КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История экологической этики
Зачем нужна экологическая этика У экологической этики имеются две главные задачи. Первая — разрушить старое, потребительско-негуманное отношение к природе, основанное на антропоцентрическом мифе, что человек — центр и царь природы. Вторая — выработать новое, экологическое мировоззрение, основанное на том, что не все должно делаться во имя человека и во благо человека. Полагаясь только на науки и новейшие технологии, без учета этических положений, человек может создать себе не меньше проблем, чем найдет решений. Поэтому научная, правовая, экономическая и иные оценки экологической ситуации надо дополнять этической оценкой. Экологическая этика предоставляет новые, убедитель-
ные аргументы в защиту природы, основанные на таких этических понятиях как «права», «обязанности», «долг», «благо» и т.п. Экологическая этика тревожит совесть человека, заставляя его лично принимать решения, а не перекладывать их на других. Конечно, некоторые идеи экологической этики кое-кому покажутся сейчас радикальными. Но ничто новое никогда сразу не поддерживалось большинством. Роль экологической этики как раз и состоит в том, чтобы разработать, провозгласить и защитить идеи, которые со временем покончат с моральным бесправием природы. Хотя как область исследования экологическая этика выделилась лишь в 1980-х годах, этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский воспринимал животных и растения как своих братьев и сестер. В XVIII и XIX веках в США и Англии появились первые законы о запрете жестокого отношения к животным. Основателями экологической этики считаются американский эколог Олдо Леопольд (1887-1948) и немецкий врач Альберт
Швейцер (1875-1965). В своих классических трудах О. Леопольд («Календарь песчаного графства») и А. Швейцер («Культура и этика») впервые сформулировали идею, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным. С 1970-х годов экологическая этика как дисциплина стала преподаваться в США, а затем и в Великобритании, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и других развитых западных странах. С 1979 г. в США стал издаваться первый в мире экологический журнал — «Экологическая этика». Австралийским философом П. Сингером, американским Т. Рига-ном и английским экотеологом Э. Линзи в 1970-х — 1980-х годах было сформулировано понятие прав животных, на основе которого вскоре организовалось многомиллионное Движение за освобождение животных. Американец П. Тейлор разработал универсальные этические правила и принципы, а его коллеги Б. Калликотт и X. Ролстон III — понятия о ценностях дикой природы. Параллельно с экологической этикой бурно развивается биоэтика, рассматривающая вопросы на грани экологии и медицины. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы — первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования. В Российской империи впервые о гуманном, этическом отношении к животным было сказано в Уставе благочиния Екатерины II, изданном в 1782 г. «ст. 7. Буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подними ее. ст. 8. Блажен кто и скот милует». Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в середине XIX века поэт Николай Щербина: ...Боюсь раздавить я ногою червя, Что ползет под травою Сияньем тепла наслаждаться; Исполнен вниманьем До всякой летающей крошки, И груди сдержав колыханье, В себя не втяну я дыханьем В лучах затерявшейся мошки. Следует отметить И. Тургенева, Ф. Достоевского и особенно Л. Толстого, немало писавших об этическом отношении к природе. А друг последнего, В. Чертков, впервые в России (1890 г.) выступил против любительской охоты, назвав ее «злой забавой» (предисловие к эссе написал Лев Толстой). В 1899 г. в С.Петербурге вышла книга правоведа С. Фишера «Человек и животное. Этико-юридический очерк», где впервые в Рос-
сии было заявлено о правах животных. Позже эти идею поддержали известные пионеры охраны природы профессора А.П. Семенов Тян-Шанский и Г.А. Кожевников, а также Российское общество покровительства животным. К сожалению, во времена строительства социализма об этических идеях отношения к природе не было принято ни говорить, ни думать. Особняком выделялся только Д. Андреев, посвятивший экологической этике целую главу в своей легендарной книге «Роза мира», написанной в 1940—1950 гг. в тюрьме и изданной только недавно. Некоторый интерес к этике отношения к животным стал проявляться в узкой среде высокообразованной советской интеллигенции в 1960-1970 гг. Именно тогда в центральной прессе появились дискуссии о моральности любительской охоты (благодаря статьям в центральной прессе писателей Л. Леонова и Б. Рябинина весенняя охота в 1969 г. в России была запрещена повсеместно), а при Московском, Киевском и некоторых других городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения. Однако фундаментально это никак не повлияло на государственную политику — Советский Союз оставался одной из немногих в
мире крупных держав (вместе с Китаем и Турцией), где до 1988 г. так и не было создано Всесоюзного общества покровительства животным, и единственной страной в Европе, не подписавшей Страс-бургской конвенции 1959 г. о безболезненном забое сельскохозяйственных животных. Вновь об экологической этике в странах СНГ заговорили уже в конце 1990-х годов, когда в Москве была издана книга энтузиаста защиты прав животных Т.Н. Павловой «Биоэтика в высшей школе», а также сборник эссе «Экологическая антология» и «Думая как гора». Позже эстафету издания книг по экологической этике подхватил Киевский эколого-культурный центр, который с 1999 г. выпускает международный «Гуманитарный экологический журнал», а в 2001 г. провел первый, в рамках СНГ, международный семинар по экологической этике.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |