Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция. Конкуренция и монополия: формы и методы




Конкуренция и монополия: формы и методы.

Цена,при которой спрос равен предложению называетсяравновесной (Ре),а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров– равновесным (Qе).

При равновесии: Qd = Qs = Ре х Qе

 

Понижение цены – вызовет превышение спроса над предложением – дефицит

Повышение цены – превышение предложения над спросом – избыток.

 

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется – устойчивостью, ли стабильностью рынка.

________________________________________________________________________________

 

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг.

Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

 

Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкуренция:

1. Стимулирует хозяйственную активность, новшества, качество продукции и.т.д;

2. Создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя им возможность через свои покупательные предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг;

 

В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

· Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение

дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее качества и ассортимента.

Она также возможна без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.

 

· Неценовая конкуренция – это борьба вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продаж.

 

По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают:

 

· Совершенную конкуренцию;

· Несовершенную конкуренцию.

 

Совершенная конкуренция -это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.

 

Отличительные черты совершенно конкурентного рынка:

 

1. число фирм на рынке очень большое;

2. продукция однородна (стандартизирована), больших различий в уровне качества нет;

3. контроль над ценами отсутствует, цена стихийно формируется рынком;

4. условия вступления или выхода из отрасли легкие (нет особых ограничений).

 

Здесь мы имели в виду – чистую (совершенную) конкуренцию.

Черты чистой конкуренции сегодня характерны – для мелкого с/х, фондовой биржи, рынка иностранных валют.

 

Несовершенная конкуренция -это такая экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.

 

К ней относятся:

1. Монополистическая конкуренция когда:

  • Число производителей и продавцов относительно большое, но на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции;
  • Фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика;
  • Контроль каждой фирмы над ценой небольшой, он ограничен;
  • Производится дифференцированная продукция (по качеству, по условиям продажи и.т.д.).

 

2. Олигополия когда «несколько продавцов»

Отличается тем:

1. на рынке малое число крупных фирм (от 2 до 20) – например в США в автомобильной промышленности – ФОРД; «Дженерал моторс» и «Крайслер»;

2. производимые продукты могут быть стандартизированными и дифференцированными (потребительские товары);

3. степень контроля над ценой высока.

 

Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности.

 

3. Чистая монополия «один продаю»

 

1. один продавец на рынке товаров – монополист;

2. товар не имеет аналогов, заменителей;

3. монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм;

4. неценовая конкуренция не ведется.

 

Черты чистой монополии – в населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией.

 

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других.

 

Монопсония – возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя;

Дуополия – на рынке две монополии;

Двухсторонняя монополия – на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель;

Дуопсония – 2 покупателя, множество продавцов;

Олигополия – нескольким покупателям противостоят множество продавцов.

 

Монополия бывает разной:

  1. Естественная монополия – возникает в отраслях, где из-за специфических условий не может быть большого числа конкурентов (электрические, газовые компании и.т.д.);
  2. Искусственная монополия – создается специально путем концентрации в чьих-либо руках определенной хозяйственной деятельности.

 

К ним относятся:

    • Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором участники полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность (организация стран- экспортеров нефти ОПЕК – 11 стран нефтедобывающих);
    • Синдикат – объединение ряда предприятий, производящих однородную продукцию;
    • Трест – монополия, в которой создается совместная собственность группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность – единое управление. (Аэрофлот, городские объединения, тресты столовых, бытовых услуг);
    • Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей) – головная фирма организовывает финансовый контроль за всеми участниками (крупный многоотраслевой комплекс);

Компания, которая владеет акциями участников концерна и благодаря этому влияет на их деятельность – называется холдингом.

· Консорциум -- временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, ж/д..и.т.д.)

  1. Легальная монополия – она образуется в результате появления юридических ограничений на пути конкуренции (лицензирование экспорта, охраны авторских прав и.т.д.);
  2. Открытая монополия – возникает как закономерный результат более эффективного хозяйствования. Играя по правилам рынка участники внедряют новую технологию и.т.д.;

 

Положительные стороны монополии:

  • Продукция отличается высоким качеством;
  • Больше возможности внедрять НТП.

Отрицательные стороны монополии:

  • Возможность застоя и торможения НТП;
  • Усиление неравенства в доходах;
  • Опасность для демократии как в экономике, так и в политике.

 

Монополия – элементы рыночного механизма.

 

Задача государства – нахождения разумного сочетания монополии и конкуренции. Она решается с помощью антимонопольного законодательства.

 

___________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.