранения нередко находятся достаточно далеко от места отстранения водителя от управления транспортным средством (во многих субъектах РФ до 100 км. и более от места на дороге, где инспектором ДПС принято решение о направлении водителя на освидетельствование, нет даже медпунктов, тем более имеющих лабораторное оборудование, необходимое для проведения химико-токсикологического исследования человека), в регионах катастрофически не хватает специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов. На территориях, обслуживаемых тем или иным подразделением ГИБДД, зачастую вообще отсутствуют медицинские учреждения, имеющие право проводить освидетельствование на состояние опьянения[210]. В виду особенностей организации работы медицинских учреждений в отдельных регионах невозможно оформление результатов медицинского освидетельствования в ночное время. Во-вторых, в стране ощущается недостаток врачей и фельдшеров, имеющих соответствующую специальную подготовку. Кроме того, учреждениям здравоохранения, специально оборудованным передвижным пунктам[211], врачам, проводящим освидетельствование, необходимо иметь в достаточном количестве комплекты одноразовых инструментов, расходные материалы и др., чего нередко не хватает. В медицинских учреждениях фактически нет современных технических средств индикации и измерения, внесенных в Государственный реестр средств измерения и разрешенных для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (тем более технических средств, способных с достаточной точностью определять концентрацию алкоголя в организме человека). Не случайно, что на практике массовым явлением стало применение врачами при освидетельствовании водителей тех же самых индикаторных трубок «Контроль трезвости», которые ранее использовались сотрудниками милиции, и которые явно не отвечают указанным выше требованиям, предъявляемым к техническим средствам. Безусловно, медицинским освидетельствованием это назвать нельзя. В-третьих, как показала практика, нередко медицинские учреждения вообще не хотят получать лицензии на осуществление освидетельствования на состояние опьянения. Прежде всего, это увеличивает и так не малый объём их работы. Но кроме этого, сотрудники медицинских учреждений не хотят портить отношение с местным населением, в основном которое должно проходить у них освидетельствование. В этой связи в ряде регионов страны освидетельствование водителей на состояние опьянения в 2002 – 2007 годах осуществлялось с существенными нарушениями требований КоАП РФ, указанных выше постановления Правительства РФ и Инструкции по проведению медицинского освидетельствования. Кроме того, удалённость медицинских учреждений приводило к большим временным затратам, необходимым для доставления водителя на медицинское освидетельствование, что в свою очередь, с учетом ограниченного количества сотрудников ДПС на конкретной территории обусловливало ослабление надзора за дорожным движением, «пропуск» сотрудниками ДПС многих других нарушителей, в частности других водителей, находящихся в состоянии опьянения. Не случайно, что административные наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения составляли в эти годы не более 4% среди всех административных наказаний, назначенных водителям, при доле дорожно-транспортных происшествий, совершенных нетрезвыми водителями, в общем объеме происшествий до 14 – 17%. Необходимость повышения эффективности надзора за дорожным движением, в том числе с целью выявления нетрезвых водителей, соблюдения законности в этой сфере потребовала усовершенствовать правовую основу деятельности ГИБДД, расширить её полномочия в части освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством, на состояние опьянения. Учитывая это, законодатель внес изменения в ст. 27.12 КоАП РФ, отменив необходимость обязательного медицинского освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. В соответствии с ч. 11 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. Такое освидетельствование, согласно новой редакции ч.2 этой статьи, осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, в частности сотрудникам ГИБДД, а также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов определен Правительством РФ[212]. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения прилагается к протоколу об отстранении от управления транспортным средством. Копия акта вручается лицу, подвергнутому освидетельствованию. Лишь при отказе лица от прохождения немедицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, несогласии лица с результатами такого освидетельствования и наличии отмеченных ниже иных обстоятельств это лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование. Порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения также определен данным Постановлением Правительства РФ. Акт медицинского освидетельствования, прилагается к протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копия акта вручается лицу, подвергнутому медицинскому освидетельствованию. В соответствии с указанными Правилами освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежат только те водители транспортных средств, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. При этом такими достаточными основаниями является наличие одного или нескольких следующих признаков: · запах алкоголя изо рта; · неустойчивость позы; · нарушение речи; · резкое изменение окраски кожных покровов лица; · поведение, не соответствующее обстановке. Как уже отмечалось, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны, инженерно- технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти также должностными лицами военной автомобильной инспекции). Освидетельствование осуществляется в присутствии двух понятых. