Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История экологической этики




Зачем нужна экологическая этика

У экологической этики имеются две главные задачи.

Первая — разрушить старое, потребительско-негуманное отно­шение к природе, основанное на антропоцентрическом мифе, что че­ловек — центр и царь природы.

Вторая — выработать новое, экологическое мировоззрение, осно­ванное на том, что не все должно делаться во имя человека и во благо человека.

Полагаясь только на науки и новейшие технологии, без учета этических положений, человек может создать себе не меньше проб­лем, чем найдет решений. Поэтому научная, правовая, экономичес­кая и иные оценки экологической ситуации надо дополнять этичес­кой оценкой. Экологическая этика предоставляет новые, убедитель-

 

ные аргументы в защиту природы, основанные на таких этических понятиях как «права», «обязанности», «долг», «благо» и т.п.

Экологическая этика тревожит совесть человека, заставляя его лично принимать решения, а не перекладывать их на других.

Конечно, некоторые идеи экологической этики кое-кому покажут­ся сейчас радикальными. Но ничто новое никогда сразу не поддер­живалось большинством. Роль экологической этики как раз и сос­тоит в том, чтобы разработать, провозгласить и защитить идеи, ко­торые со временем покончат с моральным бесправием природы.

Хотя как область исследования экологическая этика выделилась лишь в 1980-х годах, этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым сущест­вам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Фран­циск Ассизский воспринимал животных и растения как своих бра­тьев и сестер. В XVIII и XIX веках в США и Англии появились первые законы о запрете жестокого отношения к животным.

Основателями экологической этики считаются американский эколог Олдо Леопольд (1887-1948) и немецкий врач Альберт

 

Швейцер (1875-1965). В своих классических трудах О. Леопольд («Календарь песчаного графства») и А. Швейцер («Культура и эти­ка») впервые сформулировали идею, что к живым существам и эко­системам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подоб­ным. С 1970-х годов экологическая этика как дисциплина стала преподаваться в США, а затем и в Великобритании, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и других развитых западных стра­нах. С 1979 г. в США стал издаваться первый в мире экологи­ческий журнал — «Экологическая этика».

Австралийским философом П. Сингером, американским Т. Рига-ном и английским экотеологом Э. Линзи в 1970-х — 1980-х годах было сформулировано понятие прав животных, на основе которого вскоре организовалось многомиллионное Движение за освобожде­ние животных. Американец П. Тейлор разработал универсальные этические правила и принципы, а его коллеги Б. Калликотт и X. Ролстон III — понятия о ценностях дикой природы.

Параллельно с экологической этикой бурно развивается биоэтика, рассматривающая вопросы на грани экологии и медицины.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хар­тию природы — первый международный документ, утвердивший эти­ческий принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

В Российской империи впервые о гуманном, этическом отноше­нии к животным было сказано в Уставе благочиния Екатерины II, изданном в 1782 г.

«ст. 7. Буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подними ее.

ст. 8. Блажен кто и скот милует».

Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сере­дине XIX века поэт Николай Щербина:

...Боюсь раздавить я ногою червя, Что ползет под травою Сияньем тепла наслаждаться; Исполнен вниманьем До всякой летающей крошки, И груди сдержав колыханье, В себя не втяну я дыханьем В лучах затерявшейся мошки.

Следует отметить И. Тургенева, Ф. Достоевского и особенно Л. Толстого, немало писавших об этическом отношении к приро­де. А друг последнего, В. Чертков, впервые в России (1890 г.) выс­тупил против любительской охоты, назвав ее «злой забавой» (пре­дисловие к эссе написал Лев Толстой).

В 1899 г. в С.Петербурге вышла книга правоведа С. Фишера «Че­ловек и животное. Этико-юридический очерк», где впервые в Рос-

 

сии было заявлено о правах животных. Позже эти идею поддержа­ли известные пионеры охраны природы профессора А.П. Семенов Тян-Шанский и Г.А. Кожевников, а также Российское общество пок­ровительства животным.

К сожалению, во времена строительства социализма об этичес­ких идеях отношения к природе не было принято ни говорить, ни думать. Особняком выделялся только Д. Андреев, посвятивший эко­логической этике целую главу в своей легендарной книге «Роза ми­ра», написанной в 1940—1950 гг. в тюрьме и изданной только не­давно.

Некоторый интерес к этике отношения к животным стал прояв­ляться в узкой среде высокообразованной советской интеллигенции в 1960-1970 гг. Именно тогда в центральной прессе появились дис­куссии о моральности любительской охоты (благодаря статьям в центральной прессе писателей Л. Леонова и Б. Рябинина весенняя охота в 1969 г. в России была запрещена повсеместно), а при Мос­ковском, Киевском и некоторых других городских обществах охра­ны природы созданы секции по защите животных от жестокого обра­щения.

Однако фундаментально это никак не повлияло на государствен­ную политику — Советский Союз оставался одной из немногих в

 

мире крупных держав (вместе с Китаем и Турцией), где до 1988 г. так и не было создано Всесоюзного общества покровительства жи­вотным, и единственной страной в Европе, не подписавшей Страс-бургской конвенции 1959 г. о безболезненном забое сельскохозяй­ственных животных.

Вновь об экологической этике в странах СНГ заговорили уже в конце 1990-х годов, когда в Москве была издана книга энтузиаста защиты прав животных Т.Н. Павловой «Биоэтика в высшей шко­ле», а также сборник эссе «Экологическая антология» и «Думая как гора».

Позже эстафету издания книг по экологической этике подхва­тил Киевский эколого-культурный центр, который с 1999 г. выпус­кает международный «Гуманитарный экологический журнал», а в 2001 г. провел первый, в рамках СНГ, международный семинар по экологической этике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.