Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод бухгалтерского учета




Бухгалтерский учет, как любая наука, имеет свой предмет и метод, что позволяет установить ее содержание и отличие от других наук. Определение предмета бухгалтерского учета впервые было дано Лукой Пачоли в 1494 г. в его классическом труде «Трактат о счетах и записях». Объектом бухгалтерского учета он считал все то, что «принадлежит ему (купцу) на свете как в движимом, так и в недвижимом имуществе», все его «дела крупные и мелкие в том порядке, в каком они состоялись». Такое определение вполне соответствовало духу торгового капитализма, в период подъема которого жил Лука Пачоли.

Изучение того, что учитывается, раскрывает содержание предмета бухгалтерского учета, а изучение того, как ведется бухгалтерский учет, какими основными приемами он осуществляется, позволяет охарактеризовать его метод.

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Объекты бухгалтерского учета можно разделить на три вида:

1) имущество организации по составу и размещению (внеоборотные и оборотные активы);

2) имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства (капитал и резервы), долгосрочные и краткосрочные обязательства):

3) хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.

Бухгалтерский учет как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении отражает все хозяйственные операции, а также имущество и обязательства организации, используемые для осуществления этих хозяйственных операций. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предметом бухгалтерского учета является состояние и использование имущества по составу и размещению, обязательства, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении.

Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается его предмет. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

документация,

инвентаризация,

счета,

двойная запись,

оценка,

калькуляция,

баланс,

отчетность.

Документация — начало учета. Документами оформляются все хозяйственные операции непосредственно в момент и на месте их совершения; поэтому они являются подтверждением действительного совершения той или иной хозяйственной операции. Все последующие записи в накопительных ведомостях, счетах, журналах-ордерах, мемориальных ордерах и т.д. производятся только на основе документов или иных первичных носителей информации, получаемых при использовании ЭВМ. Бухгалтер не может сделать ни одной записи без правильно составленного и соответствующим образом оформленного первичного носителя информации о совершенных операциях. Данные бухгалтерского учета являются достоверными и имеют юридическую силу, так как они строго документированы. Документация обеспечивает достоверность и точность бухгалтерского учета, т.е. строгий контроль.

Отдельные явления не поддаются документальному оформлению в момент их совершения. Это относится и к возникновению естественной убыли за счет усушки, утруски, утечки, угара и т.д. Влияют злоупотребления, хищения, ошибки при измерении и оформлении операций. Все это приводит к расхождениям данных учета с данными фактического наличия. Недостачи или излишки ценностей, наличие ошибок и отклонений могут быть выявлены с помощью инвентаризации. Инвентаризация как метод бухгалтерского учета служит для контроля за правильностью показателей учета, за соответствием реальных процессов и явлений, отражаемых в учете, сохранностью имущества.

Инвентаризация — способ проверки фактического наличия имущества по местам их хранения и использования. Инвентаризация проводится с целью сверки данных учета с данными фактического наличия имущества, что обеспечивает реальность учетных данных. В п. 1 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» записано, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка.

На основе данных инвентаризации в бухгалтерском учете делаются дополнительные записи по оприходованию излишков и списанию (в установленном порядке) недостач. В дополнении к первичной документации она является важным средством контроля за наличием и использованием имущества предприятия. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В процессе инвентаризации устанавливаются не только размеры расхождений, но и причины недостач ценностей, по поводу которых материально ответственные лица дают письменные объяснения. По результатам инвентаризации принимаются решения о регулировании недостач или излишков, выявленных при инвентаризации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на виновных лиц. Если виновные не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Выявленные излишки свидетельствуют о недостатках в организации учета имущества.

Оценка — способ выражения в денежном измерении затрат живого и овеществленного труда, вложенного в отдельные виды имущества или хозяйственных операций. Такое приведение к единообразности является непременным условием бухгалтерского учета, поскольку иначе нельзя было бы обобщать разнородное имущество, имеющее свои особые измерители.

В основе оценки лежит фактическая себестоимость заготовленных материалов, выпущенной готовой продукции, реализованных товаров и т.д. Калькуляция — группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг или заготовленных материальных ценностей. Основные принципы и правила оценки имущества определены нормативными актами, что обеспечивает единообразие учета и реальность показателей отчетности. Они обязательны для всех организаций независимо от форм собственности.

Применение счетов бухгалтерского учета позволяет группировать в единой денежной оценке однородное имущество, источники его формирования и хозяйственные процессы, ранее зафиксированные в документах. Для каждого вида имущества, их источников и процессов открывается отдельный счет. На этих счетах отражаются начальные остатки имущества, их источники и все последующие изменения. Разрозненные учетные данные, зафиксированные в отдельных первичных документах, объединяются на счетах в однородные группы показателей, которые в совокупности характеризуют все процессы, протекающие в организации.

Каждая хозяйственная операция записывается на счетах при помощи метода двойной записи, что обеспечивает непрерывное взаимосвязанное отражение операций на счетах. Бухгалтерские записи делаются одновременно на двух счетах и в одинаковых суммах, показывая равновеликие изменения, которые происходят у разных объектов бухгалтерского учета в результате каждой хозяйственной операции.

Например, приход денег в кассу организации с расчетного счета записывается по дебету счета 50 («касса») и одновременно по кредиту счета 51 («расчетные счета»). Способ двойной записи имеет контрольное значение, так как позволяет проверить полноту записей хозяйственных операции на счетах.

Баланс и отчетность применяются для получения обобщенных показателей о наличии имущества, которым располагает предприятие, об источниках, из которых оно получено, и о финансовом состоянии организации. Бухгалтерский баланс составляется по данным бухгалтерских счетов и периодически проверяется путем инвентаризации. Он представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату. Бухгалтерский баланс состоит из двух частей — актива и пассива. При помощи бухгалтерского баланса можно определить финансовое состояние организации, узнать, какова структура имущества и как оно используется, принимаются ли меры к мобилизации внутренних резервов для улучшения хозяйственной деятельности.

Все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская отчетность — способ получения итоговых показателей за отчетный период (месяц, квартал, год). Она составляется по данным бухгалтерских счетов путем их обобщения и необходимой группировки. Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. К нему прилагаются другие формы отчетности о финансовых результатах и их использовании:

1. Бухгалтерский баланс (форма ‡ 1).

2. Отчет о прибылях и убытках (форма ‡ 2).

3. Отчет об изменениях капитала (форма ‡ 3).

4. Отчет о движении денежных средств (форма ‡ 4).

5. Приложения к бухгалтерскому балансу (форма ‡ 5).

6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма ‡ 6).

7. Пояснительная записка и заключение аудитора (аудиторской фирмы).

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в опубликовании в газетах, журналах, доступных пользователям, либо распространении среди них брошюр, буклетов или других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным лицом.

Элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны. Имущество предприятия, его источники и хозяйственные процессы отражаются в бухгалтерском учете в результате сплошного наблюдения, осуществляемого путем документации и инвентаризации. Хозяйственные операции, зафиксированные в документах, получают денежное выражение при помощи способов оценки и калькуляции. Затем отдельные хозяйственные операции группируются в разрезе объектов бухгалтерского учета с помощью двойной записи на счетах. По данным счетов составляются бухгалтерский баланс и отчетность, содержащие итоговые показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.