Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и факторы, влияющие на спрос

Рынок. Виды рынков. Рыночная инфраструктура.

Сущность и функции рынка:

 

Рынок – это механизм, координирующий действие людей и фирм, которые самостоятельно принимают решения.

Для развития и возникновения рынка необходимо:

 

1. разделение труда и специализация

2. многообразие форм собственности и наличие частной собственности (частная собственность позволяет быстро приспосабливаться к изменениям рыночного спроса)

3. развитие предпринимательства

4. развитие рыночной инфраструктуры, в т.ч сети оптовой, розничной торговли, банковской системы – биржи труда, фондового рынка.

Рынок выполняет определенные функции:

1 Ценообразование - рынок регулирует себя через систему свободного ценообразования

(если увеличение спроса или избыток спроса над предложением, то поднимаются цены и производится больше товара; если избыток товара на рынке, то снижаются цены и сокращаются производства товара.)

2. Информационную - рынок способствует развитию связей, открытости информационного пространства.

3 Стимулирующую – направляет производство на наибольшую ресурсную отдачу.

1. Регулирующую – меняют ассортимент и повышают качество.

2. Санирующую - отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются.

 

Структура и инфраструктура рынка:

Сферы хозяйства, позволяющие рынку эффективно выполнять свои функции, получили название его – инфраструктуры.

Рыночные отношения реализуются по поводу самых разнообразных товаров и услуг, которые становятся объектом купли-продажи.

Классификация этих товаров и услуг предопределяет сложную структуру рынка.

Рынок, рассматриваемый с точки зрения объекта купли-продажи, включает 3 компонента:

· Рынок товаров и услуг

· Рынок труда

· Рынок капиталов

 

Каждый из них обслуживает свою часть совокупного спроса и может включать множество локальных рынков:

1. По ширине охвата – местные (локальные), региональные, национальные и международные рынки.

2. Исходя из конкурентной ситуации - различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

3. По объему продаж – оптовый и розничный.

4. По степени регулирования – регулируемый и нерегулируемый.

5. С позиции соответствия правовых норм – легальный и нелегальный (теневой).

 

_____________________________________________________________________________________

Спрос (D)

Спрос – это то количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (Р) в течение определенного времени.

 

Величина спроса – это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

 

1. Индивидуальный - представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме.

2. Совокупный – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

 

Рыночный спрос (Qd)– определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах.

 

Характер зависимости между ценой и величиной спроса выражает – закон спроса.

Закон спроса гласит -что при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от уровня цен. Чем выше уровень цен, тем меньше объем спроса представленный на данном рынке.

Пример: нам нужно на севере одно зимнее пальто обязательно, но и два не помешало бы, следовательно второе пальто мы покупаем при снижении цены:

 

Qd = f(Р)<0,

Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы или графически.

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

 

Qd = а – bР, где

Qd – величина спроса

Р – цена

а и b – постоянные коэффициенты

 

Зависимость между ценой и спросом можно описать таблично и графически:

 

Например: У нас есть тульский пряник, спрос на который меняется вместе с изменением его цены. Р

Цена (Р) за единицу изделия (руб)   Объем спроса (Qd) (тыс. шт)
   
   
   
   
   
   
  70

рис. Кривая спроса Qd

Цена товара и величина спроса

По горизонтальной оси откладываем – количество товара, а по вертикальной – цену за единицу товара.

На графике размещено 7 вариантов спроса на пряники в зависимости от их цены. В результате мы получим 7 точек, каждая из которых выражает количество товара, которое потребитель решает купить по соответствующей цене.

Соединив все точки мы получим – кривую спроса.

Данная кривая является кривой спроса на конкретный товар. Каждая ее точка показывает величину спроса при каждом уровне цены. Отрицательный наклон кривой говорит об обратной зависимости величины спроса и цены.

Движение по кривой спроса показывает изменение величины спроса. При движении от точки А к точке Е - величина спроса уменьшается в соответствии с ростом цены, при движении от точки Е к точке А - возрастает по мере уменьшения цены данного товара.

 

Выяснив характер закономерности (большее количество товара приобретается по более низкой цене) необходимо понять факторы, влияющие на спрос.

Ценовой фактор мы рассмотрели.

Это – цена на данный товар влияет на спрос обратно пропорционально.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие неценовые факторы:

 

Неценовые факторы:

1. доходы населения - при увеличении доходов увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары.

есть товары спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением дохода – товары высшей категории (качественное мясо и рыбные продукты, фрукты, овощи и предметы длительного пользования), а есть - в обратной зависимости – товары низшей категории (хлеб, картофель, низкокачественная одежда).

2. спрос и цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Если выросла цена на масло сливочное, то мы покупаем масло растительное или похуже качества.

3. размер рынка - как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена и следовательно увеличивается спрос.

4. число покупателей - здесь прямая зависимость, чем больше на рынке покупателей, тем выше спрос.

5. вкусы, национальные особенности – для японцев – рис, для русских – картофель.

6. ожидание – ожидание высоких цен завтра, следовательно больше покупать товара сегодня.

 

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

  • Эффект дохода – при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объем потребления других экономических благ.
  • Эффект замещения – при более низкой цене покупатель будет приобретать больше дешевых товаров, замещая ими более дорогие аналогичные товары.

 

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Необходимо различать понятия «изменения величины спроса» и «изменения в спросе»:

 

1. Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса и передвижение награфике идет от одной точки к другой по кривой спроса.

2. Изменение неценовых факторов спроса приводит к изменению в спросе и означает сдвиг кривой вправо (если он растет) и сдвиг кривой влево (если он падает).

       
   
 

 


 

Количество продукции Количество продукции

 

Рис. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов:

а) увеличение спроса б) сокращение спроса

 

Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Спрос при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2.

Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D1 к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до D2.

 

Например: если упадет цена на взаимозаменяемый товар (кофе), то спрос на товар-заменитель (чай) упадет - кривая спроса на чай сместится влево вниз.

______________________________________________________________________________________

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Собственность | Предложение и факторы, влияющие на предложение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.