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе и разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. При этом тип таких технических средств измерения должен быть внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений. Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в том числе инспектор ДПС, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма на приборе, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения. При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения. Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом допустимой погрешности технического средства измерения. В случае превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, выявленного в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит при: · его отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; · его несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; · наличии достаточных оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется теми же должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, или должностными лицами военной автомобильной инспекции. Направление на медицинское освидетельствование производится в присутствии двух понятых. Еще раз подчеркнем, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. При этом оно может проводиться как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития РФ требованиям. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности, прошедшим специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом оно может проводиться фельдшером, также прошедшим соответствующую подготовку. Определение состояния опьянения проводится с учетом положений нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале медицинской организации. Однако, несмотря на наличие хорошо урегулированной процедуры осуществления в необходимых случаях медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения, мы, тем не менее, возвращаемся и к практике их освидетельствования непосредственно сотрудниками ДПС. Воистину новое – это хорошо забытое старое! Конечно, сотрудники ДПС должны быть вооружены не примитивными приборами индикаторного типа – трубками «Контроль трезвости», а современными измерительными приборами, позволяющими осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе. При этом, еще раз подчеркнем, могут использоваться только те технические средства, которые внесены в Государственный реестр средств измерения и поверены в установленном порядке, а в случае несогласия водителя с результатами освидетельствования с использованием таких приборов он имеет возможность пройти повторное, теперь уже медицинское освидетельствование. К слову, право проводить анализ пробы выдыхаемого водителем воздуха на содержание этанола с помощью соответствующих приборов предоставлено дорожной полиции многих стран. В Австрии, Дании, Нидерландах, Польше, Швеции полицейские это делают всегда, когда сочтут нужным, независимо от того, подозревается ли водитель, управляющий транспортным средством, в употреблении алкоголя или нет. В Бельгии, Великобритании, Италии, Чехии, Швейцарии такая проверка осуществляется только при подозрении на управление транспортным средством в состоянии опьянения и в случае ДТП. В Великобритании и Испании полиция может проверить водителей с помощью алкометров и при остановке за иное нарушение правил дорожного движения. Как правило, показания приборов имеют значение доказательств по делу (в Австрии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Финляндии, Франции, Швеции и др.), естественно, при условии технической исправности приборов, их периодической метрологической поверки, а также наличия у производящих анализы полицейских соответствующих знаний и навыков. Предоставление сотрудникам ДПС права освидетельствовать водителей на состояние алкогольного опьянения, оснащение их современными измерительными приборами, позволяющими осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе, важно и по другой причине. В соответствии с международными договорённостями, зафиксированными в Европейском Соглашении, дополняющем Конвенцию о дорожном движении, участником которой является и Россия, в странах должен быть допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях – в выдыхаемом воздухе, превышение которого является недопустимым. Во всех случаях максимальный уровень содержания алкоголя в крови не должен превышать 0,8 г. чистого алкоголя на литр крови (0.8 промилле) или 0,4 мг. на литр выдыхаемого воздуха. Массовое использование измерительных приборов, позволяющих определять концентрацию алкоголя в выдыхаемом водителями воздухе, в принципе даст возможность реализовать в России данную международную норму, под которой подписалась и наша страна. Выполняя международные договоренности России, законодатель дополнил ст. 27.12 КоАП РФ примечанием, в котором определил, что понимается в статье под состоянием опьянения. Согласно этому примечанию под состоянием опьянения (применительно к данной статье) следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови (0,3 промилле и более) или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ. Таким образом, впервые в России введен минимально допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови водителя и в выдыхаемом им воздухе. Определять такую дозу сотрудники ДПС могут лишь, будучи оснащенными современными измерительными приборами, позволяющими осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |