КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция. Конкуренция и монополия: формы и методы
Конкуренция и монополия: формы и методы. Цена,при которой спрос равен предложению называетсяравновесной (Ре),а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров– равновесным (Qе). При равновесии: Qd = Qs = Ре х Qе
Понижение цены – вызовет превышение спроса над предложением – дефицит Повышение цены – превышение предложения над спросом – избыток.
Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется – устойчивостью, ли стабильностью рынка. ________________________________________________________________________________
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны. Конкуренция: 1. Стимулирует хозяйственную активность, новшества, качество продукции и.т.д; 2. Создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя им возможность через свои покупательные предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг;
В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы: · Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее качества и ассортимента. Она также возможна без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.
· Неценовая конкуренция – это борьба вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продаж.
По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают:
· Совершенную конкуренцию; · Несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция -это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.
Отличительные черты совершенно конкурентного рынка:
1. число фирм на рынке очень большое; 2. продукция однородна (стандартизирована), больших различий в уровне качества нет; 3. контроль над ценами отсутствует, цена стихийно формируется рынком; 4. условия вступления или выхода из отрасли легкие (нет особых ограничений).
Здесь мы имели в виду – чистую (совершенную) конкуренцию. Черты чистой конкуренции сегодня характерны – для мелкого с/х, фондовой биржи, рынка иностранных валют.
Несовершенная конкуренция -это такая экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.
К ней относятся: 1. Монополистическая конкуренция – когда:
2. Олигополия – когда «несколько продавцов» Отличается тем: 1. на рынке малое число крупных фирм (от 2 до 20) – например в США в автомобильной промышленности – ФОРД; «Дженерал моторс» и «Крайслер»; 2. производимые продукты могут быть стандартизированными и дифференцированными (потребительские товары); 3. степень контроля над ценой высока.
Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности.
3. Чистая монополия – «один продаю»
1. один продавец на рынке товаров – монополист; 2. товар не имеет аналогов, заменителей; 3. монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм; 4. неценовая конкуренция не ведется.
Черты чистой монополии – в населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией.
Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других.
Монопсония – возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя; Дуополия – на рынке две монополии; Двухсторонняя монополия – на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель; Дуопсония – 2 покупателя, множество продавцов; Олигополия – нескольким покупателям противостоят множество продавцов.
Монополия бывает разной:
К ним относятся:
Компания, которая владеет акциями участников концерна и благодаря этому влияет на их деятельность – называется холдингом. · Консорциум -- временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, ж/д..и.т.д.)
Положительные стороны монополии:
Отрицательные стороны монополии:
Монополия – элементы рыночного механизма.
Задача государства – нахождения разумного сочетания монополии и конкуренции. Она решается с помощью антимонопольного законодательства.
___________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |