КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спрос и факторы, влияющие на спрос
Рынок. Виды рынков. Рыночная инфраструктура. Сущность и функции рынка:
Рынок – это механизм, координирующий действие людей и фирм, которые самостоятельно принимают решения. Для развития и возникновения рынка необходимо:
1. разделение труда и специализация 2. многообразие форм собственности и наличие частной собственности (частная собственность позволяет быстро приспосабливаться к изменениям рыночного спроса) 3. развитие предпринимательства 4. развитие рыночной инфраструктуры, в т.ч сети оптовой, розничной торговли, банковской системы – биржи труда, фондового рынка. Рынок выполняет определенные функции: 1 Ценообразование - рынок регулирует себя через систему свободного ценообразования (если увеличение спроса или избыток спроса над предложением, то поднимаются цены и производится больше товара; если избыток товара на рынке, то снижаются цены и сокращаются производства товара.) 2. Информационную - рынок способствует развитию связей, открытости информационного пространства. 3 Стимулирующую – направляет производство на наибольшую ресурсную отдачу. 1. Регулирующую – меняют ассортимент и повышают качество. 2. Санирующую - отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются.
Структура и инфраструктура рынка: Сферы хозяйства, позволяющие рынку эффективно выполнять свои функции, получили название его – инфраструктуры. Рыночные отношения реализуются по поводу самых разнообразных товаров и услуг, которые становятся объектом купли-продажи. Классификация этих товаров и услуг предопределяет сложную структуру рынка.
Рынок, рассматриваемый с точки зрения объекта купли-продажи, включает 3 компонента: · Рынок товаров и услуг · Рынок труда · Рынок капиталов
Каждый из них обслуживает свою часть совокупного спроса и может включать множество локальных рынков: 1. По ширине охвата – местные (локальные), региональные, национальные и международные рынки. 2. Исходя из конкурентной ситуации - различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции. 3. По объему продаж – оптовый и розничный. 4. По степени регулирования – регулируемый и нерегулируемый. 5. С позиции соответствия правовых норм – легальный и нелегальный (теневой).
_____________________________________________________________________________________ Спрос (D) Спрос – это то количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (Р) в течение определенного времени.
Величина спроса – это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях. Различают индивидуальный и совокупный спрос.
1. Индивидуальный - представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. 2. Совокупный – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос (Qd)– определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах.
Характер зависимости между ценой и величиной спроса выражает – закон спроса. Закон спроса гласит -что при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от уровня цен. Чем выше уровень цен, тем меньше объем спроса представленный на данном рынке. Пример: нам нужно на севере одно зимнее пальто обязательно, но и два не помешало бы, следовательно второе пальто мы покупаем при снижении цены:
Qd = f(Р)<0, Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы или графически.
Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:
Qd = а – bР, где Qd – величина спроса Р – цена а и b – постоянные коэффициенты
Зависимость между ценой и спросом можно описать таблично и графически:
Например: У нас есть тульский пряник, спрос на который меняется вместе с изменением его цены. Р
рис. Кривая спроса Qd Цена товара и величина спроса По горизонтальной оси откладываем – количество товара, а по вертикальной – цену за единицу товара. На графике размещено 7 вариантов спроса на пряники в зависимости от их цены. В результате мы получим 7 точек, каждая из которых выражает количество товара, которое потребитель решает купить по соответствующей цене. Соединив все точки мы получим – кривую спроса. Данная кривая является кривой спроса на конкретный товар. Каждая ее точка показывает величину спроса при каждом уровне цены. Отрицательный наклон кривой говорит об обратной зависимости величины спроса и цены. Движение по кривой спроса показывает изменение величины спроса. При движении от точки А к точке Е - величина спроса уменьшается в соответствии с ростом цены, при движении от точки Е к точке А - возрастает по мере уменьшения цены данного товара.
Выяснив характер закономерности (большее количество товара приобретается по более низкой цене) необходимо понять факторы, влияющие на спрос. Ценовой фактор мы рассмотрели. Это – цена на данный товар влияет на спрос обратно пропорционально. Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие неценовые факторы:
Неценовые факторы: 1. доходы населения - при увеличении доходов увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. есть товары спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением дохода – товары высшей категории (качественное мясо и рыбные продукты, фрукты, овощи и предметы длительного пользования), а есть - в обратной зависимости – товары низшей категории (хлеб, картофель, низкокачественная одежда).
2. спрос и цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Если выросла цена на масло сливочное, то мы покупаем масло растительное или похуже качества. 3. размер рынка - как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена и следовательно увеличивается спрос. 4. число покупателей - здесь прямая зависимость, чем больше на рынке покупателей, тем выше спрос. 5. вкусы, национальные особенности – для японцев – рис, для русских – картофель. 6. ожидание – ожидание высоких цен завтра, следовательно больше покупать товара сегодня.
Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Необходимо различать понятия «изменения величины спроса» и «изменения в спросе»:
1. Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса и передвижение награфике идет от одной точки к другой по кривой спроса. 2. Изменение неценовых факторов спроса приводит к изменению в спросе и означает сдвиг кривой вправо (если он растет) и сдвиг кривой влево (если он падает).
Количество продукции Количество продукции
Рис. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса б) сокращение спроса
Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Спрос при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D1 к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до D2.
Например: если упадет цена на взаимозаменяемый товар (кофе), то спрос на товар-заменитель (чай) упадет - кривая спроса на чай сместится влево вниз.
______________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |